Чат неактивен

26  Октября ушли из жизни …

Алексей Крылов

русский и советский кораблестроитель, механик, математик, академик

Алексей Крылов, которого называют «отцом отечественного кораблестроения», известен не только созданием основополагающих трудов по строительной механике судов. Гениальный ученый сделал значительный вклад в развитие целого ряда наук, включая математику и механику. Среди его многочисленных работ получили широкое распространение труды по компасному делу и астрономии. Особый интерес вызывают и педагогические взгляды Крылова.

Алексей Николаевич Крылов родился (3) 15 августа 1863 года в селе Висяга Симбирской губернии, в семье с богатыми воинскими традициями. Его отцом был артиллерийский офицер Николай Александрович, участвовавший в Крымской войне (1853-1856), а дед участвовал в Бородинском сражении и взятии Парижа. В числе родственников Крылова были такие выдающиеся ученые как физиолог И.М. Сеченов, основатель отечественной педиатрической школы Н.Ф. Филатов и математик А.М. Ляпунов.

Поэтому не удивительно, что Алексей продолжил военную династию. Окончив с отличием Морское училище, с 1884 года он работал в компасной мастерской Гидрографического управления. Под руководством Иван Петрович де-Колонга он осуществил свое первое научное исследование, которое было посвящено девиации магнитных компасов. Благодаря последующей совместной деятельности де-Колонга и Крылова отечественное компасное дело заняло лидирующие позиции в мире. Спустя полвека за работы в этом направлении Алексей Крылов будет удостоен Сталинской премии.

Продолжив учиться на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии (курс был окончен им в 1890 году), Крылов решил остаться в Академии. С практических занятий по математике, а позже – курса теории корабля, и началась преподавательская работа ученого. Крылов трудился в этом качестве почти до самой смерти.

В 1890-е годы мировую известность приобрел труд Крылова «Теория качки корабля», в котором была значительно расширена теория британского инженера Уильяма Фруда. Работа русского ученого была признана первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой сфере, после чего Крылова избрали в члены Английского общества корабельных инженеров. Исследователь был первым иностранным ученым, которого наградили золотой медалью Британского общества корабельных инженеров.

С 1900 года Алексей Николаевич начал сотрудничать с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, работая над вопросами, связанными с плавучестью судов. Результаты их совместной деятельности и по сей день не потеряли своей актуальности и широко используются в разных странах мира.

В период 1900-1908 годов Крылов заведовал Опытовым бассейном, где смог придать импульс проведению научных исследований в отечественном кораблестроении. Позже ученый возглавил Морской технический комитет. В 1915-1916 годах он занимал пост главы правительственного правления Путиловских заводов, где принимал участие в создании первых российских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».

Революция 1917 года застала Алексея Николаевича на должности члена Правления Российского общества пароходства и торговли. Он сразу же передал большевикам подведомственный ему торговый флот, выразив готовность использовать богатейший накопленных им запас знаний на благо страны. В том же году Крылов был назначен руководителем физической лаборатории Академии наук, а год спустя – на пост консультанта комиссии по особым артиллерийским опытам.

Летом 1919 года Крылов возглавил Морскую академию, которая совсем скоро под его руководством преобразилась и превратилась в одно из ведущих заведений своего профиля. На главных кафедрах технических отделений работали наиболее перспективные ученики Крылова, поэтому уровень преподавания был очень высоким даже по мировым стандартам.

В 1921 году Крылов был командирован Академией наук в зарубежную поездку. В течение последующих лет ученому предстояло еще не раз отправиться за границу, чтобы восстанавливать научные связи, приобретать приборы и техническую литературу. Ученый также занимался вопросами, связанными с покупкой лесовозов и нефтеналивных судов, перевозкой паровых котлов и паровозов, приобретенных тогда Россией в громадных объемах. Как позже вспоминал кораблестроитель, ему удалось «сэкономить около полутора миллионов рублей золотом», модернизировав процесс транспортировки. Обладавший большим авторитетом в Советской России, Крылов большое внимание уделял практическим интересам.

Осенью 1927 года Алексей Николаевич принимал в Париже Пушкинский архив. Организация доставки проводилась со свойственной Крылову выдающейся и разносторонней осведомленностью. Все было сделано в кратчайшие сроки и при минимальных тратах средств госбюджета.

В поездках за рубеж Крылова нередко сопровождала дочь Анна. В 1926 году, приехав в столицу Франции, она познакомилась с русским физиком, который тогда работал в британской Кавендишской лаборатории, но оказался в Париже. Позже Петр Капица – именно так звали талантливого молодого ученого – станет супругом Анны Крыловой.

Крылов плодотворно трудился вплоть до самых преклонных лет. В августе 1941 года, несмотря на решительные протесты ученого, его эвакуировали в Казань. Там им были созданы знаменитые «Мои воспоминания». В Ленинград он вернулся лишь четыре года спустя – в конце лета 1945 года.

Алексей Николаевич Крылов скончался 26 октября 1945 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Похоронили выдающегося отечественного ученого на «Литераторских мостках» Волкова кладбища, неподалеку от первого русского лауреата Нобелевской премии физиолога Ивана Петровича Павлова и другого видного ученого – химика и физика Дмитрия Ивановича Менделеева

Николай Караченцов

советский и российский актер театра и кино, певец, Народный артист РСФСР

Талант Караченцова – поистине многогранен. Актер, певец, каскадер… В театре и кино он сыграл сотни ролей в работах всех жанров, работал с ведущими режиссерами страны. Каждая его роль «прожита», пропущена через себя, в каждой – огромная концентрация внутренней энергии и таланта. А голос Караченцова стал «визитной карточкой» фильмов, в которых он пел.

Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года в Москве. В школьные годы Коля занимался в студии самодеятельности при Центральном детском театре, где получил первые уроки актерского мастерства. В 1963 году Караченцов поступил в Школу-студию имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТе. Талант начинающего артиста заметили сразу. За первую же студенческую работу в спектакле «Метелица», Николай был удостоен приза «за лучшую мужскую роль».

В 1967 году Караченцов в числе десяти лучших выпускников Школы-студии был направлен по распределению в «Ленком». За тридцать с лишним лет творческой деятельности Караченцов сыграл здесь во множестве спектаклей, по праву обретя любовь зрителей и статус одного из ведущих актеров современности. Спектакли с его участием всегда шли с завидными аншлагами.

Приход в 1973 году Марка Захарова перевернул жизнь театра. После успешной пробы Николая в спектакле «Автоград–21», он пригласил актера на главную роль в своей следующей работе – «Тиль» (1974), которая произвела фурор: острые реплики, непривычно смелый текст, новые решения театральной постановки, а имя Николая Караченцова стало известно всей стране.

Не меньший успех имела работа актера в спектакле «Юнона и Авось» (1981), который сразу же стал одной из самых знаменитых московских постановок, культовым спектаклем 1980-х годов. Он и по сей день идет на сцене «Ленкома» и до сих пор собирает аншлаги.

На протяжении десятилетий Николай Караченцов – одна из ярчайших звезд не только театра, но и кино. Актер начал сниматься с 1967 года. Известность и популярность принесли ему роли в фильмах «Старший сын», «Собака на сене», «Трест, который лопнул», «Человек с бульвара Капуцинов», «Криминальный квартет», «Ловушка для одинокого мужчины», «Приключения Электроника», «Чокнутые», «Петербургские тайны», «Досье детектива Дубровского», «Тайны дворцовых переворотов» и др. Многие из этих картин становились лауреатами различных кинофестивалей и конкурсов, были отмечены премиями и наградами.

В театре и кино Караченцов сыграл сотни ролей в работах всех жанров: драмы, комедии, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы и т.д. Актер работал с ведущими режиссерами страны, каждая его роль «прожита», пропущена через себя, в каждой – огромная концентрация внутренней энергии и таланта. Его герои – разные по характеру, но всегда выразительные, запоминающиеся. В работе он демонстрировал высочайшую искренность и самоотдачу.

Талант Караченцова – поистине многогранен. Неизменным успехом пользуется его песенное творчество. Голос Николая стал «визитной карточкой» фильмов, в которых он пел. В 1996 году вышел диск с песнями в исполнении актера «Сны и были Николая Караченцова». Также он работал на дублировании зарубежных фильмов. Голос, которым говорят герои Жана-Поля Бельмондо – это, как правило, голос Николая Петровича. Также он озвучивал и мультфильмы.

Николай Караченцов – Народный артист РСФСР, кавалер орденов Почет и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат Государственной премии РФ и других премий, не раз приглашался в качестве члена жюри на различные конкурсы и фестивали театрального и киноискусства.

В 2005 году Николай Караченцов попал в автомобильную аварию, в результате которой получил серьезную черепно-мозговую травму. Процесс выздоровления затянулся, и до конца актер так и не смог восстановиться. Однако при поддержке своей жены он участвовал по мере возможностей в творческой деятельности – в различных творческих вечерах и встречах. Также в 2008 году Николай Петрович принял участие в работе по подготовке к изданию второй книги из серии «Автограф века», а в октябре 2013-го сыграл небольшой эпизод в фильме «Белые Росы. Возвращение».

В сентябре 2017 года у актера диагностировали неоперабельную раковую опухоль в левом лёгком. 26 октября 2018 года Николая Караченцова не стало. За день до дня рождения.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments