26 Мая в Истории

26 Мая в Истории

26 мая 1829 г.
191 год  назад

Победа русских в сражении у Босфора в ходе русско-турецкой войны (1828–1829)


Художник М.Ткаченко «Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями» (1907)

(14) 26 мая 1829 года в ходе Русско-турецкой войны российский корабль «Меркурий» одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями в районе Босфорского пролива. Произошло это так: 18-ти пушечный бриг «Меркурий», курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с турецкой эскадрой. Командир брига капитан-лейтенант А.Казарский решил вступить в бой и, в случае необходимости, взорвать один из неприятельских кораблей вместе с собой.

Искусно маневрируя и не давая противнику воспользоваться десятикратным превосходством в артиллерии, бриг «Меркурий» сбил ядрами своих орудий всю парусную оснастку неприятеля и оставил его в «совершенно жалком виде», тем самым, нанес такие поражения неприятельским кораблям, что после трехчасового боя они прекратили преследование. Русский корабль возвратился на базу, в Севастополь. В сражении погибли четверо моряков, командир был ранен в голову. Подвиг капитана и команды брига «Меркурий» вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником морального превосходства русских моряков.

Один из турецких штурманов – участников этого боя – позднее написал: «Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы: оно называется капитан-лейтенант Казарский и бриг «Меркурий»».

В ознаменование этого подвига в Севастополе на морском бульваре был установлен памятник с надписью на пьедестале: «Казарскому. Потомству в пример…». Знаменитый художник Айвазовский написал несколько картин, посвященных этому бою. Самому бригу «Меркурий» и отличившемуся ранее линейному кораблю «Азов» впервые в истории русского флота были присвоены почетные георгиевские флаги. Для экипажей кораблей установили ношение на бескозырках черно-оранжевой ленты: черный цвет символизировал порох, оранжевый – пламя.

26 мая 1896 г.
124 года назад

Учреждена медаль «В память коронации Императора Николая II»


Наградная серебрянная медаль «В память коронации Императора Николая II»

(14) 26 мая 1896 года российский император Николай II своим высочайшим именным указом, данным Сенату, учредил наградную серебряную медаль «В память коронации Императора Николая II». Ее предполагалось носить на Андреевской ленте.

Согласно императорскому указу, данной медалью награждали: всех состоявших на действительной службе классных, неклассных и нижних чинов, находившихся во время коронации в Москве; всех сословных и других представителей, бывших в Москве на торжествах коронации императора; всех лиц, принимавших участие в работах по приготовлению и устройству торжеств коронации; а также медальеров, мастеровых и рабочих Санкт-Петербургского монетного двора, изготавливавших медали.

Причем данной медалью награждали также и женщин (что было редкостью для царской России), которые могли быть причислены к приведенным категориям награждаемых. Медали выдавали из Капитула орденов. Всем награжденным также выдавались свидетельства на право ношения медали.

За два года после издания указа на Санкт-Петербургском монетном дворе было отчеканено и вручено более 151 тысячи экземпляров. Медаль была диаметром 27 миллиметров и изготавливалась из серебра.

На лицевой стороне был изображен портрет императора Николая II, смотрящего влево. Надпись по окружности гласила: слева «Б. М. НИКОЛАЙ II ИМПЕРАТОРЪ», справа «И САМОДЕРЖЕЦЪ BCEPОCC.». На оборотной стороне под императорской короной была расположена надпись: «КОРОНОВАНЪ | въ Москве | 14 МАЯ 1896».

Хотя основную часть экземпляров медали отчеканили на Санкт-Петербургском монетном дворе, но часть заказа передали частным фирмам. В связи с этим вскоре появились и другие разновидности медали, вернее ее производные. Теми же штемпелями из «белого металла» чеканили и изготавливали маленькие «фрачные» медальки, жетоны и другие виды.

26 мая 1913 г.
107 лет назад

Cовершил первый полет первый в мире многомоторный самолет «Русский витязь» инженера Сикорского


Многомоторный самолет «Русский витязь» Игоря Сикорского на почтовых марках СССР

26 мая 1913 года в Петербурге состоялся первый в мире полет многомоторного самолета «Русский витязь», который был создан молодым инженером Игорем Сикорским в качестве опытного самолёта для стратегической разведки. Предусматривалось размещение как двух, так и четырёх моторов. Самолет имел первоначальное название «Гранд» или «Большой Балтийский», а после некоторых доработок – «Русский витязь». Молва о воздушном гиганте покатилась по России.

Император Николай II выразил желание осмотреть его. Самолет перегнали в Красное Село, царь поднялся на борт. Вскоре Сикорскому передали от него памятный подарок – золотые часы. Самолет, превосходивший по размерам и взлетному весу все, построенные до сих пор, положил начало новому направлению в авиации – тяжелому самолетостроению. Машина молодого инженера Игоря Сикорского открыла новую страницу в истории мировой авиации. Через два с половиной месяца этот же самолет установил мировой рекорд, продержавшись в воздухе 1 час 54 минуты с семью пассажирами на борту. «Русский витязь» стал родоначальником всех последующих пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов в мире.

Вскоре изобретатель уже на Русско-балтийском вагоностроительном заводе построил второй свой самолет «Илья Муромец» с 100-сильным двигателем и размахом крыльев 31 метр, на котором сам совершил перелет из Петербурга в Киев и обратно. В 1914 году решением военного министра России было введено в действие положение «Об организации эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», который по техническим характеристикам не имел себе равных на то время. В последующие годы Сикорским были созданы вертолеты-краны, вертолеты-амфибии, вертолеты-тральщики, турбинные вертолеты с убирающимися шасси и 15 типов самолетов. Один за другим его изобретения устанавливали мировые рекорды грузоподъемности и скорости, а некоторые модели вообще не знали себе равных многие годы.

26 мая 1938 г.
82 года  назад

Заложен фундамент первого завода «Фольксваген»

История концерна «Фольксваген» началась в 1934 году. Когда только что пришедший к власти в Германии А.Гитлер выдвинул требование – разработать для немецкого народа небольшой, надежный и дешевый автомобиль. Это было поручено Ф.Порше – знаменитому немецкому конструктору, который уже через пару лет создал несколько прототипов первого «народного автомобиля» («volk» – народ, «wagen» – автомобиль). Один из них и был одобрен фюрером.

Этот первый Фольксваген получился удачным, и о нем заговорили, появились многочисленные публикации, в 1938 году в статье New York Times «Фольксваген» окрестили за внешнее сходство «жуком». Это прозвище настолько прижилось, что стало визитной карточкой автомобиля. Для массового производства этого «народного автомобиля» 26 мая 1938 года в немецком городе Вольфсбурге началось строительство крупнейшего автозавода «Фольксваген».

Гитлер лично заложил первый камень под заводскую новостройку, а вскоре была создана фирма «Volkswagenwerk GmbH». Но надвигавшаяся война помешала наладить выпуск «Жука». Их была произведена всего дюжина, один из которых с удовольствием использовал и сам фюрер. Во время Второй мировой войны строительство «Фольксвагена» было приостановлено, а завод перепрофилирован на производство военной продукции. После окончания войны предприятие попало под контроль англичан, в чьей зоне оккупации находился Вольфсбург. Они и передали заводу заказ на 20 тысяч автомобилей, и в 1947 году «Жук» был выставлен в Ганновере и привлек к себе большое внимание. Вскоре завод получил заказы на автомобиль из многих европейских стран.

В 1948 году сменилось руководство концерна, его возглавил Г.Нордхофф, а в состав вошли дипломированные инженеры с международным опытом работы на автозаводах и умевшие нестандартно мыслить. С их приходом автомобиль был усовершенствован, была налажена сеть автосервиса, постоянно велась работа с западными клиентами, открыта сеть дочерних предприятий за рубежом. Все это помогло создать концерну мощную сеть сбыта автомобилей и стать крупнейшим немецким индустриальным концерном с многомиллионными годовыми доходами.

В 1960 году «Фольксваген» был реорганизован в акционерное общество, а его «Жук» буквально заполонил мир. Но спад продаж на автомобильном рынке заставил компанию уделить внимание разработкам, и в 1970-х годах появились принципиально новые модели, наиболее удачной из которых стала «Гольф». Именно эта модель ознаменовала собой новый этап конкуренции в производстве класса компактных автомобилей, которые стали называться «гольф-классом».

В настоящее время немецкий автомобильный концерн «Фольксваген» – один из крупнейших по объемам продаж в мире, имеет свои заводы в 15 странах и выпускает автомобили под известнейшими марками, среди которых – Audi, SEAT, Skoda, Volkswagen, Rolls-Royce, Bentley, Bugatti и Lamborghini. Кроме легковых автомобилей, завод также осуществляет выпуск грузовиков и микроавтобусов. Штаб-квартира находится в Вольфсбурге.

Сегодня каждый пятый новый автомобиль, проданный в Западной Европе, приходится на «Volkswagen Group», что не случайно. Концерн предлагает целую серию современных автомобилей, отличающихся немецкой надежностью, качеством, которые воплощают в себе последние достижения в области автопроизводства, делая историей то, что вчера было мечтой

26 мая 1948 г.
72 года назад

Временное правительство Израиля издало «Указ о создании Армии обороны»

Женский корпус Армии обороны Израиля был создан уже в мае 1948 года
В середине мая 1948 года на политической карте мира появилось Государство Израиль. Маленькая страна тут же вступила в вооруженный конфликт с крупными арабскими государствами, доказывая свое право на существование. Та первая арабо-израильская война привела к бесконечному ближневосточному противостоянию, которое и сегодня во многом определяет политику стран региона и мировых держав.

26 мая 1948 года Временное правительство Израиля издало «Указ о создании Армии обороны» (русифицированная ивритская аббревиатура – ЦАХАЛ). Произошло это спустя 11 дней после того, как на Государство Израиль напали одновременно несколько стран – Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Ирак. Все невошедшие в ЦАХАЛ вооруженные структуры были объявлены вне закона.

Первая арабо-израильская война продолжалась больше года. Победа досталась Израилю дорогой ценой: погибли около 4000 солдат и 2000 мирных жителей.

После этих событий Израиль ввел систему обязательной воинской службы. При чем с самого начала обязательной она была как для мужчин, так и для женщин, поскольку иначе невозможно было обеспечить армию достаточным контингентом.

Женский корпус был создан уже в конце мая 1948 года, и его первым командующим стала полковник Шошана Гершон, уроженка России, воевавшая в Хагане и британских войсках.

26 мая 1972 г.
48 лет назад

В Мюнхене открыт стадион «Олимпиаштадион»


Трибуны и часть территории олимпийского парка покрывал гигантский висячий шатер из стальных тросов и акрилового стекла

26 мая 1972 года в Мюнхене (Германия) открылся новый стадион «Олимпиаштадион». Первым спортивным событием, собравшим здесь зрителей, стал товарищеский матч между сборными ФРГ и СССР. Тогда победу со счетом 4:1 одержала команда ФРГ.

Сам стадион был специально спроектирован и возведен к началу Олимпийских игр 1972 года, которые (повторно после 1936 года) принимала Германия. Его строительство велось на протяжении четырех лет — с 1968 по 1972 годы.

Гостей Олимпиады встретил огромный спортивный комплекс, способный вместить 69 256 человек (57 456 сидячих мест, 11 800 стоячих и 100 мест для инвалидов). Размер футбольного поля составлял 105 на 68 метров, на поверхность газона автоматически подавалась вода. Трибуны и часть территории олимпийского парка, на которой располагается «Олимпиаштадион», покрывал гигантский висячий шатер из стальных тросов и акрилового стекла. Благодаря этому внешне он был похож на невероятно огромную стеклянно-стальную конструкцию «из будущего». На постройку стадиона ушло 137 миллионов марок.

Примечательно, что «Олимпиаштадион» был возведен на месте аэродрома, где в 1938 году приземлился самолет Невилла Чемберлена. Тот прилетел на встречу с Гитлером, в процессе которой было подписано Мюнхенское соглашение.

После окончания Олимпийских игр «Олимпиаштадион» стал использоваться для проведения многих футбольных матчей, в том числе европейского и международного уровней. Так, в 1974 году здесь состоялся финал чемпионата мира, в котором сборная ФРГ со счетом 2:1 выиграла у сборной Нидерландов. А в 1988 году в финале чемпионата Европы уже сборная Нидерландов разгромила команду СССР со счетом 2:0. Также в 1979, 1993 и 1997 годах здесь проходил финал Лиги чемпионов.

Сегодня на поле стадиона проводятся не только футбольные встречи, но и разнообразные соревнования по другим видам спорта. А еще «Олимпиаштадион» является домашним стадионом футбольного клуба «Бавария» и одной из главных достопримечательностей Мюнхена. В живописной парковой зоне «Олимпиапарк», в самом центре которой расположен легендарный стадион, всегда бывает много туристов

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments