18 марта

День Парижской коммуны


Эжен Делакруа “Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)” (1830 год, Лувр)

День Парижской коммуны отмечается трудящимися мира в ознаменование победы 18 марта 1871 года первой пролетарской революции. Решение отмечать 18 марта как первую успешную попытку рабочих захватить политическую власть было принято 20 февраля 1872 Генеральным советом 1-го Интернационала.

Парижской коммуной (La Commune de Paris) называли революционное правительство, сформированное в Париже во время революционных событий 1871 года. После установления перемирия между Францией и Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волнения, которые переросли в революцию.

В результате революции было установлено самоуправление, продолжавшееся с 18 марта по 28 мая 1871 года. Возглавляли Парижскую коммуну представители партий социалистов и анархистов. Лидеры обоих течений провозгласили Парижскую коммуну первым образцом диктатуры мирового пролетариата.

Несмотря на то, что 28 мая революция была повержена, но День Парижской коммуны стал символом победы пролетариата в борьбе за власть. Эта дата вошла в историю как свершение первой в мире пролетарской революции.

До 1917 года День Парижской коммуны отмечали в России на нелегальных собраниях рабочих и революционных организаций. Этот революционный день впервые начал широко отмечаться после того, как ЦК Международной организации помощи борцам революции (МОПР) в марте 1923 объявил День Парижской коммуны своим праздником (отмечался до 1990 года).

18 марта

Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев


Святой благоверный князь Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин

Святой благоверный князь Феодор был сыном смоленского князя Ростислава Мстиславовича и происходил от святого равноапостольного князя Владимира. Полагают, что князь Феодор родился между 1240 и 1245 годами. По свидетельству его жизнеописателя, князь от юных лет был воспитан в благочестии и научен божественным догматам, которыми с любовью наполнялось его сердце.

У Феодора было два брата, Глеб и Михаил, которые, после смерти отца, обидели его, дав ему в удел только город Можайск. Феодор не сердился на братьев и терпеливо владел этим уделом. В те времена Можайск был еще очень молодым, бедным и малонаселенным городком с небольшой округой и прилежащими селами. Но Феодор принял удел безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного.

В короткое время умный и добрый князь сумел сделать свой удел и людным, и не бедным, за что заслужил благоговейную любовь народа. Примерно в 1267 году князь Феодор женился на ростовской княжне Марии Васильевне, после чего получил во владение город Ярославль. После смерти своего брата Михаила он наследовал и Смоленское княжение, благочестиво и богоугодно проживая в Ярославле.

В те времена, времена татарского ига, существовал обычай, чтобы русские князья ездили в Орду к хану, для утверждения в княжеском достоинстве. Отправился туда и ярославский князь Феодор с многочисленными дарами для хана и его супруги. В Орде он был принят весьма благосклонно и служил при дворе хана в качестве очень уважаемого любимца. Мужественная красота и ум его несказанно пленили жену хана, и она пожелала выдать за него свою дочь. Но Феодор не принял ее предложение, сказав, что у него есть жена в Ярославле.

Испросив себе от хана утверждение на княжение в Ярославле и получив такое, благоверный князь Феодор уехал из Орды домой. Прибыв в Ярославль, он узнал, что супруга его скончалась. Феодор хотел войти в город, где в то время жили сын его Михаил и теща, но бояре и теща не пустили его, сказав: «У нас не в обычае, — говорили они, — принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодора, Михаила».

Святой Феодор снова отправился в Орду просить хана, но снова ярославцы не пустили князя в город. И снова жена хана сватала за Феодора свою дочь. Но теперь уже и сам хан не соглашался отдавать свою дочь иноверцу. Прошло немало времени до того, как разрешенная свадьба состоялась, и ханская дочь после крещения получила имя Анна.

Новобрачные жили в Орде, и князь Феодор был уважаем и любим ханом. У Феодора и Анны родились два сына — Давид и Константин. Вскоре Феодор получил известие, что его русский сын Михаил скончался, и Феодор стал просить хана отпустить его на русскую землю вместе с княгиней и сыновьями.

Святой князь прибыл в Ярославль с большим почетом и княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно до глубокой старости. Заболев и чувствуя, что эта болезнь — предсмертная, он позвал к себе княгиню-супругу и детей своих и завещал им пребывать в любви и мире. Затем он велел отнести себя в монастырь и там с великою радостью принял от игумена иноческий образ и в течение всего того дня радовался и благодарил Бога за то, что Он сподобил его этого дара, которого давно желала душа его.

Феодор скончался в 1299 году. Его погребли в храме Преображения Господня. Его сын и преемник князь Давид умер в 1321 году, а год кончины князя Константина точно не установлен. Тела сыновей, согласно выраженному ими при жизни желанию, были положены возле тела их отца, в склепе под сводами храма, не в земле, а поверх ее в гробницах.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments