Чат неактивен

17  Августа ушли из жизни …

Умберто Боччони

итальянский художник, скульптор и теоретик футуризма

Умберто Боччони (итал. Umberto Boccioni) родился в Реджо-ди-Калабриа (на юге Италии) 19 октября 1882 года в семье чиновника. Получил художественное образование в Риме, где обучался с 1898 по 1902 годы. Одновременно изучал технику пуантилизма у Джакомо Балла. В конце 1906 – начале 1907 года посещал курсы рисования в Академии изящных искусств в Венеции.

В начале творчества его стиль был близок веризму. Впоследствии Умберто испытал воздействие кубизма. Особое влияние на Боччони оказал Филиппо Маринетти – основоположник и теоретик футуризма в европейской литературе. Боччони адаптировал идеи Филиппо Маринетти к визуальному искусству, выпустив в 1910 году «Технический манифест футуристической живописи».

С этого же года Боччони стал главой и теоретиком футуризма в итальянском изобразительном искусстве. В своих работах Боччони пытался воплотить абстрактное ощущение динамизма индустриальной эпохи, изображая вихреобразное движение взаимопересекающихся форм и плоскостей.

Умберто Боччони. Состояния души. 1911

В 1912 году, после посещения парижских студий Жоржа Брака, Александра Архипенко, Константина Брынкуши, Раймона Дюшан-Вийона и, вероятно, Медардо Россо, Боччони решает также заняться скульптурой.

Усвоив опыт кубизма, он активно работал и как скульптор, придавая процессу дробления и «раскручивания» форм реальную связь с окружающей средой. В том же году он вместе с другими футуристами выставил свои работы в галерее Бернхафма-младшего, в 1913 году была организована выставка скульптур.

В начале Первой мировой войны Боччони был призван в армию. 16 августа 1916 года он упал с лошади во время тренировочных упражнений кавалерии и, получив смертельную травму, умер на следующий день – 17 августа.

Валентин Плучек

советский и российский театральный режиссер и актер, Народный артист СССР

Валентин Николаевич Плучек родился 4 сентября 1909 года в Москве, в еврейской семье. Рано оставшийся без отца, в детстве он не мечтал об актерской карьере. Юноше в те суровые годы пришлось нелегко. Не сойдясь с отчимом, Валентин сбежал из дома, прибившись к беспризорникам. В результате он попал в детский дом.

По словам самого Плучека, в юности у него проявлялись различные таланты. Окончив семь классов, он с легкостью поступил во ВХУТЕМАС (художественные мастерские), а еще интересовался литературой.

В 1926 году Плучек был зачислен на актерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Всеволода Мейерхольда. Спустя три года решил поступить на режиссерский факультет, одновременно начав службу в Театре им. Мейерхольда (ГосТиМ). Дебютной для него стала крошечная роль в «Ревизоре» по одноименному произведению Николая Гоголя.

Признание публики и лестный отзыв Владимира Маяковского появились позже, когда Плучек исполнил сразу три эпизодические роли в «Клопе» поэта. В 1930 году Маяковский настоял, чтобы в спектакле «Баня» Моментальникова играл лишь этот артист.

Желая попробовать себя в качестве постановщиков, многие молодые режиссеры покидали театр Мейерхольда, чтобы найти возможность реализоваться. Однако Плучек оставался. Он лишь раз задумался об уходе от учителя, когда между ними произошла ссора, однако сразу же вернулся, ведь он «нигде не мог так безошибочно найти самого себя», как у Мейерхольда.

Вместе с тем, выступая в ГосТиМе, в 1932 году Валентин Плучек создал собственный театр – ТРАМ электриков, взяв за основу самодеятельный коллектива, существовавший при Электрозаводе. Именно там начиналась карьера Зиновия Гердта, который тогда обучался в ФЗУ Электрозавода.

В начале 1938 года Театр им. Мейерхольда закрыли. Год спустя Плучек совместно с драматургом Алексеем Арбузовым организовал в Москве театральную студию, куда из ТРАМа электриков перешли Исай Кузнецов и Зиновий Гердт. В числе артистов так называемой «Арбузовской студии» также были Всеволод Багрицкий, Александр Галич, Валентина Архангельская и Татьяна Рейнова.

После спектакля «Город на заре», поставленной в «Арбузовской студии» о Плучеке заговорили как о режиссере. Премьера постановки по пьесе, написанной самими студийцами под руководством Арбузова, состоялась незадолго до начала Великой Отечественной войны. Студия фактически распалась, когда большинство артистов отправились на фронт. В те годы Плучек возглавил драматический театр Северного флота в Полярном, где им был создан ряд спектаклей.

В 1945 году, после окончания войны, Валентин Николаевич возглавил Московский гастрольный театр, но проработать там успел мало. Из-за «борьбы с космополитизмом», начавшейся в 1948 году, режиссера уволили. Однако это определило судьбу Плучека на много лет вперед – его пригласили в Московский театр Сатиры. Режиссерским дебютом Плучека в новом театре стала постановка «Не ваше дело», созданная в 1950 году. Позже он ставил пьесы Маяковского, которые стали важным этапом не только для творчества самого режиссера, но и развития Театра Сатиры.

В конце 1950-х годов спектакль «Дамоклов меч» Назыма Хикмета стал одним из наиболее обсуждаемых театральных событий в Москве, а несколько лет спустя был создан не менее скандальный «Теркин на том свете» Александра Твардовского. Главную роль в этом спектакле сыграл выдающийся советский артист Анатолий Папанов, а музыку написал композитор Родион Щедрин.

Валентину Плучеку, который к тому времени был назначен главным режиссером, удалось собрать превосходный коллектив артистов – на сцене Театра Сатиры блистали Татьяна Пельтцер и Вера Васильева, Андрей Миронов и Ольга Аросева, Георгий Менглет и Михаил Державин, а также многие другие актеры, давно и хорошо известные зрителям. Немаловажно, что при Плучеке Театр Сатиры был открыт и для поисков молодых режиссеров. Именно там получил признание Марк Захаров, который ставил ряд спектаклей.

В числе наиболее известных постановок Валентина Плучека – «Ревизор» Николая Гоголя, «Женитьба Фигаро» Пьера-Огюсена Бомарше с Андреем Мироновым в главной роли, остававшийся в репертуаре в течение многих лет «Женский монастырь» Владимира Дыховичного и Мориса Слободского и многие другие. В 1982 году состоялась премьера спектакля «Самоубийца» по пьесе Николая Эрдмана. Произведение, созданное много лет назад, оказалось столь современным и злободневным, что постановку вскоре запретили. Лишь четыре года спустя Плучек решил восстановить «Самоубийцу». Однако получился уже совсем другой спектакль.

Скончался талантливый режиссер Валентин Николаевич Плучек в Москве 17 августа 2002 года в возрасте 92-х лет, был похоронен на столичном Ваганьковском кладбище.

Поделитесь публикацией

Оставьте комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Subscribe  
Уведомлять