15 декабря 1791 г

15 декабря 1791 г


223 года назад

Вступили в силу первые 10 поправок к Конституции США — «Билль о правах»


В 1787 году Конституция США была ратифицирована всеми штатами Конфедерации при условии того, что спорные положения документа будут изменены или дополнены. Так появились 12 поправок к Конституции, из которых только 10 были одобрены штатами.

25 сентября 1789 года Первый Конгресс Соединенных Штатов проголосовал за первые десять поправок и разослал их по штатам для обсуждения и голосования. 15 декабря 1791 года пришел ответ десятого штата – Вирджинии, население которой проголосовало за десять из двенадцати предложенных статей. Что ознаменовало вступление в силу этих первых 10 поправок к Конституции США — «Билля о правах».

Поправки к Конституции США содержат положения об основных правах и свободах человека и гражданина, а также разграничения компетенций федеральной власти и правительств штатов.

Истоки Билля о правах прослеживаются еще со времен Великой Хартии вольностей, принятой в Великобритании в 1215 году, и английского Билля о правах 1689 года.

Американский Билль в определенной степени реализует идею равенства всех граждан Америки. Однако непосредственным источником Билля считается Декларация о правах Вирджинии 1776 года, созданная Джорджем Мейсоном.

Билль о правах имеет силу основного закона и считается составной частью Конституции США. Его положения имеют высшую юридическую силу и прямое действие. В случае противоречия актов Конгресса положениям Билля, Верховный суд США признает последние недействительными.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

15 декабря 1875 г.
139 лет назад

В парижском «Журнале воспитания и развлечения» завершена публикация романа Жюля Верна «Таинственный остров»


15 декабря 1875 года в парижском «Журнале воспитания и развлечения», предназначенном для молодежной аудитории, закончилась публикация одного из лучших романов Жюля Верна «Таинственный остров». Читательский интерес к журнальному изданию этого произведения неизменно поддерживался на протяжении 2-х лет, так как начало романа поступило к подписчикам еще 1 января 1874 года.

Его сюжет представлял собой модернизированную версию «Робинзона Крузо». Однако у Жюля Верна, в отличие от классической книги Даниэля Дефо, безымянный, необитаемый остров становится пристанищем не героя-одиночки, а целой группы смельчаков-американцев: инженера Сайруса Смита, журналиста Гедеона Спилета, моряка Пенкрофа, слуги-негра Наба и подростка Герберта.

Оказавшись во время Гражданской войны в США на рабовладельческом Юге, они бежали на воздушном шаре из осажденного северянами Ричмонда, рассчитывая присоединиться к борцам против рабства. Однако, застигнутые ураганом, эти люди, вместе со своей собакой Топом, оказываются очень далеко от своей цели. Мужественные, умелые и трудолюбивые, опекаемые также неким таинственным и могущественным помощником, они проводят на острове, названном в честь президента Линкольна, целых 4 года и создают свой мир: пашут землю, разводят скот, плавят железо, строят мельницу, гидравлический лифт и другие машины.

В конце концов, они находят загадочного покровителя, оказавшегося капитаном Немо, который умирает на борту своей подводной чудо-лодки «Наутилус», и отбывают на родину, встретив яхту «Дункан», под командованием капитана Роберта Гранта.

Так «Таинственный остров» завершил знаменитую трилогию Жюля Верна, начатую «Детьми капитана Гранта» (1867) и продолженную книгой «20 000 лье под водой» (1869).

15 декабря 1905 г.
109 лет назад

В Санкт-Петербурге основан Литературный музей Института русской литературы РАН («Пушкинский дом»)


Пушкинский Дом

«Пушкинский Дом» – один из старейших литературных музеев России. Здесь находится самое богатое собрание документальных и художественных материалов, связанных с историей русской литературы.

Первоначально музей размещался в помещениях Академии наук. В 1927 году ему было предоставлено здание бывшей Таможни (1828-1832, архитектор И.Ф. Лукини), в котором он находится и поныне. Литературный музей, являющийся отделом Института, расположен на втором этаже.

Собрание Литературного музея с самого начала его существования формировалось за счет пожертвований частных лиц, приобретения известных коллекций – первого в мире Пушкинского музея, основанного в Париже А.Ф. Онегиным (Отто), Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища, Некрасовского и Толстовского музеев и др.

Коллекция музея насчитывает всего около 120 тысяч экспонатов. В его экспозиции представлена русская литература 18 – начала 20 века, особое место занимают имена Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других.

Открыт Лермонтовский зал с уникальной коллекцией живописи и рисунком М.Ю. Лермонтова; хорошо представлен «Серебряный век» русской литературы. В залах музея проходят временные выставки, посвященные знаменательным датам российской словесности.

В фондах музея хранятся многочисленные портреты русских писателей 18 – 20 веков (среди них произведения Д.Г. Левицкого, А.А. Иванова, Н.Н. Ге), редкие фотографии, бытовые и художественные предметы 18 – начала 20 века, собрание иллюстраций к произведениям русских писателей.

Особое место занимают живопись и графика самих литераторов, мемориальные личные вещи, экспонаты с автографами известных литературных деятелей, а также посмертные маски знаменитых русских литераторов.

15 декабря 1923 г.
91 год назад

Зарегистрирована эмблема автомобилестроительной фирмы «Шкода»


В 1869 году молодой инженер Эмил Шкода приобрел небольшой механический завод в городе Пльзень. Со временем завод превратился в одно из крупнейших машиностроительных предприятий Австро-Венгерской империи. В 1905 году там началось изготовление тяжелых армейских грузовиков и тягачей «Шкода».

После распада Австро-Венгрии, с 1919 года, завод «Шкода» стал одним из ведущих предприятий новорожденной Чехословакии. Тогда же в его структуре был открыт цех для изготовления автомашин гражданского назначения. В 1921 году появились первые 3-тонные грузовики «Шкода», а в 1923 году, в локомотивном цехе завода, по лицензии английской фирмы «Сентинел» началась сборка и пятитонных паровых грузовиков.

15 декабря 1923 года в чешском городе Пльзень была зарегистрирована эмблема автомобилестроительной фирмы «Шкода» – крылатая стрела с пятью стилизованными перьями и словом «Шкода» внутри круга.

Летом 1925 года начался новый этап в развитии фирмы, когда в состав Пльзеньского промышленного комбината была включена фирма «Лаурин-Клемент» из города Млада Болеслав, также получившая наименование «Шкода». С этого времени производство разработанных там грузовиков было переведено в Пльзень.

К концу 1920-х годов в Млада Болеславе выпускались уже не только грузовики «Шкода», но и легковые автомобили той же марки. После аннексии Чехословакии гитлеровской Германией, предприятие стало обслуживать потребности немецкой армии и работало на войну, занимаясь также самолетостроением.

После разгрома нацизма во Второй мировой войне автогигант «Шкода» превратился в крупнейший индустриальный комплекс в уже социалистической Чехословакии. В 1990 году комбинат перешел под контроль немецкой автопромышленной группы «Фольксваген».

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments