29 мая

29 мая 1453 г.
565 лет назад

Столица Византийской империи Константинополь пал под ударами турков и был переименован в Стамбул

После трехдневного штурма турецкое войско захватило Константинополь, положив конец истории христианской Византийской империи В 658 году до н.э. на острове, напоминающем голову орла, между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем греческие колонисты из Мегары основали город. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса). Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.

В 330 году Константин Великий перенес столицу Римской империи в Византию, которую переименовал в Новый Рим. Но название это не прижилось, и город стал называться Константинополем. Император стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим. Он предоставил множество льгот переселенцам, выдавал жителям за счет казны хлеб, масло, вино и топливо. Из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса и других городов империи были вывезены в Константинополь лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых. Дело Константина продолжили и его потомки.

Овладеть Константинополем мечтали многие правители Востока и короли Запада. Его не раз осаждали гунны, авары, персы, арабы, славяне, печенеги, крестоносцы. После трехдневного штурма 29 мая 1453 года турецкое войско султана Мехмеда II по прозванию Фатих («Завоеватель») захватило столицу Византии Константинополь, положив конец 1100-летней истории христианской Византийской империи. Последний император Византии Константин ХI Палеолог погиб, героически сражаясь в рядах защитников города. Его опознали в огромной горе трупов по маленьким золотым двухглавым орлам на пурпурных сафьяновых сапогах.

Султан приказал отрезать Константину голову и выставить ее для всеобщего обозрения на ипподроме, а тело похоронить с подобающими почестями. Константинополь стал столицей Оттоманской порты, резиденцией турецких султанов и получил новое имя – Стамбул. В настоящее время 29 мая в стране отмечается праздник – День взятия Стамбула.

29 мая 1900 г.
118 лет назад

Зарегистрирована торговая марка «Эскалатор», впоследствии давшая имя всем автоматическим лестницам

29 мая 1900 года американская компания «Отис» зарегистрировала свою новую торговую марку «Эскалатор». Незадолго до этого компания представила первый в мире эскалатор на международной выставке в Париже. Патент на производство устройства «эскалатор» был получен еще в марте 1892 года изобретателем Ж.Рено, а компания «Отис» начала именно производство и применение эскалаторов в жизни.
«Эскалатор» в переводе с английского означает «транспортную машину, которая может осуществлять подъем любого груза на высоту». Это движущаяся лестница со ступенями, позволяющая людям или любому грузу перемещаться с одного уровня здания на другой. Эскалатор имеет наклон в диапазоне 30-35° к горизонту лестницы.

Постепенно любая такая автоматическая лестница стала называться людьми «эскалатором» уже не как торговая марка, а как название самого изделия. Такая же история произошла и с Ксероксом. Сначала это было фирменное наименование копировального аппарата, а в дальнейшем стало названием всех копировальных устройств даже совсем других марок.

Слово «эскалатор» использовалось компанией «Отис» как торговая марка до начала 1950-х годов, когда патентное ведомство Соединенных Штатов Америки постановило употреблять его как общий термин для обозначения всех движущихся лестниц. Свое широкое применение во многих городах мира эскалаторы нашли на станциях метрополитена, в крупных торговых центрах, на вокзалах, аэропортах, в подземных переходах, на промышленных производствах.

В основном эскалаторы выпускаются двух видов: тоннельные и поэтажные. Первые используются в местах с глубоким заложением, а также на сложных производствах. Вторые можно встретить в метро, в торговых комплексах, на вокзалах. К ним всегда имеется свободный доступ.

В России самые первые эскалаторы появились в Москве при строительстве Московского метрополитена. Сегодня в производстве эскалаторов, как и во многих технических отраслях, применяются новейшие технологии и инновационные идеи, направленные на повышение безопасности для пассажиров, совершенствование дизайна и технических параметров, таких, например, как долговечность конструкции, применение экологически чистых материалов, понижение уровня шума и вибраций, повышение комфортабельности поездки.

29 мая 1903 г.
115 лет назад

В Петербурге состоялось торжественное открытие Троицкого моста через реку Неву

В Петербурге состоялось торжественное открытие Троицкого моста через реку Неву Троицкий мост являлся самым длинным мостом в Санкт-Петербурге

Предшественником Троицкого моста был наплавной (плашкоутный) мост. Эта переправа, расположенная между Петроградским районом и левым берегом Невы возникла в 1803 году. Необходимость нового и постоянного моста стала очевидна в середине 19 века. Но лишь в 1891 году Городская Дума издала распоряжение о строительстве постоянной Троицкой переправы, а через год был объявлен международный конкурс на проект моста, в котором приняли участие многие известные инженеры и архитекторы.

Предпочтение было отдано проекту французской фирмы «Батиньоль». Ее представители предложили интересную идею соединения пролетных конструкций. Мост должен был основываться на консольно-арочной системе, благодаря чему облегчался вес речных устоев и металлических конструкций. В результате, проект был признан не только весьма изящным, но и экономически более выгодным и удобным для исполнения. Одним из самых существенных дополнений стала замена земляной насыпи с Петроградской стороны на трехпролетную каменную эстакаду, и облицовка набережной гранитом.

Закладка моста состоялась в августе 1897 года, его строительство стало событием политическим – в это время Россия и Франция начали сближение, поэтому на церемонию прибыл не только император Николай II, но президент Франции Фор. В честь данного события руководители обеих стран положили по монете в основание конструкции. За всем процессом строительства моста следила Исполнительная комиссия Городской Думы, художественной экспертизой проекта занималась Академия Художеств.

Для строительства использовали отечественные материалы, а в работах задействовали русских рабочих. (16) 29 мая 1903 года состоялось торжественное открытие Троицкого моста в Петербурге. Он стал третьим постоянным мостом через Неву и до возведения моста Александра Невского (1965) оставался самым длинным в городе (582 м).

Открытие переправы было приурочено к празднованию 200-летия Петербурга, в программе торжественных мероприятий были орудийный салют и крестный ход. Сам император Николай II осуществил первую тожественную разводку выстроенного моста.

После Октябрьской революции мост был переименован в мост Равенства, а в декабре 1934, после смерти С.М. Кирова, стал называться Кировским. Только в 1991 году ему было возвращено историческое название – Троицкий.

Сегодня Троицкий мост – один из самых красивейших и больших мостов через Неву. Он соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь (Петроградская сторона). По оси моста проходит Пулковский меридиан. Мост ажурной металлической конструкции состоит из 5 арок и одного разводного пролета. Масса стальных конструкций более 11 тысяч тонн. Общая длина моста – 578 м, ширина – 23,5 м.

29 мая 1953 г.
65 лет назад

Впервые покорена Джомолунгма – высочайшая вершина на Земле

29 мая 1953 года новозеландцем Эдмундом Хиллари и шерпом Норгеем Тенцингом была впервые покорена высочайшая вершина Гималаев и мира – Джомолунгма (Сагарматха, Эверест) – 8848 метра над уровнем моря. Джомолунгма – «Мать – богиня мира» – как называют её жители Тибета или Сагарматха – «Властелин мира», как называют её непальцы – гигантский горный массив и высочайшая вершина мира, расположенная на границе Непала и Тибета. Она привлекла к себе внимание топографов более века тому назад.

Первым из них был Джордж Эверест, именно его имя впоследствии было присвоено вершине в честь его географических заслуг. Первый план восхождения на Эверест был разработан в 1893 году, а первую попытку покорить гору предприняли в 1921 году. Понадобилось более 30 лет и горький опыт тринадцати неудачных восхождений, чтобы впервые покорить Эверест. 29 мая 1953 года Хиллари и Тенцинг взобрались на самый высокий пик вершины Гималаев на границе Непала и Индии, водрузив там флаги Великобритании, Непала, Индии и ООН.

Новость об этом дошла до остального мира лишь через четыре дня – 2 июня 1953 года, в день коронации королевы Великобритании Елизаветы Второй. Королева Британии удостоила Хиллари рыцарского звания и права добавить к своему имени титул «сэр». Шерп Тэнцинг Норгей, который не был гражданином британского Содружества, получил от королевы медаль. Эдмунд Хиллари посвятил много лет своей жизни работе с шерпами в Непале, а в 2003 году, когда мир праздновал 50-летие покорения Эвереста, новозеландец был удостоен звания почетного гражданина Непала.

29 мая 1985 г.
33 года назад

Трагедия в Брюсселе на стадионе «Эйзель» – погибли 39 человек

Финал 1985 года. Действующий обладатель кубка европейских чемпионов по футболу «Ливерпуль» против очень сильного «Ювентуса». Битва двух титанов. Мотивации для победы у обоих клубов более чем достаточно. У туринцев были все трофеи, кроме Кубка Лиги Чемпионов, в то время как у злейшего врага, «Милана» их было уже 2. «Ливерпуль» же горел желанием сохранить место на троне ещё на год, а заодно и проучить ещё один итальянский клуб. Дело в том, что отношения «Ливерпуля» с другими апеннинскими клубами стали очень натянутыми после финала 1984 года в Риме, когда болельщики местной «Ромы» закидали их фанатов камнями.

29 мая 1985 года в Брюсселе на стадионе «Эйзель» перед финалом Кубка европейских чемпионов по футболу между английским «Ливерпулем» и итальянским «Ювентусом» фанаты «Ливерпуля» спровоцировали драку с итальянскими болельщиками. Ещё до начала игры между итальянскими и английскими фанатами произошло столкновение, переросшее в кровавую трагедию. Организаторы матча допустили опасную ошибку – болельщики соперничающих команд не были отделены друг от друга должным образом. В результате сектор между особо ярыми фанами английского и итальянского клубов оказался заполнен людьми.

Кто именно начал первым драку осталось невыясненным. Полиция бездействовала. Среди болельщиков возникла паника, они побежали. Под напором толпы рухнула ограждавшая секторы бетонная стена, построенная еще в 1920-е годы. Под ее обломками и от ранений в ходе драки погибли 39 человек, свыше 400 получили ранения.

Матч начался с задержкой на полтора часа. Его хотели даже отменить, но во избежание новых инцидентов игра состоялась. Со счетом 1:0 выиграл «Ювентус». Английские клубы после инцидента были дисквалифицированы на три года, а «Ливерпуль» на пять лет.

Чтобы перечеркнуть одну из самых черных страниц в истории мирового футбола, в том же году старый стадион снесли, а на его месте построили современный «Король Бодуэн», а в мае 2005 года был открыт памятник 39 погибшим футбольным болельщикам. У монумента зажгли 39 свечей, и на новой перестроенной стене были высечены слова: «В память о 29/05/85».

И только в 2005 году «Ливерпуль» и «Ювентус» впервые после трагедии 20-летней давности противостояли друг другу в полуфинале Лиги чемпионов на стадионе «Энфилд» в Англии. Перед началом матча футболисты почтили память погибших на стадионе «Эйзель» минутой молчания, а на поле с памятной доской вышли звезды прошлого – Иан Раш и Мишель Платини, которые в том злосчастном поединке играли по разные стороны баррикад.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments