12 мая 1664 г


351 год назад

Состоялась премьера комедии Мольера «Тартюф» в Версале


Великий комедиограф Франции, создатель целого ряда блистательных комедий, Мольер в своих произведениях умело сочетал пение, музыку и танец с драматургическим действием. Многие его произведения, помимо высоких художественных достоинств, имели большое общественное значение.

Если в своих ранних комедиях Мольер проводил линию социальной сатиры осторожно, то в 1660-х годах он создал свои лучшие комедии, в которых подверг критике самую верхушку французского общества. Со свойственным ему реализмом и остроумием Мольер обличал пороки, создав галерею образов – скупцов, лицемеров и развратников в поповской рясе или в напудренном парике.

В 1664 году Мольер создал комедию «Тартюф, или Лицемер», в которой высмеивал церковников и духовенство, угнетающих и развращающих французское общество под предлогом нравственного его исправления, этого смертельного врага театра и всей светской культуры. Комедия содержала в первой редакции 3 акта и предназначалась для показа на грандиозном празднике в Версале, к организации которого был привлечен и Мольер.

12 мая 1664 года в Версале состоялась премьера комедии «Тартюф, или Лицемер» Мольера на придворном празднестве «Увеселения волшебного острова», где присутствовал весь свет французского общества. Однако пьеса расстроила праздник и вызвала бурю негодования со стороны «Общества святых даров» – тайной и влиятельной организации аристократов и духовных лиц.

В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрета пьесы, а против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Именно она патронировала «Общество святых даров». Драматурга обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это отправить автора на костер.

Мольеру пришлось долго и много бороться за свою комедию. Он писал на имя короля прошение: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но это ни к чему не привело. Мольеру пришлось переделать пьесу, ослабив резкие места.

В новом виде комедия, имевшая уже 5 актов и названная «Обманщик», была допущена королем к представлению. Но после первого же спектакля в августе 1667 года Мольер получил от парижского суда запрет на постановку. Также и архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви. Только через полтора года Мольеру удалось добиться снятия запрета с «Тартюфа», он был представлен в третьей редакции, которая дошла и до наших дней. Успех был полным, но попытки запретить пьесу предпринимались и в последующие годы.

Мольеру принадлежит целый каскад блистательных комедий, но именно «Тартюф» подарила типаж, ставший бессмертным в веках, имя ее героя стало нарицательным, а сама пьеса – шедевром мировой драматургии. На русский язык эта комедия была переведена в 1757 году, тогда же состоялось ее первое представление в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день комедия «Тартюф» поставлена почти всеми театрами мира и сохраняется в репертуаре многих из них.

12 мая 1945 г.
70 лет назад

Открылся Новосибирский государственный академический театр оперы и балета


Новосибирский академический театр оперы и балета – один из крупнейших в России, по праву является архитектурным символом столицы Сибири. По первоначальному проекту это сооружение было задумано как Дом науки и культуры, не имеющее аналогов в мире по своей грандиозности и масштабности: здесь должны были происходить праздничные торжества, предусматривавшие возможность выхода на большую сцену театра целых колонн демонстрантов, выезд тракторов и машин.

Строительство уникального здания было начато в 1931 году, но из-за дороговизны проекта было приостановлено. В 1936 году в московской мастерской академика А.Щусева был разработан новый проект. Архитектура здания уникальна – его основой является огромный купол диаметром 60 метров над зрительным залом в 2000 мест, построенный без использования контрфорсов и ферм.

Такая конструкция стала первой в Европе, и проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже. Большой зал окружен обширным кольцевым фойе, многочисленными дополнительными помещениями и малыми залами. Общая площадь здания – около 12 тысяч квадратных метров, а физический объем его помещений превышает объем московского Большого театра.

12 мая 1945 г.
70 лет назад

Завершилась Пражская наступательная операция советских войск, в ходе которой была освобождена Прага


Бойцы Красной армии вступили в Прагу
Пражская операция – наступательная операция советских войск 1945 года стала последней стратегической операцией Красной Армии в Великой Отечественной войне, в ходе которой был освобождён город Прага. Она проходила в период с 6 по 12 мая 1945 года при участии 1-го, 4-го и 2-го Украинских фронтов под руководством Маршала Советского Союза И.С. Конева.

Вообще борьба за освобождение Чехословакии началась еще в сентябре 1944 года, когда советские войска вступили на территорию республики. К концу апреля 1945 года была освобождена почти вся Словакия, включая Братиславу, а также крупные промышленные города – Моравска-Острава и Брно.

В результате Берлинской операции советских войск столица фашистской Германии пала, но даже после этого часть немецких подразделений продолжала оказывать сопротивление. Группа армий «Центр» и часть сил группы армий «Австрия», общей численностью более 900 тысяч человек, стояли на территории Чехословакии и северных районов Австрии. По плану немецкого командования необходима была оборона Праги и прилегающих к ней территорий.

Силы советских войск двое превосходили силы противника. И 5 мая начались боевые действия, после того, как в Праге произошло народное восстание. Жители города по радио обратились за помощью к советским войскам, и те перешли в наступление на сутки раньше намеченного плана. К 7 мая войска вышли к северным склонам Рудных гор, где начались бои за Дрезден.

8 мая наступление продолжалось уже на всех направлениях. Армии правого крыла 1-го Украинского фронта смогли сломить вражеское сопротивление и полностью заняли Дрезден. В это время 6-я гвардейская танковая армия продвигалась к Праге с юга, а войска 4-го Украинского фронта наступали на город с востока. Но, даже несмотря на подписанный в этот день Акт о безоговорочной капитуляции Германии, группа армий «Центр» не сдавалась.

В ночь на 9 мая 3-я и 4-я гвардейские танковые армии 1-го Украинского фронта совершили стремительный бросок, утром вступили в Прагу и освободили столицу Чехословакии. Группа армий «Центр» попала в окружение, 2-й Украинский фронт громил группу армий «Австрия». 10-11 мая основные силы фашистских войск были взяты в плен, и к 12 мая Чехословакия была освобождена от захватчиков.


Ольшанское кладбище в Праге: почётное место захоронения советских солдат, погибших при освобождении города
Особенность Пражской операции состоит в том, что она была подготовлена в сравнительно небольшой срок и имела сложную оперативную перегруппировку войск. Следует также отметить, что танковые армии воевали в сложных природных условиях – в горах и лесах, а само наступление развивалось весьма стремительно. Средний темп продвижения танковых войск в горах составлял 50-60 км в сутки.

Пражская операция явилась последним сражением войск Советского Союза в войне против фашистской Германии. Силами войск 1-го, 4-го и 2-го Украинских фронтов было взято в плен около 860 тысяч немецких солдат и офицеров, в том числе 60 генералов, убито и ранено 40 тысяч фашистских захватчиков. Потери со стороны Красной Армии составили 12 тысяч военных, еще 40 тысяч было ранено.

В ознаменование победы Президиум Верховного СССР учредил медаль «За освобождение Праги», ею были награждены все участники битвы за столицу Чехословакии. Более 50 соединений получили почетные наименования, 260 соединений и частей были награждены орденами. В честь советских солдат, мужественно защищавших Чехословакию и погибших на ее территории, были воздвигнуты многочисленные памятники.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments