Судьба узкоколеек..(Бжд,и другие…..)
Узкоколейка — железная дорога с шириной колеи менее стандартной.
В 1836 году в Северо-Западном Уэльсе (Великобритания) была открыта конно-рельсовая дорога Фестиньог (Ffestiniog). Протяжённость составляла 21 километр, ширина колеи — 597 мм. Дорога предназначалась для перевозки сланца от места добычи до морского порта. В порожнем направлении вагонетки тянули лошади, в грузовом направлении составы двигались без применения тяги благодаря наличию уклона (при этом лошади перевозились в специальных вагонетках).
В 1863 году на дороге стали использоваться паровозы. Возможно, момент перехода конно-рельсовой дороги Фестиньог на паровую тягу можно считать датой появления первой в мире узкоколейной железной дороги. (узкоколейные железные дороги существуют и по сей день…..
Дорогие друзья,в этой теме я постараюсь выкладывать различные статьи,фото,видео…
Белорецкая узкоколейная железная дорога
Белорецкая железная дорога узкой колеи (БЖД) находится на одном из первых мест среди самых грандиозных объектов России Железнодорожной.Это железная дорога с удивительной и трагической судьбой.
Строительство узкоколейной железной дороги от станции Запрудовка (г. Катав-Ивановск) через Тирлян до Белорецкого Завода было начато в 1909 году. Сквозное движение по ней открылось в 1912 году. Очень непросто было провести эти 145 километров рельсового пути через многочисленные горные перевалы, в исключительно тяжёлых условиях. Белорецкая железная дорога стала выдающимся достижением инженерной мысли. Для старинных заводских посёлков, через которые она проходила, приход поезда означал второе рождение.”Небывалое для Тирляна событие – прибытие первого поезда – буквально взбудоражило весь посёлок. На обширной территории вокруг станции собрались все тирлянцы от мала до велика. Уже в сумерках, когда поезд остановился, его шум был перекрыт торжественным многоголосым “ура!” многих сотен тирлянцев.” – так это было в те далёкие годы…С появлением железной дороги преобразилась жизнь старинного металлургического завода, а посёлок вокруг него вырос и превратился в город Белорецк.
Вскоре началось строительство других линий УЖД. От станции Шушпа в 1912 – 1914 году была проложена ветка на Журавлиное болото, где развернулась добыча торфа. Рабочей силы здесь в то время не хватало, поэтому на строительство этого участка длиной 18 километров привезли наёмных работников – китайцев.Затем большое строительство развернулось к югу и западу от Белорецка. Металлургическому заводу требовалась железная руда, основные месторождения которой находятся в 60 километрах западнее – в районе посёлка Тукан. В 1924 году была открыта линия Белорецк – Тукан, завод соединился с источниками сырья самым надёжным и дешёвым путём сообщения. Позднее от Тукана, основного центра добычи железной руды, небольшие ветки были проложены на юг – к карьерам у посёлков Западная Майгашля и Тара, и на запад – до села Зигаза, откуда вывозился лес.После прихода рельсового пути в Тукан все силы строителей были брошены на Инзерскую линию. Она начиналась на станции Ишля, проходила в основном вдоль реки Большой Инзер, затем по перевальному участку спускалась к реке Манява, сливающейся затем с Малым Инзером. Открытие этой линии в начале 1930-х готов позволило начать освоение новых месторождений полезных ископаемых, в особенности, известняка. Инзерской линии суждено было стать последней по времени создания на БЖД, и её жизнь оказалась самой короткой. Но в то время всё было ещё впереди...Почти полвека тонкая нить узкоколейки была единственным средством сообщения Белорецка с внешним миром. Пассажирские и грузовые поезда, уходя из города, целый день кружились по горным серпантинам узкоколейного пути, прежде чем попадали на “большую землю” – в Катав-Ивановск. Маленькие паровозы вели сквозь уральские хребты в Белорецк составы со всеми необходимыми для города и завода грузами. В годы Великой Отечественной Войны в узкоколейных вагонах непрерывным потоком шёл выплавленный в Белорецке металл и отправлялись на фронт его жители.Первая линия широкой колеи в Белорецк пришла с юга, из Магнитогорска. При этом расстояние от Уфы, республиканского центра, до Белорецка по железной дороге широкой колеи составляло 989 километров (для сравнения: от Уфы до Москвы через Ульяновск – 1530 км). Автодорог в те времена, по сути, вообще не существовало. Казалось бы, в такой ситуации БЖД всё равно оставалась необходима как средство сообщения с городом. Тем не менее, было принято варварское и вредительское решение о закрытии участка от Запрудовки (Катав-Ивановск) до 87 километра (Верхнеаршинский).
Ликвидация железной дороги в СССР была не совсем характерным случаем. Но изредка такое всё же происходило. Белорецк оказался в числе “невезучих”. Причинами этого поступка называли нерентабельность и высокие затраты на содержание пути. Необходимо отметить, что участок Белорецк – Запрудовка к тому времени был частично передан МПС и считался линией общего пользования. Следовательно, его судьба решалась не только “на местах”, но и в центральном руководстве, которое тогда провозгласило курс на сокращение протяжённости узкоколейных путей и замены их линиями широкой колеи. Вот только в данном случае построить взамен ширококолейную линию “забыли”. С той поры и по сей день между Верхнеаршинским и Верхним Катавом простирается “мёртвая зона”. Все существовавшие здесь пристанционные посёлки вымерли, и до сих отсутствуют какие-либо пути сообщения. Многочисленные туристы прокладывают свои маршруты по старой железнодорожной насыпи, восхищаясь отваге наших предков, проложивших когда-то железнодорожный путь “там, куда и волки не забредут”, и глупости тех, кто его уничтожил.Но случившееся в 1967 году вовсе не было “смертным приговором” Белорецкой железной дороге. Линии на север и на юг от города по-прежнему действовали, по ним везли руду, топливо, металлургическую продукцию из Тирляна. Ходили по ним и пассажирские поезда – для жителей многих затерянных в горах посёлков узкая колея все ещё оставалась “дорогой жизни”, автомобильных дорог туда не было. БЖД являлась одной из передовых узкоколейных сетей Советского Союза. Среди локомотивов здесь некоторое время преобладали магистральные тепловозы ТУ2.В 1970-х годах реализовывался давний проект строительства железной дороги широкой колеи Белорецк – Карламан (близ г. Уфа). В связи с этим участок БЖД от Ишли до Инзера был разобран. Между Юшой и Инзером новая линия частично прошла там, где лежало полотно узкоколейной дороги. В 1977 г. линия Белорецк – Карламан была открыта. С этого времени расстояние от Белорецка до Уфы составляет всего лишь 264 км.Но и после этого БЖД активно действовала, административно являясь одним из подразделений Белорецкого металлургического комбината (железнодорожный цех). Технологическая схема его работы, с подвозом руды из Тукана, казалась незыблемой. Руда перевозилась в вагонах-думпкарах тяжеловесными составами. Большинство тепловозов (ТУ7, ТУ7А) были объединены в сплотки из двух единиц, которыми управляла одна бригада – это было совершенно уникальным для советских узкоколейных дорог.Поддерживалось пассажирское сообщение. Кроме местных жителей, в стареньких деревянных вагончиках ездили туристы – по БЖД было удобно забрасываться к подножию горных вершин, в верховья рек для сплава. Курсировал ночной поезд Белорецк – Тукан, днём несколько раз ходили поезда из Белорецка в Тирлян, реже – до “Верхней Арши” (87 километра).
Руководители комбината удивили многих своим весьма неординарным решением. В Тукане началось строительство изолированной железной дороги широкой колеи от обогатительной фабрики в железорудные карьеры. Подвижной состав для неё был доставлен в Тукан по БЖД на тележках узкой колеи. Помимо этого, была освоена транспортировка ширококолейных вагонов на ремонт в Тирлян, где находилось локомотивно-вагоноремонтное депо.
С каждым годом БЖД становилась всё более знаменита среди немногочисленных советских энтузиастов – исследователей железных дорог. Других подобных сетей оставалось мало, а такие деревянные пассажирские вагоны, как здесь, трудно было найти где-либо ещё в нашей стране. На далекий Урал приезжали иностранцы, восхищаясь вагонами, тепловозами и архитектурой старинных станционных построек. В большинстве стран Европы и в США таких дорог, как эта, не существует – белорецкая узкоколейка казалась им настоящим чудом…
В 1990-х годах негативные перемены происходят быстрее. В 1991 г. был отменён пассажирский поезд Белорецк – Тукан. Жители Тукана потеряли возможность ездить в свой районный центр. По их “многочисленным и настойчивым просьбам” до 1993 г. на лето восстанавливался поезд Тукан – Ишля. В Ишле туканцам предлагалось пересаживаться на автобус. Затем открылось автобусное сообщение до самого посёлка горняков, несмотря на ужасное качество дороги. Широкая колея в Тукане с 1993 года уже не действовала, и постепенно была разобрана.В 1997 г. разобраны также линии от Тукана на восток, в Зигазу, и на юг, в Тару и Майгашлю. Тем не менее, каждый день из Тукана в Белорецк отправлялся состав с рудой, на участке Белорецк – Тирлян сохранялось пассажирское движение – дорога жила и работала.Так продолжалось до весны 2002 года. Этот год для БЖД стал юбилейным – ей исполнилось 90 лет. Незадолго до этого Белорецкий металлургический комбинат перешёл под управление компании “Мечел”. И практически сразу же руководство комбината издало распоряжение об отказе от перевозок по узкой колее и ликвидации железной дороги. Случилось это в то время, когда активно велась подготовка к юбилею…
очень рекомендую посмотреть фильм
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1 … 0032&lr=56
.gif
…Из атласа схем железных дорог СССР 1961 года издания, тираж 190000, цена 30 коп….
Разобранный мост на узкоколейке.В этом месте сходится очень много дорог: лесная из Улу-Елги в Баскан, узкоколейка в Тукан, железная дорога, автотрасса. Перекрёсток семи дорог, в общем… Разобрали, наверное, для того, чтобы не упал на железную дорогу. Ведь он теперь заброшенный и бесхозный. Снятая секция моста валяется рядом в кустах. Рядом со станцией Улу-Елга. Насыпь недостроенной узкоколейки Белорецк – гора Магнитная Находится на северной окраине Абзаково. Слева – ручей Кульсугады. Выемка на недостроенной узкоколейке Белорецк – гора Магнитная Ручей сильно подмыл насыпь. Строительство бросили в 1914 году.. Ст.Юрюзань(бывшая),ещё одно место которое нас приютила. август 1984г. участок Белорецк – Тирлян прибытие поезда… Дальше »
Согласно плану прокладки пути новой дороги, базой для продвижения стальной нитки узкоколейки на юг от Транссиба к Белорецку была выбрана станция Запрудовка, а по другим данным станция Половинка – Катавская, впрочем все они располагаются в пределах поселка городского типа, ныне именуемого Катав – Ивановск.Для того, чтобы Белорецк получил доступ к Транссибу, потребовалось три года. Путь петлял по самым глухим и труднодоступным местам уральских гор. Там, где до этого были только охотничьи избы и тайники – лабазы, тянулся стальной путь.Темп строительства на простых и сложных участках различался, но, тем не менее дорога пробивалась среди горных вершин со средней скоростью 4 километра… Дальше »
…. Ломовые лошади (“ломовые” значит для возки тяжестей) ступали степенно, мощные, толстоногие.Белорецкие заводы находились в такой глухомани, что доставка железа из Белорецка в Уфу представлялась огромной проблемой. Даже целым клубком проблем, если представить еще и внутренние перевозки, к примеру, доставку руды от мест добычи через горные перевалы к доменным печам. На долгие годы основной тяговой силой на горных перевалах стали ломовые лошади.Под современным Белорецком до сих пор существует поселок под названием Ломовка. Именно в нем разводили ломовых лошадей. Основные перевозки Белорецких транспортников приходились на зиму. По скованным льдом рекам и санным путям везти тяжелую руду было проще и легче. Летом… Дальше »
Март 1990 г. Тогда еще ходила “кукушка” – узкоколейный поезд в пос. Верхнеаршинский.
Недалеко до станции поезд застрял, пришлось выталкивать его вручную….
Развалины депо станции Юрюзанка.
Надпись на рельсе “К.М.З. им. Сталина”
Хорошо,что сохранились уникальнейшие фотографии.Снегоочистители.август 1988г. участок Тирлян – Верхнеаршинск.Рано утром специальный рейс “кукушки” развозит жителей тирляна на покос. инструмент загружается на платформы, люди едут в теплушках. остановка поезда “по требованию” – практически на всех полянах. Мы едем на открытой платформе, наслаждаясь утренними пейзажами и ж/д экзотикой.
Геннадий, очень интересный блог. А есть фотографии и истории, связанные с симским паровозиком ?
Да Лёша кое-что нашёл(но пока всё в общих чертах)….но….тема большая,думаю пока не стоит опережать время,
думаю(во всяком случае надеюсь!) хоть как то”расшевелить” людей,и мы все вместе возможно что -нибудь”нароем”.
Во всяком случае мы определимся по фото,на каких всё таки мотрисах ездили до ст. Симская.
Ямантау – объект Белорецк-16 (совершенно секретная стройка) Конец 60 – х годов прошлого века. Разрушение участка узкоколейки, проходившего между Катав- Ивановском и Верхней Аршой. Именно отсюда начиналась Белорецкая узкоколейка, но по прихоти судьбы именно этот участок был разобран в первую очередь. После того, как из тайги между Катав- Ивановском и Аршой ушла дорога, отсюда ушли и люди. Уже не нужно было заправлять водой паровозы, следить за исправностью подвижного состава и обходить пути. Смыслом существования придорожных поселков была узкоколейка. Все, когда то развитые, поселки сначала значились на картах, как нежилые, то есть брошенные. Теперь их и вовсе нет на картах.Существует версия,… Дальше »
Cохранившийся дом на станции Рудник. Развалины опор моста в районе д.Ишля. Шушпа без Узкоколейки. Пристанцонное строение в Катайке. Семафор с южной стороны станции Шушпа. Кажется единственный, уцелевший от Верхнеаршинска до Белорецка. Станция Шушпа непосредственно за поворотом. Станция Шушпа. Пара домов возле станции сильно разрушены. Что это, следы наводнения 1994 года, когда прорвало плотину Тирлянского пруда? Эти дома стоят ближе других к Белой. Зубчатое колесо, оставленное как памятник заводу. Здесь стоял прокатный цех. Одно из зданий бывшего завода в Тирляне. Запустение. Ощущение, что жизнь ушла из этого здания давным-давно. 12 лет назад завод еще работал, теперь бурьян и деревца растут даже… Дальше »
Интересно. Как плохо я знаю историю своего края. Мне раньше казалось что в Челябинской области существует реально только наш Сим. А оказывается узкоколейка существовала не только в Симе.
Галина,мы с Вами где-то схожи характерами(самокритичны).
Нам с Вами предстоит(по мере времени)ещё ознакомиться с такими узкоколейками
как:Ашинская,которая соединялась с Лемезинской в одно целое,
с Симской,с Бакальской,
с Саткинской,с Юрюзанской,которая соединялась с Яман-Елгинской в одно целое…………………….
К сожалению информации по ним-почти никакой……..НО…нужно собирать,как говориться по крупицам, всем миром…
если конечно кого то это трогает.На сегодняшний момент о Белорецкой узкоколейке,сохранилось более насыщенная информация,
чем о других,я имею ввиду те,которые были в непосредственной близости к нашей родине-г. Сим
…..Любопытные факты….. Узкоколейная дорога Запрудовка(Катав-Ивановск)-Белорецк-протяжённость -145км, предположительно,(во многих упоминаниях интернета),в годы расцвета узкоколейки, протяжённость её составляла,включая все разветвления, около 300км… ..В 1926 году были известны 24 населённых пункта у Запрудовской ветки.. Ж.-д. казарма 6-й версты Запрудовской железнодорожной ветки (?) Ж.-д. казарма 13-й версты Запрудовской железнодорожной ветки (4) Ж.-д. казарма 17-й версты Запрудовской железнодорожной ветки (4) Ж.-д. казарма 41-й версты Запрудовской железнодорожной ветки (2) Ж.-д. казарма 45-й версты Запрудовской железнодорожной ветки (3) Ж.-д. казарма 56-й версты Запрудовской железнодорожной ветки (5) Ж.-д. казарма 60-й версты Запрудовской железнодорожной ветки (3) Ж.-д. казарма 64-й версты Запрудовской железнодорожной ветки (1) Ж.-д. казарма 65-й версты Запрудовской… Дальше »
Белорецкая узкоколейная дорога….
Август 1984г. Белорецк. Станция Нура.
Станция нура была “главным вокзалом пассажирского сообщения” БЖД.
Отсюда отправлялись поезда и в Тирлян и в Тукан.
Бригада тепловоза и их добровольные помощники.Март 1990г.
Сентябрь 1988 год. Вагон поезда “Здоровье”,на станции Белорецк.
Сентябрь 1988 год, ранее утро.Поезд едет вдоль Белорецкого пруда,
на подходе к станции Белорецк..
Мост через Юрюзань
Паровоз Ск-152.Белорецк..jpg
Дореволюционный снимок Прокудина-Горского.Заготовка дров в горах.
Дореволюционный снимок Прокудина-Горского.Ппедположительно 1909-1915гг.
Общий вид Катав-Ивановского завода..jpg
Хребет Нары,слева,вдали Ямантау….
Кадры из фильма Золотая Речка с участием узкоколейного паровоза К157.
Снималось на Белорецкой УЖД.
http://www.youtube.com/watch?v=MgULVJv5TIg
……Ниже порога, за шиверами Юрюзань пересекает старинный железнодорожный мост. Это одно из немногого, что сохранилось от Белорецкой узкоколейной железной дороги, построенной в начале прошлого века между Катав-Ивановском и Белорецком. По горам, преодолевая расстояние в сто десять километров, паровозик «кукушка», запряженый в поезд, карабкался, чуть ли не сутки. Неспешно пыхтел, забираясь на перевалы. При подъеме на Машак, где полотно дороги закатывало серпантины и разворачивалось на склоне на 180 градусов, пассажиры прыгали с подножек и шли напрямую, собирая малину и прочую лесную ягоду, которой здесь много. А уж потом дожидались прибытия поезда внизу,в деревне Юрюзанка. Поляна, на которой стояла деревня, начинается сразу… Дальше »
Поворотный(разворотный) круг.Станция Тирлян,Белорецкая узкоколейная дорога…….На фермах устанавливались ваги, через которые передавалось усилие людей для поворота. Характерным отличием такого круга была и большая глубина ямы, так как ферма была цельной и должна была выдерживать большие нагрузки, и соответственно имела большие габариты…
Интересные факты: ..В конце 19-го, начале 20-го веков горная часть Южного Урала была заселена значительно плотнее, чем даже сейчас, в начале века 21-го. Кипела жизнь в многочисленных деревеньках. Люди занимались выжигом угля, заготовкой леса, охотничьим промыслом, разводили скот. В глухой, как кажется ныне, тайге существовали многочисленные выселки, хуторки, лесные заимки, угольные печи и охотничьи избы…. P.S.….Да братцы,я представляю…лес,горы,всё жило и дышало.Вспоминаю, даже когда я ещё был маленький… и вот недавно гуляя по лесу, делая сравнение ,приходишь к выводу-мёртвый лес..Дороги нужны везде,и в лесу в том числе. …Поезда отправлялись каждые два часа. Существовало и пассажирское сообщение. Жители многочисленных пристанционных посёлков называли… Дальше »
Снимок Прокудина-Горского.Предположительно 1909-1915г.
Выемка у Катав-Ивановского завода.
Поскольку места в Белорецком районе невероятно красивые,да при наличии узкоколейки
эти места привлекали отечественный кинематограф,и при помощи интернета,
мы определяем.что в Белорецком районе снимался,скажем так, цвет
отечественного кинематографа,а именно фильмы:
Пропавшая экспедиция
Вечный зов
Золотая речка
Привожу наиболее интересные высказывания из интернета по поводу БУЖД ….. ……………………Тукан в переводе с башкирского языка мешок, испачканный кровью. Названье возникло с тех пор, когда руду таскали в мешках. Мешок с рудой перетирал тело человека до крови от долгого ношенья и пачкался кровью.Когда руду стали возить по железной дороге, крови не стало.Когда ликвидировали узкоколейку, а отсев стали возить автомобилями по“грунтовой и неудобной” дороге, снова появляется кровь.Это летом дорога грунтовая, а осенью постоянно и зимой в оттепели ледяная. Находится на высоте около 600 м., почти как перевал Уреньга (гиблое место для автомобилистов).Дорога узкая, с крутыми поворотами, подъемами и спусками, почти не… Дальше »
Узкоколейка Сим-Симская. Практически никакой информации…….о нашей узкоколейке…. Вот та “скудная” информация,которую удалось найти в интернете…. …….Станция железной дороги Симская, станция 3-го класса, имеет 5 путей и 3 тупика. Основана в 1890 в 10 км от города Сима. В 1900 пристанционный посёлок насчитывал 13 домов, 50-60 жителей (ремонтные рабочие, стрелочники, путевые обходчики, телефонисты, дежурные по станции, ламповики, шлаковщики). При станции имелись ламповая, багажная, кладовая инструмента, эстакада для погрузки древесного угля, водокачка для заправки паровозов. Перрон освещался подвешенными на столбах керосиновыми лампами. Товарные поезда состояли из 15-20 вагонов, обслуживаемыми кондукторами вручную (в 1920-х появились вагоны, оснащённые тормозной системой); пассажирские — из 6-8… Дальше »
Я помню остатки рельсов на большом мосту через реку Сим и после него, на повороте. Больше ничего не помню.
Место бывшего пос. Большой Кысык. Как видим, к нему подходила узкоколейная железная дорога. Когда-то, в 80-х годах прошлого века, я довольно часто ходил по долине реки Кысык, которая впадает в реку Лемезу. На реке Кысык ещё раньше находились два посёлка лесорубов: Большой Кысык, в верховьях речки, и Кысык, который располагался в самых низовьях речки Кысык и на берегу реки Лемезы. Между названными посёлками, Кысык и Большой Кысык была узкоколейная железная дорога. В прибрежных зарослях чётко выделялась насыпь, на которой были уложены шпалы и рельсы. Правда, между рельсами уже росли приличные по величине деревья. В пос. Кысык на правом берегу речки… Дальше »
Совсем недалеко от Сима, на северных и северо-западных отрогах хребта Каратау, было много километров узкоколейных железных дорог. Сеть дорог, принадлежавшая Яман-Елгинскому леспромхозу, являлась одной из самых интересных. Её линии пролегали по живописным долинам среди невысоких гор и являлись там практически единственным средством сообщения. Я в сентябре 2005 года , сплавляясь по реке Юрюзань, серьёзно рассматривал, как вариант выхода с маршрута, проезд по узкоколейке от пос. Атняш до пос. Красный ключ. Узкоколейка в то время ещё работала. Шум от железнодорожной техники разносился далеко по Юрюзани. Даже ещё в 2006 году узкоколейка работала. В июле 2006 года на Яман-Елгинской узкоколейной железной дороге… Дальше »
C развитием туризма в РФ и в частности на Урале все эти узкоколейки может кто-то купить и сделать на этом очень большой бизнес…
Что покупать? Всё уже давно украли и растащили.
Фактически да, материально – всё растащили. Но документально это всё кому-то ещё принадлежит и поэтому ни землю под этими дорогами, ни остатки строений использовать нельзя. Для того, чтобы восстановить это всё (банально – построить новую ж/д линию, проходящую по тому же маршруту) нужно документально оформить собственность, т.е. выкупить землю и остатки ж/д у прежнего владельца (государства).
Изначально узкоколейка проходила по ул. Революции от 2-ой заводской проходной ,по ул. 1 Мая(ул. Курчатова) и до станции Симская. Где-то в 1963-64г она была перенесена на ул. Свердлова. Рельсы лежали на дороге ближе к чётным домам, а по центру улицы Свердлова ездил автомобильный транспорт .Состав поезда состоял из паровоза,3-4 х пассажирских вагончиков(смотреть фото Попович 1960г) и нескольких открытых платформ. В начале 60-х годов паровоз заменили на мотовоз. Состав ходил до станции 2-3 раза в день. Плата за проезд была небольшая и легко можно было проехать бесплатно на крыше ,подножках и открытых платформах. Я вот и не помню чтобы я платила… Дальше »
Галина,огромнейшее Вам спасибо,за отличное дополнение к теме( предлагается занести этот факт в протокол)
Лично я и не знал что первоначально был такой маршрут.Возможно по маршруту Сим-Симская курсировали
именно вот такие автомотрисы……..?(Автомотри́са (фр. аutomotrice от др.-греч. αὐτός «сам» и лат. mōtrīx «двигательница») — автономный железнодорожный вагон с двигателем внутреннего сгорания (ныне практически всегда дизельным, ранее встречались также бензомоторные автомотрисы) мощностью от 150 до 750 кВт…..(P.S.В народе их иногда называли с некоторым искожением: матриса, “матрица”.”мокрица”……..
http://www.youtube.com/watch?v=vEFELvkr2No
“Lapteva”:Изначально узкоколейка проходила по ул. Революции от 2-ой заводской проходной ,по ул. 1 Мая(ул. Курчатова) и до станции Симская… Паровозик ездил почти рядом с нашим домом. Для кировской команды подростков он был объектом повышенного внимания. Забавлялись мы с ним тем, что накладывали на рельсы рядами охотничьи капсюли или, при наличии, петарды. Треска, шума было много. Если паровозик останавливался и машинист выходил осматривать колёса, то нашему восторгу не было предела. Ещё мы на паровозике ездили в нижние луга на Красный берег, на Торф. Всё бы ничего, но выходить в намеченном месте нужно было на ходу. При этом, как нарочно, а именно… Дальше »
Слава спасибо за информацию,я считаю что тема, сама по себе интересная,и чем больше будет инфы,тем интереснее сайт.
К сожалению я смутно помню все события связанные с узкоколейкой,ну Вы немного постарше меня, и, я жил в районе лесопилки по ул Маяковского,учился до 5 го класса во второй школе,что была возле стадиона,на пригорке, и”в город” мы практически не выходили……..
А вот автоматрис или узкоколейной дрезины ПД1 в Симе я никогда не видела. Жила я на ул. Свердлова 18 и весь подвижной состав был виден из моего окна . Я учила уроки и поглядывала в окно.Сначала пыхтел паровоз,а позже появился мотовоз(я думаю он работал на солярке,уж очень пахло). А вечерами в вагончиках, оставленных на ночь открытыми прямо возле ремесленного училища, сидели парочки.Вот такая нехитрая была жизнь в Симе в 60-х годах.
….Потихоньку,думаю начинает проясняться истина.Почему я изначально, делал уклон на то, что в Симе ходили мотрисы(автомотрисы)?Потому что в раннем детстве,я это слышал от мамы,и где то в глубине души это у меня отложилось,моя мама пока слава Богу жива и я ей позвонил,расспросил что да как…..и что бы Вы думали? Моя мама ничего не помнит,абсолютно,ни как назывались паровозики и то что изначально они ходили по ул.Революции тоже не помнит, ну что же, спишем это дело на возраст,как никак ей 88й годок пошёл.Итак,что мы имеем.Галина и Вячеслав в своих рассказах упомянают слово мотовоз(мотовозик). Вот что нам гласит википедия: Мотовоз — небольшой автономный локомотив… Дальше »
“Chur”:…Всё бы ничего, но выходить в намеченном месте нужно было на ходу. При этом, как нарочно, а именно так оно скорее всего и было, так как не видеть на подножках ребятню машинист не мог, паровозик набирал максимальный ход. Если старшие ребята после прыжка с подножки ещё иногда могли пробежать в темпе и удержаться на ногах, то для младших это всегда был прыжок с падением, с обдиранием кожи, с риском разбиться насмерть. Однако не прыгать было нельзя, так как этот поступок был бы расценен среди своих ребят как трусость. А вот машинист мог бы не “газовать” или даже притормозить, но поступал… Дальше »
Я запомнила ,что в 50-60х годах ездил паровоз типа Танк-Паровоз серии Ъ(номер на снимке 469),а потом мотовоз типа Мк 215(на фото номер 442 красно -жёлтый,Трёхгранка),но у нас он был зелёного цвета. Это чисто визуальное восприятие.
Дорогие лрузья! сам того не ведая,то есть сделал я это не специально (а как в фильме “Золотой телёнок”-машинально)и…… сфотографировал вот этот самый вагончик,который стоит себе как ни в чём не бывало,кстати очень давно стоит,лет 35 как минимум,и выполняет полезную людям функцию, помещения ,в котором расположена насосная станция для подачи воды в садовый кооператив № 5. И что бы Вы думали? Конечно по не подтверждённым официальным данным…………..,но вот один из “ветеранов” нашего сайта,пользователь Галина Лаптева утверждает что это один из вагонов мотовоза нашей, Симской узкоколейки!!! и как я не догадался когда фотографировал (в принципе я так предполагаю, это теперь можно выяснить… Дальше »
……………Галина,если следовать логике,то и вагоны у него были тоже зелёные,
на снимке чётко(но не совсем уверенно)проглядываются зелёные оттенки,есть предположение
что перед нами вагон зелёного цвета,но время и климатические осадки сделали таки своё дело,
и вагон выглядит “блёклым и ржавым(думаю при “близком знакомстве” с вагоном удасться таки определить цвет)
………………………………………….ДАЁШЬ ИСТОРИЮ!
Да, Геннадий этот вагон принадлежит нашей симской узкоколейке. Действительно, права Галина, вагоны были зеленного цвета. Аналогичный вагон, Вы наверняка видели на стадионе возле, хоккейной коробки. В этом вагоне была расположена водяная насосная станция для залива льда. Этот вагон уволокли куда-то в прошлом году. Геннадий, не могу взять в толк. Узкоколейка в Симе перестала действовать в 1972 году, ввиду своей не рентабельности. Вам было 12-13 лет и не помнить столь знаменательного события, как существование и уничтожение такого “артефакта” симской истории вещь непозволительная. В качестве альтернативы узкоколейки, Григорий Михайлович Пузиков – директор Симского механического завода (именно так завод именовался в то время)… Дальше »
“VAM”: Геннадий, не могу взять в толк. Узкоколейка в Симе перестала действовать в 1972 году, ввиду своей не рентабельности. Вам было 12-13 лет и не помнить столь знаменательного события, как существование и уничтожение такого “артефакта” симской истории вещь непозволительная. ….Я как то не приучен врать,но я действительно почему то напрочь, не помню узкоколейку.Единственное что помню,Мамины слова “мотрица”,”мокрица”,и почему то запомнились рельсы на ул.Свердлова………странновато конечно всё это,а ведь мне было если учитывать что я с 58 года-14 лет! А Вам VAM я бы хотел выразить большую признательность за исторические факты,ведь то что Вы пишите, написали…ну например в этом посту,думаю пока… на… Дальше »
Симская – Павловка через хребет Каратау
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=1nqq3SxnHvE#!
В видеоролике показано то, что осталось от сети узкоколейных железных дорог за хребтом Каратау.
Когда-то в этом месте были узкоколейная железная дорога и мост через ручей Яманъелга. Паровозы пыхтели паром и тянули за собой гружёные тяжёлыми брёвнами вагонетки. Кругом в лесах работали люди из спецпоселений Просвет, База Сауллы, Кульваряш и других. Были люди…
«Документы нашего прошлого уничтожены, караульные вышки спилены, бараки сровнены с землёй, ржавая колючая проволока смотана и унесена куда-то в другое место. На развалинах Серпантинки процвёл иван-чай — цветок пожара, забвения, враг архивов и человеческой памяти.
Были ли мы?
Отвечаю: “были” — со всей выразительностью протокола, ответственностью, отчётливостью документа».
(Варлам Шаламов. Рассказ “Перчатка, или КР-2”).
http://www.youtube.com/watch?v=JHiHW7xayLY
а в конце 60х годов, в “Стальной искре” была заметка – ” О носках и пятках и Симских железнодорожных порядках ” – суть заметки – на Верхней зоне ребята отцепили два последних вагона от состава и паравоз уехал без них и пассажирам пришлось до станции идти пешком,это было на вечернем рейсе.