Завершение обгона по встречной полосе: как лишают прав

Завершение обгона по встречной полосе: как лишают прав

Эксперты предлагают отменить запрет завершать обгон через сплошную линию разметки. Поддержим?

Не так давно в кассационном суде рассматривали дело водителя, который решил оспорить наказание за завершение через сплошную линию разметки обгона, который был начат в разрешенном месте. Сразу скажем, попытка потерпела фиаско, поскольку судьи сочли нецелесообразным ломать устоявшуюся практику. Заключается она в том, что водитель, движущийся слева от сплошной линии разметки (или одной из ее разновидностей), де-факто находится на встречной полосе и, следовательно, будет привлечен к ответственности по части 4 статьи 12.15 Административного кодекса.

Санкция, к слову, нешуточная — штраф 5000 рублей или лишение права управления на 4−6 месяцев. Штраф — это еще полбеды, к тому же его можно оплатить в половинном размере, если это сделать в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Но вот лишаться прав по воле неудачно сложившихся обстоятельств водители разумеется не хотят.

Раньше прямого запрета двигаться по встречке при сплошной линии разметки не было, но водителей все равно наказывали

Копья ломают вокруг пункта 9.1.1 Правил дорожного движения, который дословно звучит так: «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».

Кстати, появился этот пункт в ПДД недавно. До июня 2017 года прямого запрета выезда на встречку в такой ситуации ПДД не предусматривали, что позволяло некоторым водителям выходить сухими из воды. Получалось, что сплошная линия разметки запрещает выезд на встречную полосу путем ее пересечения. Если же водитель сделал это ранее, когда такого запрета не было (например, через прерывистую линию), то претензий к нему вроде бы и нет.

С другой стороны, как говорят юристы, системное толкование норм права и тогда в большинстве случаев было не в пользу водителей. Сотрудники Госавтоинспекции и судьи исходили из того, что движение в нашей стране правостороннее, следовательно, делать на встречной полосе водителю нечего, кроме прямо разрешенных случаев обгона.

Сплошная же линия разметки наносится как раз для того, чтобы четко указать водителю место, где нахождение на встречке опасно. В этой связи не столь важно, пересек водитель сплошную линию или нет, главное, что он создал опасность, а потому должен быть наказан.

В конечном счете в целях приведения к единообразию правоприменительной практики ПДД поправили. И вот теперь пришло время еще раз критически отнестись к этой норме.

Справедливо ли наказание, если попутный автомобиль не дает вернуться на свою полосу?

Каковы аргументы у противников столько жесткого запрета? Первый и самый важный — водитель не всегда имеет возможность вовремя вернуться на свою полосу. Бывает, что фура, которую он обгоняет, закрывает собой дорожный знак, запрещающий обгон. Может быть стерта, загрязнена или занесена снегом разметка — у нас это совсем не редкость. А иногда ситуация складывается таким образом, что вернуться в свою полосу до начала сплошной линии невозможно или небезопасно. Например, если придется резко оттормаживаться или обгоняемые машины не оставляют необходимого зазора, чтобы встроиться между ними. Некоторые и подавно делают это сознательно, не давая обгоняющему встать перед собой. Что ж, аргументы вполне убедительные.

Впрочем, противники парируют другими доводами. Во-первых, знаки, запрещающие обгон, по стандарту дублируются на противоположной стороне дороги. Во-вторых, сплошная линия разметки никогда не начинается внезапно. На расстоянии 50 метров в населенных пунктах и 100 метров вне их пределов перед ее началом наносят так называемую линию приближения — прерывистую разметку с укороченными промежутками между штрихами. Она может дополняться дугообразными стрелками, указывающими в сторону правой полосы и призывающими вернуться.

Да, 100 метров — это не очень большое расстояние. В то же время никто не снимал с водителя обязанности контролировать обстановку впереди и прогнозировать появление подобных ограничений. ПДД обязывают делать это перед началом обгона. В конце концов, введение запрета выезда на встречную полосу, как правило, обусловлено появлением определенной опасности: пешеходного перехода, перекрестка, закрытого поворота, перелома продольного профиля дороги и тому подобного.

Поскольку невозможно заранее просчитать расстояние, которое необходимо, чтобы с учетом всех возможных трудностей вернуться на свою полосу, велико искушение продолжить движение по встречке и дальше. В случае остановки сотрудниками полиции всегда можно сказать, что раньше завершить обгон ну никак не получалось, а доказать обратное практически невозможно.

Можно было бы предположить, что от подобных поступков водителя должен остановить здравый смысл или хотя бы инстинкт самосохранения, но статистика аварийности свидетельствует об обратном.

По данным Госавтоинспекции, на встречной полосе за год происходит почти 12 тысяч дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

Каждый четвертый погибший и каждый восьмой раненый — жертва подобной самонадеянности водителей, не усмотревших на встречке опасности. Показательно, что почти в трех четвертях случаев авария произошла в разрешенном месте. И это вовсе не аргумент в пользу противников существующего запрета, а доказательство того факта, что роковые ошибки совершаются даже в относительно благоприятных условиях. Что уж говорить про ситуации, когда счет идет на сантиметры и секунды.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments