Запрещенный грех: каких женщин на Руси категорически не пускали в монастырь и запрещали постриг
Монастырь для русских женщин очень часто становился убежищем в древние времена. Женщины оказывались монахинями по разным причинам. Иногда они отправлялись в Дом Божий по собственной воле.
Так, если женщине настолько надоела и наскучила жизнь мирская, что продолжать такое существование было для нее просто невыносимым, то она могла по своей воле принять постриг, и работать на благо монастыря.
Любая женщина могла предварительно пожить в монастыре в течение нескольких лет, чтобы понять, хочет ли она окончательно расстаться с мирской жизнью.
Так как в Древней Руси женские волосы обладали особенной ценностью и были наделены сакральным смыслом, женщины очень ответственно относились к постригу.
Потом обратно отращивать косу предстояло очень долго, а это означало, что даже в том случае, если женщина передумала и желала покинуть монастырь по собственной воле, она не могла этого сделать до тех пор, пока волосы не отрастут.
Люди стали бы насмехаться над такой женщиной, и по тем временам это являлось вполне обоснованным. Иногда женщины приходили в Дом Божий из-за недостатка средств к существованию.
Так, если женщина оставалась в деревне одна, и ей не удавалось вступить в брак либо после кончины мужа, либо по другим обстоятельствам, то она могла остаться без средств к существованию. В этом случае монастырь становился для нее хорошим пристанищем. У женщины была возможность проживания в обмен на труд, что являлось для нее спасением.
Знатные люди и представители царской семьи часто ссылали в монастыри неугодных жен. Это обеспечивало им стабильную безопасность и позволяло избежать мести законной супруги, наделенной властью, либо жениться повторно.
Но была и так категория женщин, которая не могла быть принята в Дом Божий ни при каких обстоятельствах, даже если об этом просила сама женщина.
К ним относились матери. По мировоззрению Церкви, оставлять детей без матери считалось большим грехом, даже если им предстояло расти в нищенских условиях, голодать и сталкиваться с другими трудностями.
Аналогичным грехом считался и поступок матери уходить от ответственности за жизнь собственных детей в монастырь. Таких женщин Церковь категорически не принимала ни при каких обстоятельствах. Обездоленным женщинам могла быть оказана помощь со стороны настоятельницы монастыря в обеспечении детей едой и самой простой одеждой.
Но в большинстве случаев этим ограничивались, либо отказывали в предоставлении любой помощи из-за невозможности ее оказать, таким образом женщина не могла согрешить, оставив ребенка одного.
Женщины, на попечении которых не находились дети, могли принять решение постричься в монахини в любой момент, и чаще всего, монастырь принимал их. Точно так же женщина могла в последующем покинуть стены монастыря, и вновь вернуться к обычной жизни.