В этот день скончались

В этот день скончались

13 апреля 1994 года не стало

Николая Крючкова

Крючков Николай Афанасьевич

Родился 24 декабря 1910 (6 января 1911) года в Москве, в рабочей семье с Красной Пресни.

Заслуженный артист РСФСР (1942).
Народный артист РСФСР (1950).
Народный артист СССР (1965).
Герой Социалистического Труда (1980).

Окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище). До 1930 года работал гравёром-накатчиком на фабрике “Трёхгорной мануфактуры”. Учился актёрскому мастерству при Московском центральном ТРАМе (Театр рабочей молодёжи), до 1933 года — актёр этого театра.
В 1934-1936 годах — актёр киностудии Межрабпомфильм (ныне — киностудия имени Горького), затем — Театра-студии киноактёра. Один из самых снимаемых актёров советского кино. Член КПСС с 1953 года.

Когда он явился в кинотеатр «Ударник» на первую в своей жизни кинопремьеру прямо с Москвы-реки после купания — в резиновых тапочках и с песком в волосах, — контролёры долго не пропускали: уж слишком не похож был парень на киноартиста. А похож он был на обычного зрителя, решившего прорваться в кино без билета.

Шёл 1933 год, начиналось звуковое кино, и где было догадаться контролёрам, что отныне похожесть на рядового зрителя, прямое сходство с ним станут главным достоинством нового поколения киноартистов и никого так не полюбят зрители именно за эту похожесть благодарной верной любовью. Пожалуй, любому из этой плеяды легендарных зрительских любимцев Крючков уступает в филигранности мастерства, но именно он стал символом предвоенного времени, ибо растворился в нём без остатка. Время, а не режиссёры, открыло в нем своего идеального героя — идеального исполнителя велений того времени.

Режиссёры ценили его прежде всего за естественность реакций, предельную органику, способность полного слияния с ситуацией — недаром открыл Крючкова для кино один из самых органичных режиссёров советского кино Борис Барнет в замечательных своих фильмах «Окраина» и «У самого синего моря». Качество, привлекшие его в молодом актере ТРАМа, недавнем рабочем с Трёхгорки, — отнюдь не героические, скорее лирические. Но, как только время приобретает откровенно выраженный героический характер, Крючков становится самым типичным героем — благодаря все той же способности полного слияния с ситуацией.

Он переиграет в 1930-1940-е годы всех главных героев времени: пограничников («На границе») и шахтёров-стахановцев («Ночь в сентябре»), летчиков («Брат героя») и танкистов («Трактористы», «Парень из нашего города»). И в любой роли он будет проявлять все качества, требующиеся от героя этих лет, и проделает всё так же лихо и сноровисто, как сапожничал в «Окраине». А сверх того всегда будет готов спеть, сплясать (прошел в ТРАМе школу Натальи Глан — знаменитой месс Менд из фильма Барнета) и сыграть на гармошке — продемонстрировать все те умения, которые в народе вызывают восхищение: «Ну, артист!»

Всё это в первую очередь давало Крючкову право представительствовать на экране от имени зрителя, сразу же узнавшего в герое самого себя, но — идеального, обретшего всю ту сумму качеств, которая и давала право претендовать на роль героев согласно установкам времени, не ведавшего и не признававшего ни каких душевных колебаний и сложностей. После участия в годы войны в экранизациях канонических пьес Константина Симонова («Парень из нашего города», «Русские люди» — последний выпущен под названием «Во имя Родины»), Александра Корнейчука («Фронт»), а затем в очень популярной комедии «Небесный тихоход» Крючков снимается меньше, наиболее интересная его работа той поры в экранизации повести Эммануила Казакевича «Звезда» увидит свет лишь после смерти Сталина.

Когда же в 1950-е годы он вновь возвращается на экран, интенсивно снимаясь, оказывается, что он стал неотъемлемой частью экранной реальности советского кино, но играет в основном в фильмах об историческом прошлом России («Максимка», «Море студёное»), гражданской войне («Тревожная молодость», «Поэт», «Сорок первый») и Великой Отечественной («Бессмертный гарнизон», «Баллада о солдате», «Далеко на Западе», «Золото», «Особо важное задание»).

И в фильмах о современности на протяжении 1950-1970-х годов — он мудрый, заслуженный, всепонимающий ветеран («Адрес нашего дома», «Когда наступает сентябрь», «Телеграмма», «Мой друг дядя Ваня», «Горожане»). Он существует свободно и разумно в условном идеальном киномире. Его зрелое мастерство обретает психологическую точность и глубину. Лучшие его работы послевоенного 30-летия прежде всего в фильмах Владимира Скуйбина «Жестокость» и «Суд», в «Деле Румянцева» Иосифа Хейфица, в телефильме Семёна Туманова «Гнёзда» и, наконец, в «Осеннем марафоне» Георгии Данелии.

Актёр ушёл из жизни 13 апреля 1994 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы

Илья Ильф

советский писатель и журналист
15 октября 1897 — 13 апреля 1937

116 лет назад 76 лет назад

Илья Ильф (настоящее имя – Илья Арнольдович Файзильберг) родился (3) 15 октября 1897 года в Одессе, в семье банковского служащего.

В 1913 году, окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место работы: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала «Синдетикон», в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером.

В 1923 году Илья становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал в газете «Гудок», но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире. Результатом командировки в Среднюю Азию явилась серия очерков «Москва – Азия» (1925).

В 1925 году происходит знакомство будущих соавторов – Ильи Ильфа с Евгением Петровым, но только через год начинается их совместная деятельность (Петров должен был отслужить в армии).

Первой значительной совместной работой Ильфа и Петрова был роман «Двенадцать стульев», публиковавшийся в 1928 году в журнале «30 дней», который сразу завоевал признание читателя, но критикой был встречен холодно. Книгу молодых писателей поддержал В.Маяковский.

В 1920-е годы появляется ряд фельетонов и повестей, написанных совместно, в «Правде» и «Литературной газете». В 1931 году публикуется второй роман Ильфа и Петрова – «Золотой теленок», тепло встреченный критикой, получивший восторженные отзывы М.Горького, М.Зощенко, А.Барбюса.

В 1935 году писатели совершили путешествие в США, позже написав книгу «Одноэтажная Америка» (1936).

Болезнь Ильфа (туберкулез лёгких), обострившаяся во время путешествия, окончилась его смертью, последовавшей 13 апреля 1937 года в Москве.

Интерес к авторам популярных советских романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» с годами не угас: это выражается и в изданиях книг, и в инсценировках и экранизациях.

Борис Курчатов

советский ученый-радиохимик, брат Игоря Курчатова
3 августа 1905 — 13 апреля 1972
109 лет назад 42 года назад

Борис Васильевич Курчатов родился 3 августа 1905 года в поселке Симский завод бывшей Уфимской губернии (ныне город Сим Челябинской области), в семье землемера и учительницы.

Он – младший брат Игоря Курчатова. В 1921 году поступил на химический факультет Таврического университета (в Симферополе), закончив 2 курса, перевёлся в Казанский университет.

В 1927 году окончил химический факультет Казанского университета. С 1928 до 1943 год Курчатов работает в Ленинградском Физико-Техническом Институте.

С мая 1943 года переведён в Москву, в Лабораторию № 2, где и работал до конца своих дней. В ленинградский период Курчатов многие работы проводил совместно с сотрудниками Радиевого института, поэтому его можно отнести к первому поколению учеников В.Г. Хлопина и А.Ф. Иоффе.

В этот период совместно с И.В. Курчатовым проводятся первые работы по физике диэлектриков и полупроводников. Результаты этих работ послужили основой для разработки И.В. Курчатовым теории сегнетоэлектриков.

Борисом Васильевичем проведены практически важные исследования в области твёрдых выпрямителей и разработан сульфатный выпрямитель, позволяющий работать с гораздо более высокими плотностями тока, чем было возможно до этого. Совместно с И.В. Курчатовым, Л.В. Мысовским и Л.И. Русиновым он является первооткрывателем ядерной изомерии брома, что было одним из крупных достижений ядерной физики того времени.

В 1938 году Курчатов защитил диссертацию и получил звание кандидата физико-математических наук. С 1934 года он активно участвовал в работах по изучению искусственной радиоактивности. С полным основанием его можно считать одним из основателей советской радиохимии.

В последние годы своей жизни ученый много внимания уделял изучению физики деления тяжёлых ядер и вопросам радиоэкологии. По результатам научной деятельности Курчатова опубликовано более 150 научных работ и Авторских Свидетельств.

Доктор химических наук, профессор, Борис Васильевич входил в состав Учёного Совета Института Атомной Энергии (сейчас «Курчатовский институт»), экспертной комиссии ВАК, редколлегии журнала «Радиохимия».

Лауреат Ленинской, двух Сталинских премий – он был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Скончался Борис Васильевич Курчатов 13 апреля 1972 года в Москве.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments