Новая нормальность: снизить смертность на дорогах поможет интеллектуальный ассистент

Новая нормальность: снизить смертность на дорогах поможет интеллектуальный ассистент

Искусственный интеллект эффективно используется для облегчения задач в повседневной жизни, реализации наукоемких и бизнес-проектов, вывода на рынок беспилотных автомобилей. Следующий шаг — привлечение технологий ИИ для анализа скоростного режима на российских дорогах. Оснащение автомобилей системами интеллектуального ассистента скорости позволит существенно снизить количество смертельных ДТП, уверен Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России».

Когда в середине 2021 года американский лидер в производстве электромобилей объявил об официальном запуске подписки на пакет «автопилота» Full Self-Driving, желающих было столько, что большую их часть записали в лист ожидания. Неудивительно — «умные» автомобили способны на многое: они автоматически меняют полосы движения, паркуются, приезжают к владельцу с парковочных мест, распознают светофоры и дорожные знаки. В идеале полностью автономное компьютерное управление всеми модулями электромобиля освобождает водителей от необходимости следить за дорогой и принимать решения, давая возможность заниматься рабочими делами или наслаждаться свободным временем. Но самое главное заключается в том, что высокотехнологичные автомобили сокращают возможные риски и берут на себя принятие решений в сложных ситуациях.

Правда, пока массовое использование «беспилотных» автомобилей — дело ближайшего будущего лишь в перспективе. Однако помочь сделать дороги более безопасными, избежать многочисленных ДТП и сократить человеческие жертвы технологии ИИ способны и сегодня — если передать им хотя бы часть обязанностей по управлению транспортным средством.

Каким образом это возможно?

По данным Норвежского института экономики и исследований транспорта, использование специальной интеллектуальной системы контроля за скоростью, так называемой Intelligent Speed Assistant (ISA), на 30% сократит количество дорожно-транспортных происшествий и на 20% — смертельных исходов.

Каждый год в результате ДТП в мире погибает 1,3 млн человек, подсчитали во Всемирной организации здравоохранения. Между развитыми, развивающимися и бедными странами фиксируется разница этого показателя: в последних смертельные исходы составляют до 50% от всех аварийных происшествий. Что до России, то в 2020 году число погибших на дорогах снизилось на 4,9%, составив 16 152 человека.

Европа уже готова к решительным мерам: согласно постановлению Европейской Комиссии, с июля 2022 года все новые модели автомобилей должны быть оснащены интеллектуальной системой контроля за скоростью ISA. Принцип ее работы заключается в следующем: для считывания дорожных знаков система использует видеокамеру и базу данных ограничений скорости, подключенную через GPS. Преимущественно система выполняет предупредительную функцию, но в некоторых версиях вполне способна ограничить скорость движения. Однако перед таким радикальным действием система будет использовать три способа предупреждения водителя: каскадное звуковое предупреждение о превышении скорости, каскадное вибрационное предупреждение, легкий обратный толчок педали ускорения. Если все эти меры не подействуют, начнется автоматическое плавное снижение скорости.

На то, чтобы привыкнуть к возможности таких ограничений, у европейских автовладельцев достаточно времени — продажа и регистрация новых автомобилей без оснащения системой ICA будет полностью запрещена лишь с июля 2024 года. Некоторые автопроизводители уже устанавливают систему на отдельных своих моделях — так действуют, например, в Citroen, Ford, Honda, Jaguar.

Перенять опыт и остаться в живых

Самое частое нарушение на российских дорогах связано с превышением установленного скоростного режима — именно оно и является самой распространенной причиной аварий.

В 2020 году штрафы за превышение скорости составили 85% от общего количества выписанных в нашей стране штрафов. В целом их общее количество увеличилось до 124 миллионов, что на 23% больше по сравнению с 2019 годом. Это означает, что в среднем каждый автомобиль в России был 2,5 раза оштрафован за превышение скорости.

«Такая тенденция говорит о том, что систематическое нарушение скоростного режима является нормой жизни для многих россиян», — заключает Дмитрий Давыдов, автор проекта «20 идей по развитию России».

Решать проблему с увеличением случаев ДТП из-за превышения скорости планируется при помощи проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В числе мер по улучшению обстановки — строительство новых дорог и магистралей, обновление пассажирского транспорта, усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения и так далее.

К 2030 году смертность на российских дорогах должна снизиться в 2,7 раза по сравнению с 2020 годом (4 человека на 100 000 населения вместо 10,9 человек) — такие показатели предусматривает проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Однако каким бы эффективным ни был федеральный проект, необходимо воспользоваться и европейским опытом, уверен автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов«Хотя бы одна из четырех предупредительных функций интеллектуального ассистента скорости в обязательном порядке должна быть установлена и в российских автомобилях». Для чего, по мнению автора проекта, подобную систему необходимо ввести в российское законодательство, обязав таким образом производителей устанавливать систему еще на этапе сборки автомобиля. Как это может выглядеть?

Оборудование для контроля скорости может быть встроено в заводскую комплектацию автомобиля или устанавливаться специализированными сервисами, предлагает Дмитрий Давыдов. Для того чтобы успеть оснастить все автомобили интеллектуальным ассистентом, он предлагает ввести отсрочку на 3–4 года. За это время участники рынка подстроятся под новый технический регламент. «Сразу по истечении срока предлагаем запретить регистрацию новых автомобилей, если производитель не встроил систему интеллектуального ассистента скорости, — говорит Давыдов. — Благодаря таким мерам в скором времени все автомобили в стране будут оборудованы системой безопасности нового поколения».

Автор проекта «20 идей» обращает внимание и на то, что система будет выгодна водителям, не склонным к превышению скорости, — так они смогут избежать ситуации, когда превышение скорости могло быть непреднамеренным. Такие меры сократят количество штрафов и случаев сверхбыстрой езды в неположенных местах. А если водитель все же намеренно превысит скорость, он будет справедливо оштрафован.

«Самый главный эффект предлагаемых мер заключается в том, что количество смертей и травм на дорогах России существенно сократится», — уверен Дмитрий Давыдов.

Стоит уточнить, что в Евросоюзе показатель смертности на дорогах составил 4,2 человека (это уровень, желаемый Россией к 2030 году) еще в 2020 году. Еще через десять лет этот показатель должен снизиться вдвое, а к 2050-му — и вовсе дойти до нуля. Чтобы амбициозные планы осуществились и в России, нашей стране стоит как можно быстрее перенять передовой европейский опыт, заключает Дмитрий Давыдов.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments