Моногорода – «болевая точка» российской экономики

Моногорода – «болевая точка» российской экономики

В апреле Комитет по делам Федерации и региональной политике ГД совместно с НП «Институт регионов» и Центром социально-консервативной политики провел «круглый стол» для представителей органов государственной власти субъектов и муниципалитетов Российской Федерации по теме «Моногорода России: пути выхода из кризиса».

Целью мероприятия стало оказание содействия российским моногородам в разработке и реализации программ развития и поиск путей выхода из кризиса.

По словам первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Г. С. Изотовой, проблема поиска путей выхода из кризиса в настоящее время сохраняет свою актуальность для большинства российских моногородов. Отличительной чертой монопрофильных городов является большая зависимость от конкурентоспособности одного градообразующего предприятия или нескольких предприятий, отсутствие финансовых и других ресурсов для решения социально-экономических проблем в критической ситуации, подчеркнула депутат. Именно поэтому моногорода особенно сильно пострадали от финансово-экономического кризиса и превратились в «болевую точку» российской экономики. Последствия кризиса в экономике создают риск социальной нестабильности, характерный для моногородов.

Немного статистики

По официальным данным, в настоящее время в России 335 населенных пунктов могут быть отнесены к категории моногородов. Из них 235 имеют население свыше 10 тысяч человек. 12 муниципальных образований являются закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО). Общая численность населения, проживающего в моногородах, составляет более 16 миллионов человек.

Моногорода неравномерно распределены по территории России. Наибольшее количество моногородов сосредоточены в Уральском (Свердловская и Челябинская области) и Приволжском (Самарская, Нижегородская области, Пермский край) округах.

По степени влияния кризиса эксперты классифицируют моногорода следующим образом:
* 5% моногородов – территории с высокой степенью проявления кризисной ситуации (более 1,4 млн человек) и требуется срочное принятие мер на федеральном уровне;
* 15% находятся в зоне повышенной степени риска (более 5,4 млн. человек) – решающую роль в решении проблем моногородов по замыслу Минрегиона России должны играть субъекты Российской Федерации;
* 80% требуют регулярного мониторинга социально-экономического состояния на региональном и федеральном уровнях и разработки программ развития моногородов на средне- и долгосрочную перспективу.

По результатам анализа отраслевой принадлежности градообразующих предприятий моногородов зафиксировано, что в своем большинстве моногорода в значительной мере определяют структуру российской экономики и ее конкурентоспособность. До финансово-экономического кризиса в моногородах, по имеющимся данным, производилось до 40% российского ВВП.

Комплекс мер федеральной власти

Президент РФ, Правительство РФ, осознавая важность данной проблемы, определили комплекс мер по улучшению социально-экономического положения моногородов. С этой целью Правительством России разрабатывается программа содействия развитию моногородов, соответствующие задачи поставлены перед Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции, рабочей группой, созданной при этой Комиссии, в которую вошли представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных ведомств, госкорпораций, банков с государственным участием, независимых профсоюзов, предпринимательского сообщества.

На государственную поддержку моногородов в 2010 году выделены средства федерального бюджета в объеме 27 млрд рублей. Из них 10 млрд рублей – в качестве бюджетных кредитов по линии Министерства финансов Российской Федерации, еще 10 млрд. рублей – в виде субсидий, которые могут быть направлены, в первую очередь, на софинансирование объектов инфраструктуры в целях реализации инвестиционных проектов в моногородах. Еще 5 млрд рублей дополнительно выделены через Фонд содействия развитию ЖКХ на ремонт многоквартирных домов и 2 млрд рублей дополнительно – на поддержку малого бизнеса в 25 моногородов, реализация планов которых должна начаться в 2010 году.

Задачи на ближнюю и дальнюю перспективу

Участники «круглого стола» полагают, что только реализация комплекса согласованных мер, в том числе, осуществляемых федеральными, региональными, муниципальными органами власти, Партией «Единая Россия», общественностью и экспертным сообществом, способна изменить социально-экономическую ситуацию в моногородах, снять социальное напряжение и создать условия для модернизации их экономики, улучшить ситуацию на рынке труда.

Как показывает опыт, организация совместной работы муниципальной и региональной власти по недопущению создания кризисной ситуации в моногородах, высокоэффективна и обходится для федерального бюджета гораздо дешевле, чем возможные затраты в случае обострения кризиса. Лучшие результаты в подготовке планов достигнуты там, где налажен конструктивный диалог между собственниками градообразующих предприятий и местными органами власти.

В настоящее время на федеральном уровне подготовлен перечень моногородов, одобренный рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, уже одобрены 3 плана по модернизации городов Нижнего Тагила, Тольятти и Сокола (Вологодская область). Сейчас по этим городам идет разработка необходимой документации для дальнейшей реализации проектов.

Основными целями разработки и реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов являются:
* в краткосрочном периоде – обеспечение занятости населения, высвобождаемого с градообразующих предприятий, находящихся в критическом состоянии, в том числе посредством создания временных рабочих мест и организации общественных работ;
* в средне- и долгосрочной перспективе – снижение доли градообразующего предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, до значений ниже критериев отнесения города к монопрофильным. Достигается как за счет диверсификации производства градообразующих предприятий, в т.ч. создания новых производств с высокой добавленной стоимостью, так и за счет создания новых альтернативных инновационных видов деятельности, в том числе предприятий среднего и малого бизнеса. В конечном итоге должно привести к устойчивому развитию города за счет собственного капитала, в том числе человеческого потенциала.

Необходимо создать механизм консолидации усилий государства, бизнеса и общества по стабилизации общественно-политической ситуации, обеспечению экономического роста и повышению качества жизни населения моногородов, для достижения этой цели требуется:
– проведение мониторинга общественно-политической и социально-экономической ситуации в моногородах;
– комплексное изучение ситуации в конкретных моногородах, обсуждение хода реализации программ и планов социально-экономического его развития;
– организация информационного обмена между моногородами;
– подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы.
Федеральные органы государственной власти планируют осуществление следующих мер:
– продолжить совершенствование нормативно-правовой базы с целью содействия развитию моногородов;
– сформировать принципы и разработать порядок выделения финансовых ресурсов федерального бюджета для моногородов на долгосрочную перспективу;
– продлить срок предоставления бюджетных кредитов субъектам Федерации на цели развития моногородов с трех до пяти-семи лет;
– сформировать реестр источников федеральной поддержки моногородов с указанием предельных лимитов финансирования;
– предусмотреть выделение средств для проведения семинаров и обучающих мероприятий для качественной разработки комплексных инвестиционных планов модернизации экономики.
В свою очередь, органы местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований должны:
– добиваться эффективного взаимодействия власти, общества и бизнеса в целях скорейшего разрешения проблем моногородов;
– переходить от решения текущих задач к краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному планированию в целях исключения условий для сохранения и повторного появления кризисных явлений в будущем;
– расширять горизонты стратегического планирования, как правило, до 2020, а при необходимости и до 2025 годов, с учетом установленных экспертами сроков, в которые возможно реально снизить долю градообразующего предприятия в экономике города;
– обращать внимание на необходимость реализации инфраструктурных проектов, проектов и программ развития малого и среднего бизнеса.

Программа действий на ближайшую перспективу НП «Институт регионов»
– Подготовить организационно-методическую базу для проведения мониторинга общественно-политической ситуации в моногородах по определенным социально-экономическим и общественно-политическим показателям;
– выступить модератором федеральной дискуссии для анализа и обсуждения проблем моногородов, хода реализации программы помощи моногородам, разработки предложений для оптимизации этой работы;
– с этой целью содействовать созданию соответствующего Интернет-портала, содержащего ресурсы, необходимые для организации общественного диалога по проблемам моногородов;
– организовать комплексное изучение ситуации в конкретных моногородах, требующих повышенного внимания в связи со сложившимися неблагоприятными общественно-политическими и социально-экономическими условиями, с выработкой рекомендаций и алгоритмов действий;
– оказывать содействие в подготовке и реализации комплексных планов модернизации экономики и программ социально-экономического развития моногородов;
– подготовить образовательные и информационно-консультационные программы по вопросам развития моногородов, в том числе разработки и реализации инвестиционных проектов и бизнес-планов для градообразующих предприятий, программ и проектов развития малого и среднего бизнеса, инфраструктурных проектов.

Материал подготовила Елена Колнооченко, журнал “Бюджет”

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments