Чат неактивен

Кудрин обнародовал "поствыборную" программу?

Российских граждан, по словам вероятного премьера, ждет повышение пенсионного возраста и налогов

России уже давно не привыкать выбирать между петлей и гильотиной, а уж национальная политика последних двух десятилетий столь «щедрый» выбор предлагала не раз. Вот и новое интересное «или – или» озвучил в ходе пленарного слушания в Госдуме вице-премьер российского правительства, глава Минфина Алексей Кудрин. Напомним, что именно он рассматривается многими в качестве возможного главы правительства, которому предстоит руководить кабинетом министров после президентских выборов, кто бы из тандема на них ни победил. А значит, перед нами – не просто слова министра, а возможная «поствыборная» программа следующего российского премьера. Что же он нам обещает?

«Если мы отказываемся от повышения пенсионного возраста, значит, мы должны будем повышать налоги. Но сам этот выбор я еще не сделал. Решение будет приниматься взвешенно – на основе анализа и приоритетов социально-экономической политики», – заявил самый главный российский бухгалтер в ходе выступления перед депутатами. Министр также отметил, что на повышение пенсионного возраста в сложившихся непростых условиях уже пошли некоторые страны, в т. ч. и Украина. «Это – альтернатива повышению налогов», – отрезал Кудрин, напомнив при этом о позиции российского правительства, которая сводится к тому, что налоговое обременение повышать не следует.

Разумеется, не смог отказаться вице-премьер и от одного своего изрядно заезженного конька – критики власти (как будто сам он к ней никакого отношения не имеет) за непродуманную, на его взгляд, политику растранжиривания бюджетных средств с некими популистскими целями. Эта риторика, исходящая из уст Кудрина, прекрасна уже тем, что именно его ведомство прославилось как раз заметным сдерживанием и урезанием подчас просто жизненно необходимых программ, и уж кто-кто, как не нынешний глава Минфина, зорко отслеживает движения финансовых потоков, то и дело их поправляя. При этом в числе популистских явно подразумевается и программа перевооружения российской армии, оцененная в 20 трлн руб. Разумеется, Алексей Леонидович – не политический самоубийца, чтобы открыто критиковать как саму программу, так и смету (ее реализация – головная боль непосредственно Счетной палаты РФ), однако нотки раздражения скрыть не удалось.

«Объявленная цифра в 20 трлн руб. в долгосрочной перспективе сейчас в принципе вообще не обеспечена источниками. Это означает, что потребуется повышение налогов», – стращал парламентариев министр. Стоп, а где же «или – или»? Это уже «и – и» получается. Т. е. с повышением пенсионного возраста мы, допустим, уже вынужденно смирились (это так же неизбежно, как и выборы), но и без повышения налогов все рано обойтись не удастся. Оно, оказывается, столь же неизбежно.

Сверяешься с речью премьера: мол, как же так? А все верно. Не говорил ничего Владимир Путин о том, что налоги никогда не будут повышены, верно ведь? И даже не говорил о том, что это не произойдет, скажем, конкретно через два года. Не придерешься.

Между тем возьму на себя, недостойного внимания Минфина, наглость подсказать еще как минимум парочку источников изыскания необходимых средств: прежде всего это сказочные прибыли от вложенных в американские облигации российских денег. Эта удивительная процедура, помнится, никогда не вызывала нареканий у неизменно строгого хранителя казны. А что там с прогрессивной шкалой налогообложения? Вспыхнула тема ярко, многообещающе, да погасла. Злить капитанов большого бизнеса чревато: слишком много на них завязано.

А ведь представим на мгновение: выходит Алексей Кудрин к депутатам и говорит: «У нас, коллеги, два пути: либо требуем у правительства США наши дивиденды со всего вложенного, либо пусть Абрамович, Лисин, Прохоров, Вексельберг платят налоги по-европейски».

Такое «или – или», подозреваю, стоило бы в предвыборную пору всех мыслимых и немыслимых обещаний.

Предложенный главой Минфина РФ выбор между повышением налогов и повышением пенсионного возраста в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России, известный политолог Дмитрий Абзалов:

– Прежде всего стоит отметить, что все заявления Кудрина призваны в первую очередь закрепить его же позиции. Позиция Минфина и лично Алексея Кудрина состоит в том, что должна быть продолжена реализация системы ужесточения бюджетных расходов. Кроме того, Кудрина в значительной мере тревожит дефицит Пенсионного фонда, который необходимо компенсировать из каких-то резервов.

Собственно говоря, увеличение пенсионного возраста в некоторой мере и теоретически может компенсировать дефицит фонда, однако если смотреть исследования Минэкономразвития, эффект от этого будет точечный, т. е. спустя несколько лет расходы на содержание пенсионеров все равно увеличатся. Если же говорить об увеличении страховых взносов с 2014 года, что уже прописано в бюджете, то, опять же, ожидать здесь значительного эффекта не придется, поскольку, как показывает практика, увеличение страховых взносов практически напрямую увязывается с уходом компаний в тень. Т. е. рост компенсируется сокращением собираемости налогов.

Во многом увеличить налогооблагаемую базу могло бы стимулирование экономической деятельности – снижение тех же самых налогов, упрощение процедуры регистрации. Это позволило бы большему количеству частников вовлекаться в экономическую деятельность, интенсифицировать экономический рост и в результате увеличивать валовый сбор налогов.

Безусловно, необходимо также развивать новые производства, стимулировать инновационное развитие. Это позволило бы повысить налоги Российской Федерации, особенно учитывая, что большая их часть осталась бы на территории страны.

Сейчас бюджет более-менее стабилизируется за счет высоких мировых цен на энергоносители, но было бы опрометчивым рассчитывать на столь же высокие цены в долгосрочной перспективе. Потому Кудрин пытается перестраховаться и изыскать дополнительные средства: их может обеспечить повышение налогов или повышение пенсионного возраста. На сегодняшний день основным реципиентом российского бюджета является Пенсионный фонд РФ, и фактически имеющийся его дефицит приходится компенсировать из российского бюджета.

Очевидно, что на фоне данных высоких обещаний эта транзакция будет лишь увеличиваться, а в контексте еще и снижения страховых взносов она составит порядка 400 млрд руб. по оценкам Минфина. Учитывая, что у нас весь бюджет составляет порядка 10 трлн руб., это – достаточно большая сумма.

– Как бы Вы прокомментировали расхожий прогноз, что новое правительство начнет свою работу с принятия непопулярных мер?

– В принципе, в большинстве стран перед выборами наблюдается общее смягчение бюджетной политики и последующее ее ужесточение. Это – нормальная, устоявшаяся схема, и, судя по всему, она будет реализована и в Российской Федерации. Будущее правительство будет достаточно консервативным, учитывая, что там, судя по всему, опять будет Алексей Кудрин, и чуть ли не возглавит его, по некоторым прогнозам.

При этом, с моей точки зрения, некоторое ужесточение бюджетной политики является скорее благом: достаточно вспомнить, что в свое время создание резервных фондов позволило нам относительно безболезненно на фоне остальных стран пережить серьезное падение экономики. И, как показывает нынешняя ситуация в Греции, интенсификация госрасходов в итоге с большой вероятностью может привести к серьезным проблемам с наполнением бюджета и выполнением внешних обязательств. И правильнее говорить, на мой взгляд, даже не об ужесточении бюджетной политики как таковой, а о значительном повышении эффективности расходования средств. Это – ключевой момент. И логично, что в нынешней ситуации такая мера неизбежна и в целом оправданна.
Мартынюк Виктор
Источник: km.ru

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments