Ким Филби

английский разведчик, агент советской разведки
1 января 1912 — 11 мая 1988
102 года назад 26 лет назад

Ким Филби, один из руководителей британской разведки, агент советской разведки, родился 1 января 1912 года в Амбалеа (Индия), в богатой семье. Его отец работал в государственном аппарате Великобритании в Индии. После окончания школы Филби поступил в колледж Тринити, при Кембриджском университете.

В 1933 году Филби познакомился с Арнольдом Дейчем, который был агентом Советского Союза. Дейч предложил Филби работать в советской разведке. Ким думал недолго и согласился. На тот момент Ким Филби нередко находился в центре крупнейших мировых событий. Он работал в «Таймс» и был специальным корреспондентом по темам гражданской войны в Испании. Филби старался всегда быть в центре событий и имел доступ к документам государственной важности, что было очень ценно для советской разведки. Филби быстро продвигается по служебной лестнице вверх, и уже спустя несколько месяцев он оказывается в кресле зампреда контрразведки Великобритании.

В 1944 году Ким Филби занимает пост начальника 9-го отдела «SIS» (знаменитая английская спецслужба МИ-6), основной задачей которого является исследование и контроль деятельности коммунистов на территории Великобритании. После окончания Второй мировой войны Филби отправляют на восток. Он становится главным в штабе британской разведки в Стамбуле. В конце 1940-х годов он начинает тесное сотрудничество с США, основной целью которого является уничтожение коммунистической власти.

В 1955 году Филби был вынужден уйти в отставку. Его начали подозревать в шпионаже и работе на советскую власть. Его вновь отправляют работать на Ближний Восток, откуда потом он перебирается в СССР. С 1963 года Ким Филби жил в Москве. За заслуги перед СССР он был награжден несколькими почетными орденами. Личность Филби вошла в архивы мировой истории – он был признан одним из лучших советских шпионов. Благодаря действиям этого разведчика многие британские и американские операции, направленные против советской власти, оказались безрезультатными. Ким Филби умер 11 мая 1988 года в Москве, был похоронен на Старом Кунцевском кладбище столицы.

Григорий Козинцев

советский режиссер театра и кино, сценарист, педагог, Народный артист СССР

22 марта 1905 — 11 мая 1973
109 лет назад 41 год назад


Григорий Михайлович Козинцев

Выдающегося мастера и теоретика советского кино, талантливого режиссера Григория Козинцева называли совестью «Ленфильма», ведь, по словам коллег, он никогда не шел на уступки, когда дело касалось профессии. Григорий Михайлович Козинцев родился (9) 22 марта 1905 года в Киеве, в семье врача. Творчеством он начал заниматься будучи студентом Киевской школы живописи – принимал участие в оформлении спектаклей в театре Соловцова и в декорировании киевских улиц. Григорию нравилась работа в театре, и в 1919 году, еще учась в гимназии, он вместе со своими друзьями организовал в Киеве экспериментальный театр «Арлекин», где ставил спектакли.

В 1920 году Козинцев переехал в Петроград, где два года обучался живописи в Петроградской академии художеств и одновременно работал режиссером Студии Театра Комической оперы, ища свои пути в искусстве. В 1922 году начала работать знаменитая театральная мастерская ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера, где обучение актеров сочеталось с постановкой спектаклей), основанная Козинцевым и Л.Траубергом и воспитавшая плеяду замечательных актеров и режиссеров кино (Я.Жеймо, Е.Кузьмина, С.Герасимов, О.Жаков и др.).

Постановкой эксцентрической переработки «Женитьбы» Н.В. Гоголя Козинцев и Трауберг дебютировали в художественной жизни Петрограда 1920-х годов. Уже через год они решили перенести свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кинематограф, преобразовав театральную мастерскую в «Киномастерскую ФЭКС», и с 1924 года начали работать в кино (до 1946 года все фильмы Козинцев ставил совместно с Траубергом). Первые их режиссерские работы в «немом» кино – «Похождения Октябрины» (1924) и «Мишки против Юденича» (1925) – отличались эксцентризмом, а первый полнометражный фильм – романтическая мелодрама «Чертово колесо» (1926) – был уже зрелой работой. Следующий фильм, созданный силами ФЭКС, «Шинель» (1926) стал одним из шедевров советского немого кино. А комедия «Братишка» (1927) и историческая мелодрама «С. В. Д.» (1927) пользовались большим успехом у зрителей.

С началом звукового кино начался и новый период в творчестве режиссеров – их картина «Одна» (1931) обозначила переход к реалистическому искусству. Следующее десятилетие они посвятили работе над трилогией «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1939), вошедшей в золотой фонд отечественного киноискусства. Хотя картины были сняты в жанре историко-революционной эпопеи, чем режиссеры отдали дань официальному искусству, но это не помешало им сделать эти ленты зрелищными и новаторскими.

В годы Великой Отечественной войны Козинцев выпускал короткометражные сюжеты «Боевых киносборников». В 1946 году режиссер попал в опалу из-за своего фильма «Простые люди» (он вышел на экраны СССР только в 1956 году), который был включен в число «порочных, неудачных и ошибочных» лент. Но все же ему позволили снимать, и он обратился к биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» (1947) и «Белинский» (1953).

Возвращение Козинцева в широкий кинематограф состоялось только после смерти Сталина – в середине 1950-х годов Сергей Васильев, ставший директором «Ленфильма», пригласил Григорий Михайлович для съемок фильма «Дон Кихот». Хотя за последующие два десятилетия он снял всего три фильма, но все они стали событием не только в российском, но и в мировом кино. Его «Дон-Кихот» (1957) стал классическим образцом экранизации, получил высокую оценку во всем мире и Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере (1958). Испанцы называли его самой испанской из всех многочисленных киноверсий этого романа.

Важнейшим этапом творчества Козинцева этих лет стала работа над трагедиями У.Шекспира – фильмами «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971). Еще в 1962 году он выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к этим выдающимся экранизациям. Параллельно с работой в кино Козинцев выступал и как театральный режиссер. На сценах различных ленинградских театров он поставил спектакли «Опасный поворот» (1939), «Король Лир» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлет» (1954). Также он является автором ряда книг. Н

е менее важной сферой деятельности для Григория Михайловича была и педагогика. Еще в 1926 году он начал преподавать в Ленинградском институте сценических искусств, в который влилась киномастерская ФЭКС, с 1944 года вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 – профессор), а в 1965-1971 годах руководил режиссерской мастерской на «Ленфильме».

Среди его учеников известные сегодня режиссеры – И.Авербах, А.Герман, И.Масленников, А.Орлов, С.Ростоцкий, Э.Рязанов и многие другие. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР – Григорий Михайлович награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и другими наградами, в том числе и различных международных кинофестивалей. В начале мая 1973 года с режиссером случился инфаркт. 11 мая 1973 года в Ленинграде Григорий Михайлович Козинцев скончался, он был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Боб Марли

ямайский музыкант стиля регги
6 февраля 1945 — 11 мая 1981
69 лет назад 33 года назад

Марли Боб Марли родился 6 февраля 1945 года в деревне Найн-Майлс на Ямайке. Его отец был белым европейцем, а мать – юная негритянка. Отец оставил семью, но продолжал оказывать ей финансовую поддержку и иногда навещал сына. Боб рано увлекся музыкой, но путь к вершине был непрост – ему пришлось пробиваться самостоятельно, но он это сделал.

Первая пластинка Марли «Catch a fire» установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. Довольно быстро Марли стал настоящей звездой, а его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. Так, начав с нуля, Боб Марли стал символом и легендой.
Исключительное место, которое он занимает в истории регги, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков – прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью. Музыку Марли нельзя воспринимать как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны, каковыми является большинство песен Марли, в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует, в лучшем случае, воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 1960-х – тогда как он был, в первую очередь, духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает. Марли умер от рака в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом «За заслуги», правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен.

Но главное – он оставил после себя послание-призыв «освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни». И в его случае эти слова не кажутся банальностью и штампом… Ежегодно 6 февраля, в день его рождения, на Ямайке отмечается День Боба Марли.

Венедикт Ерофеев

советский писатель
24 октября 1938 — 11 мая 1990
76 лет назад 24 года назад

Венедикт Васильевич Ерофеев родился 24 октября 1938 года на Кольском полуострове, за Полярным кругом. После окончания школы поступил в Московский университет, но был отчислен за непосещение занятий по военной подготовке. С марта 1957 года Ерофеев работал в самых разных качествах: он был истопником-кочегаром, грузчиком продовольственного магазина, подсобником каменщика на строительстве Черемушек, приемщиком винной посуды, бурильщиком в геологической партии, дежурным отделения милиции, стрелком военизированной охраны, библиотекарем, коллектором в геофизической экспедиции, заведующим цементным складом и многое другое.

Писать начал с самого раннего детства. Первым заслуживающим внимания сочинением Ерофеева считаются «Заметки психопата», начатые в 17-летнем возрасте – самое объемное и нелепое из написанного. В 1962 году появилась «Благая весть», которую расценили как вздорную попытку дать «Евангелие русского экзистенциализма» и «Ницше, вывернутого наизнанку». В начале 1960-х годов он написал несколько статей о земляках-норвежцах (одна о Гамсуне, одна о Бьернсоне, две о поздних драмах Ибсена). Все были отвергнуты редакцией.

Осенью 1969 года Ерофеев, наконец, находит свою манеру письма, и зимой 1970 года появляется «Москва-Петушки» – произведение, которое становится его визитной карточкой. «Москва – Петушки» традиционно воспринимается исследователями как пра-текст русского постмодернизма, в контексте идеи М.Бахтина о карнавальности культуры; изучаются связи лексического строя поэмы с Библией, советскими штампами, классической русской и мировой литературами.

В 1972 году за «Петушками» последовал «Дмитрий Шостакович», черновая рукопись которого была после потеряна, а все попытки восстановить ее не увенчались успехом. В последующие годы все написанное писателем в десятках толстых тетрадей и записных книжек складывалось в стол. В 1985 году Венедикт Ерофеев принял крещение в Католической Церкви, в единственном в то время в Москве действующем католическом храме св. Людовика.

Крестным отцом был друг Ерофеева, филолог Владимир Муравьёв. В этом же году он написал трагедию в пяти актах «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». В последние годы жизни Ерофеев страдал неизлечимой болезнью, раком горла. Писатель скончался в Москве 11 мая 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Полина Осипенко

советская летчица, Герой Советского Союза
8 октября 1907 — 11 мая 1939
107 лет назад 75 лет назад

Полина Денисовна Осипенко родилась 8 октября 1907 года в Запорожской области, селе Новоспасовка. Семья Полины была очень бедной, и именно поэтому она окончила только два класса церковно-приходской школы, была вынуждена пойти работать няней, а после батрачкой.

После прихода советской власти в ее селе организовали колхоз. Полина прошла курсы птицеводов и устроилась работать на ферму. Работа была тяжелой, но несмотря на это, она находила силы для учебы и окончила вечернюю школу. Однажды труженики птицефермы заметили над ними в небе нечто необычное, через несколько минут на поле возле фермы приземлилось два самолета. Они столь же напугали, сколь и восхитили Полину Осипенко. Пилотом одного из самолетов была женщина, после общения с ней Полина буквально стала грезить полетами.

Для поступления в летную школу Осипенко устроилась там же работать официанткой, чтоб ежедневно просить начальника школы принять ее и научить летать. И сраженный или обаянием женщины, или ее «мужским» характером начальник школы принял ее в ряды курсантов. Она была очень старательной и способной ученицей.

Ей принадлежали рекорды высоты для женщин в полетах с открытой кабиной – 8804 м, рекордное время перелета от Черного до Белого морей (10 час. 33 мин). А 24-25 сентября 1938 года она была одной из трех пилотов, которые совершили беспосадочный перелет Москва – Комсомольск-на-Амуре, за что через месяц все участницы перелета (Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова) получили звание Героя Советского Союза.

11 мая 1939 года, совершая полет с Анатолием Серовым, при плохой видимости и большой облачности их самолет потерпел крушение, в котором Полина погибла. Причина аварии не выяснена. Прах Серова и Осипенко помещен в урнах в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments