Какая цена глазам, в которых нет доброты?

Какая цена глазам, в которых нет доброты?

Выдержки из книги “Тирукурал”, Великой книги Тиру-Валлювара. Временем ее создания называют период до II в.н.э., а некоторые исследователи датируют текст I-м веком до.н.э. Таким образом, весьма вероятно что автор был современником Иисуса Христа. О жизни Тиру-Валлювара практически ничего не известно. Многие считают его джайном, другие утверждают, что он был неприкасаемым из касты валлюванов. Несомненно лишь, что Тиру-Валлювар является одной из тех редких душ, видение истины которых не сковано догмами какого-либо вероисповедания. Предлагаемая публикация содержит 555 афоризмов из первой и второй книг “Тирукурала”. Комментарии принадлежат перу соратника Махатмы Ганди, известного популяризатора индийской мудрости Раджагопалачари Чакраварти.

Истинно религиозная жизнь подразумевает воздержание от четырех пороков: зависти, жажды удовольствий, гнева и грубых слов. (Не говорите себе: “Об этом я подумаю позже, когда буду более готовым соблюдать запреты”. Живите истинно религиозной жизнью прямо сейчас. Только это поддержит вас, когда все остальное уйдет и станет недоступным.)

Только та радость приносит истинное счастье, которая проистекает из правильного поведения. Другие удовольствия- лишь источник стыда и причина боли. (Если удовольствия неправедны, за ними следуют стыд и боль. Поэтому вести себя правильно не только правильно, но и мудро.)

Надменность побудила человека обидеть тебя. Но пусть твоя гордость побуждает ответить ему снисходительностью. (Снисходительность повысит ваше достоинство и разрушит его гордыню. Снисходительность не является чем-то отрицательным. Это эффективное оружие для борьбы с надменностью обидчика. Нешаблонность и рационализм сближают Тиру-Валлювара с Марком Аврелием.)

Не замышляй злого даже в отношении обидчика. Если ты хочешь повредить кому-либо, ты навредишь своей дхарме. От врага можно убежать, но последствия твоих дурных поступков тебя неминуемо настигнут. Возмездие за грехи следует за грешником как тень. Делающий злое не избежит наказания. Ты любишь себя? Так не делай никому ни малейшего зла. (Содеянное зло неминуемо падет на голову виновника.)

Каждый знает, как опасно выйти из себя, имея дело с вышестоящим. Но гнев, направленный на того, кто не может ответить — худшее из всех оскорблений. (Гнев, пролитый на слабого, причиняет ему боль. Если вы не дали проявиться своему гневу, то будете страдать сами. И то, и другое плохо, но навредить слабому и стать виновным перед ним — хуже.)

Гнев порождает зло. Так не будем же сердиться, кто бы ни пытался вывести нас из себя. Разве есть у людей враг, больший, чем гнев, убивающий смех и радость? (А что на земле ценнее?)(Тиру-Валлювар обращается к нашей практичности и спрашивает: “Что ценнее потерянной радости?”) Пусть тот, кто заботится о себя, хранит себя от гнева. Несдержанный гнев разрушает гневающегося. (Подчеркивается, что не гневаться — в наших интересах.)

Тот, кто, считая, что от гнева есть польза (или, что от него нет вреда), дает ему выход, будет страдать, как глупец, колотящий кулаками по полу. (Колотящий по полу повредит свои руки. Гнев приносит зло в первую очередь тому, кто сердится.)

Велико может быть зло, содеянное тебе, оно может жечь, подобно многоязыкому пламени. И все же, имеет смысл попробовать погасить гнев. (Поэт входит в положение того, кто попытается осуществить проповедуемое им. О чем бы ни шла речь, именно такой подход характерен для Тиру-Валлювара.)

Не поддавшись гневу, ты ничего не теряешь. Напротив: задуманного легче достичь, если ум свободен от злости. (Этот опыт овладевшего собой обнадеживает подвизающегося.)

Лучший ответ обидчику — пристыдить его, воздав добром за зло. (Это может показаться неразумным, но реальный эксперимент показывает, насколько эффективен этот совет. Боль от стыда подействует на обидчика сильнее, чем любой гнев.)

Что проку в учености, если она не научила человека чувствовать чужую боль как свою, и не препятствует причинению другим страданий? Если человек знает, как тяжело переносить боль, разве он захочет заставить страдать другого? Если ты утром заставил кого-то страдать, его боль вернется к тебе после обеда. (Причинно-следственная связь неминуемо накажет грешника.)

Желание — величайший обманщик. Бойся его и будь начеку. Весь закон морали заключен в бдительности. Если устранить самое страшное из всех несчастий по имени Желание, можно даже в этой жизни обрести нерушимое счастье.

Когда человеку “везет” вследствие прошлых благих дел, он не задает вопросов, а просто наслаждается удачей. Но когда ему “не везет”, он расстраивается и причитает: “За что?” ЧуднОе создание человек…

(“Курал” утверждает, что постановления правительства должны отвечать нормам морали.) Всегда остерегайся сделать что-либо противное закону морали. Стремящийся к величию должен воздерживаться от всего, что может нанести урон его доброму имени.

Не делай осуждаемого достойными людьми даже ради того, чтобы накормить голодную мать. Успех, достигнутый без оглядки на нормы морали, повлечет за собой горе.

Пусть не думают, что для души есть другое рождение помимо познания истинного существа. Те, кто вступил на этот путь, уже не возвращаются. То, от чего человек отказался, не может причинить ему страдания. Тот, кто уничтожил в себе гордость, говорящую “я”, “мое”, тот перешел в высший мир. Не делать зла даже врагам — в этом главная добродетель.

Наверное погибает тот, кто обдумывает погибель другого. Не делай зла. Бедность не может служить оправданием зла. Если будешь делать зло, станешь еще беднее. Люди могут избежать последствий злобы своих врагов, но никогда не избегнут последствий своих грехов. Эта тень будет следовать по пятам их до тех пор, пока не погубит их.

Пусть не делает зла другому тот, кто не хочет того, чтобы печали преследовали его. Если человек любит себя, пусть он не делает зла, как бы мало оно ни было.

Какая цена глазам, в которых нет доброты? Доброта есть истинное богатство. Собственностью владеют и добрые и злые. Стой на истинном пути, соображай и будь добр; хотя бы ты и изучил правила всех религиозных учений, только доброта даст тебе благо. Тот, в душе которого живет доброта, никогда не вступит в область мрака и печали. Никакое зло не постигнет того, кто добр и служит всем существам.

Душа не живет в теле как в доме, а живет в нем как в временном прибежище. Решение безгрешного состоит в том, чтобы не причинять печали другим, хотя бы он мог через это и получить великую выгоду.

Решение безгрешного в том, чтобы не делать зла тем, кто сделал ему зло. Если человек заставит страдать даже тех, которые без причины ненавидят его, он в конце концов будет иметь неустранимую печаль.

Наказание делающим зло состоит в том, чтобы сделанным им великим добром заставить их устыдиться своих дел. Какая польза в учености того, кто не старается избавить от страданий своего ближнего столько же, как и самого себя?

Если человек поутру хочет сделать зло другому, ввечеру зло посетит его.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments