Чат неактивен

Как правильно общаться с инспектором ГИБДД

Общение с сотрудником ГИБДД редко бывает приятным. Грамотная коммуникация с полицейским позволит не нарваться на неприятности и продолжить дорогу в хорошем настроении. Разбираемся, что можно и нельзя говорить сотруднику ГИБДД

Неверно думать, что инспектор — единоличный хозяин на дороге, любому требованию которого лучше подчиняться. Он — прежде всего, должностное лицо, и его действия жестко регламентированы и контролируются.

Нарушения со стороны сотрудника ГИБДД зафиксировать достаточно легко, учитывая, что диктофон и камера есть даже в самых недорогих телефонах. Основной документ, которым руководствуется сотрудник, — соответствующий Административный регламент, утвержденный приказом главы полицейского ведомства от 23 августа 2017 года за номером 664.

Чем бы ни был вызван интерес к вашей персоне, инспектор должен представиться. Вы в свою очередь вправе потребовать от него предъявить служебное удостоверение, и отказать сотрудник не вправе. Перечень оснований для остановки есть в регламенте, но цитировать его большого смысла не имеет, так как в качестве формального основания инспектор всегда может назвать, например, проверку документов. Если причина остановки, по словам сотрудника, какая-либо спецоперация, то обязанность предъявлять водителю документальное подтверждение ее законности (распоряжение начальника или местных органов власти) не предусмотрена.

В патрульном автомобиле или на форме сотрудника ДПС должен быть видеорегистратор

Руководство МВД России обязывает сотрудников все общение с участниками дорожного движения производить в поле зрения видеорегистратора, который установлен в патрульном автомобиле или прикреплен к форме. Об этом полицейский обязан сообщить. Но и водителю или пешеходу не запрещено снимать общение на видеокамеру.

Впрочем, злоупотреблять этим правом не стоит, ведь если инспектор не ставит цели идти на конфликт или вымогать с вас взятку, ваши действия будут расценены им как желание обострить ситуацию. Поэтому прибегать к этому стоит только в крайнем случае, когда противоправное поведение инспектора очевидно и может быть направлено против вас.

Некоторые «эксперты» не советуют садиться в машину к сотруднику, несмотря на его предложение. Дескать, тем самым вы оказываетесь на его территории в заведомо психологически проигрышном для вас положении.

Не стоит всерьез относится к таким советам. Лучше задумайтесь над практической стороной вопроса. Скажем, если сотрудник оформляет документы о нарушении вами Правил дорожного движения и вынужден каждый раз бегать к вам для выяснения места работы, домашнего адреса или номера телефона и другой информации, которая указывается в материалах административного дела. Как вы думаете, можно ли рассчитывать на снисхождение в этой ситуации?

Отсутствие файла, равно как и его повреждение, даже если это случилось непредумышленно, — повод для серьезного разговора с руководством и практически гарантирует нерадивому сотруднику дисциплинарное наказание. Таким образом, как раз в патрульном автомобиле меньше всего шанс стать жертвой вымогательства или иных противоправных действий. То же справедливо и для здания поста дорожно-патрульной службы.

Пожаловаться на действия инспектора можно руководству Госавтоинспекции либо прокурору

Любое процессуальное действие, будь то привлечение участника движения к ответственности, задержание транспортного средства, отстранение водителя от управления им, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения или направление на проверку в наркологическую лабораторию, должно быть задокументировано, а второй экземпляр бумаги остается у водителя. Не дали копию — сразу же обратите на это внимание сотрудника. Оскорбления и фамильярности при разговоре с водителем или пешеходом со стороны инспектора, разумеется, недопустимы — об этом прямо написано в административном регламенте.

Наконец, любое отклонение от регламентного поведения — это повод для жалобы. Написать ее можно как вышестоящему руководителю ГИБДД, так и непосредственно в прокуратуру, либо одновременно и туда, и туда.

Куда конкретно жаловаться — можно узнать у самого сотрудника, и отказать он в предоставлении этой информации не вправе.

На патрульном автомобиле или посту ДПС в обязательном порядке есть телефоны доверия, а также контакты дежурной части подразделения, в котором служит сотрудник полиции. Жалобу можно направить как по почте, так и через интернет-приемную, которая есть на сайтах Госавтоинспекции и прокуратуры.

За попытку дачи взятки или неподчинение законным требованиям инспектора ДПС можно оказаться за решеткой

Категорически не рекомендуется пытаться «договориться». Счет уголовным делам, ежегодно возбуждаемым в отношении инспекторов ДПС и других сотрудников Госавтоинспекции, включая руководителей, идет на сотни.

Помимо вымогательства взятки, в УК РФ есть статья 291, карающая за дачу взятки. Помните про видеорегистратор? Так вот он призван защитить от беззакония не только водителя, но и самого сотрудника. При сумме подношения до 25 тысяч рублей и неблагоприятном стечении обстоятельств можно оказаться в «местах не столь отдаленных» на 2 года, а при большей — на срок до 5 лет.

Не забывайте также, что права инспектора порождают определенные обязанности участника движения. Неподчинение законным требованиям сотрудника полиции — это повод для штрафа или даже административного ареста до 15 суток по статье 19.3 КоАП РФ.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments