Сибирёв И.В

Сибирёв И.В

В списках героев не значится… Земляки Ивана Сибирева отстаивают его посмертную славу

В этой истории для меня сошлись два времени – грозовое военное и наше – сумбурно-перестроечное. И два человека, две личности. Один – беспредельной храбрости, мужества, которые в высшем своем проявлении только война или сродни ей обстоятельства и могут востребовать, танкист, павший смертью храбрых и за подвиг свой представленный к высшей награде Отчизны. Другой – сугубо гражданский человек самой мирной профессии на земле – учитель, чей гражданский подвиг – в многотрудной, но благодарной работе по воспитанию подростковых душ и характеров, а еще – в воссоздании истории родного края, малой своей родины.

…Александр Сергеевич Беднюк попал в Ашу после окончания Челябинского пединститута. И вот уже 28 лет преподает историю в городской средней школе N 1. И не только преподает, но и пишет. Три пухлые папки принес он на днях в редакцию – три тома в 1050 листов, в которых собрана история Аши – в биографиях улиц, домов и, конечно же, прежде всего – ашинцев. Их воспоминания – не причесанные литературной обработкой, словно мозаика, складываются в неповторимую летопись города. Книга эта, названная автором “Корни древа” (канут в Лету нынешние дефицитные времена, и, хочется верить, она будет издана), – плод многолетней краеведческой, поисковой работы педагога и не одного поколения школьников, которых Александр Сергеевич увлек историей, заинтересовал сбором сведений об ашинцах – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.

Самой первой акцией ашинских школьников во главе с А. Беднюком был сбор материалов об эвакогоспитале N 3763/5806, располагавшемся в войну в здании школы. Итогом стала всесоюзная встреча работников и пациентов госпиталя в 1979 году, повторившаяся в 1982-м.

Не один поход по местам былых боев совершили молодые ашинцы со своим учителем. Молдавия и Украина, Латвия, Крым, российские Белгород, Волгоград, Курск… Из каждого похода привозили поисковики живые воспоминания участников сражений. Они составили карту поименных захоронений из эвакогоспиталей Челябинской области, которую передали в банк данных Всесоюзной Книги памяти.

Восстанавливая страницу за страницей историю Ашинского района, ее военный период, А. Беднюк в отдельную главу выделил “ветвистое древо” Героев Советского Союза, выходцев из Аши. Один из них, Иван Васильевич Сибирев, вырос, учился в Симе. В 1941-м, когда гитлеровцы напали на нашу страну, он окончил 9-й класс. Добровольцем пошел в Саратовское бронетанковое училище. А потом – фронт. В бою лейтенант Сибирев был смел и отважен, не только храбр, но смекалист. За это был удостоен боевых наград – двух орденов Красной Звезды, орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степеней. Дважды представлен был к званию Героя Советского Союза. Последний раз уже после гибели. Александр Сергеевич Беднюк собрал целое “дело” на Сибирева. В нем – ксерокопия статьи из апрельского номера “Комсомольской правды” за 1944 год. Вот что писала “Комсомолка” о последнем подвиге нашего земляка:

“Танковому подразделению, которым командовал лейтенант Сибирев, было приказано взять укрепленный район, прикрытый “тиграми”, врытыми в землю. Брать в лоб такой рубеж бессмысленно. Лейтенант Сибирев приказал обойти опорный пункт. Совершив этот маневр, танкисты на полном ходу ворвались в укрепленный район противника и огнем своих пушек обратили вражеский гарнизон в бегство. Преследуя немцев, танкисты встретили новую засаду. Решительным ударом сопротивление врага и здесь было сломлено. Неожиданно вражеский снаряд пробил башню танка Ивана Сибирева. Танк загорелся. Однако герой-танкист не остановил своей грозной машины. Пылающий танк мчался вперед. Новый вражеский снаряд тяжело ранил лейтенанта. Чувствуя, что вот-вот остановится биение сердца, Иван Сибирев своей кровью написал на броне: “Большевики не сдаются”.

В этой же статье упоминается о том, что И. Сибирев уничтожил 10 вражеских танков, семь автомашин и много другой техники врага.

Уже после войны однополчанин Сибирева комбат П. Сырников писал брату Ивана Александру Васильевичу Сибиреву, вспоминая бои в ходе Корсунь-Шевченковской операции: “Перед праздником Советской Армии в 1944 году мы “бешено” атаковали гитлеровцев под хутором Бойким и Часовкой. Здесь, идя в авангарде со своей ротой, погиб комроты Ваня Сибирев – любимец всей 237-й танковой бригады. Мы его схоронили под яблоней на хуторе Бойком. Я лично диктовал начальнику штаба реляцию о присвоении Ивану Васильевичу звания Героя СССР”.

В ксерокопии этого письма, которое А.С. Беднюк оставил мне, последние слова подчеркнуты восклицательным знаком. И это не случайно. Как и другие отчерки в других документах, собранных школьным учителем.

Дело в том, что Иван Сибирев в мартирологе ашинцев, сложивших голову на поле брани в Великую Отечественную, значится как Герой Советского Союза. В Симе, где он учился в школе N 2, ему установлен памятник. И, конечно, в столь высоком ранге Иван Сибирев числится не на основании воспоминаний однополчан и газетных статей военной поры. Есть официальный документ Министерства обороны, по которому родители героя около 20 лет, до смерти отца в 1963 году, получали пенсию за сына как за Героя Советского Союза. Сохранилось письмо финуправления МО СССР, в котором идет речь о назначении этой пенсии и дается ссылка на соответствующий приказ.

Но когда несколько лет назад симчане послали запрос в Министерство обороны с просьбой подтвердить высокое звание земляка официальным документом, им ответили, что тот… в списках героев не значится. И куда только не обращались поисковики, к которым потом присоединилсь и ветераны Сима и Аши в надежде восстановить справедливость, ответы приходят странные. Весьма осторожно ответило в этом году А.С. Беднюку управление Президента РФ по государственным наградам:”Проведенная проверка не выявила документов о присвоении звания Героя Советского Союза Сибиреву Ивану Васильевичу”.

Ошибка военных лет? В нее верится с трудом, ибо упоминавшийся документ финуправления Министерства обороны о назначении пенсии родителям Сибирева датирован 1950 годом, когда уже были сочтены павшие и живые Герои СССР. Странным представляется “исчезновение” документов, из которых родилось пенсионное дело N Ц4-8085 на 41 листе. Впрочем, о их наличии или отсутствии вообще не идет речи ни в одном официальном ответе, хотя во все высокие инстанции ашинцы посылают ксерокопию министерской сопроводиловки пенсионного дела, отправленного в Челябинский облвоенкомат. Само дело, как сообщили им, было уничтожено по истечении положенного срока хранения.

И что же сейчас? Нужен самостоятельный поиск в архивах. В Подольске, прежде всего. Нужен второй круг письменных запросов. А.С. Беднюк считает, что ошибаются, скорее всего, нынешние чиновники. Тем более, что в ответах некоторых из них содержатся неточности в отношении других наград И. Сибирева, подтверждающихся имеющимися документами.

Поисковый отряд музея боевой и трудовой славы под руководством А.С. Беднюка продолжает писать военную летопись Ашинского района. Страничка об Иване Сибиреве еще не дописана ими до конца…

Елена ФРАНЦЕВА.

Материал получен с сайта газеты “Челябинский рабочий”

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments