Семь российских городов, где живет больше всего евреев
Когда-то, даже первые годы после возникновения Израиля, в России и СССР проживала основная часть мирового еврейства. После войны детей Сиона у нас было около двух миллионов, кажется. Но затем это количество постепенно снижалось из-за постоянной эмиграции на историческую родину или в Америку.
В конце концов, на момент распада Советского Союза в стране осталось примерно 1,5 миллиона представителей этого народа. Основная их часть уехала в течение следующих двадцати лет. На своей исторической родине эту волну репатриации называют “большая советская алия”, и ее участников очень ценят за их образование и профессиональные навыки.
Но часть русских евреев все равно осталась. Более того, их численность даже немного увеличивается за счет естественного прироста или обратной эмиграции. Сейчас Россия со своими 150-ю тысячами еврейского населения находится в мире по этому параметру на седьмом месте.
По иронии судьбы, начинаем мы с сурового Челябинска – города, который спорит с Екатеринбургом за статус столицы Урала. В 1930-е годы тут началась ускоренная индустриализация, в которой участвовали и еврейские специалисты – строители, инженеры, администраторы. В военные годы предприятий стало еще больше, причем, это, главным образом, военное производство, металлургия и тяжелая промышленность. Образованные кадры были в цене. В общем, Челяба седьмой, хотя от традиционных еврейских мест жительства тут очень и очень далеко.
Шестым идет Ростов-на-Дону. В царское время жить в городе евреям было запрещено из-за черты оседлости, но затем он стал первым пунктом в еврейском освоении России. Сейчас тут имеется синагога, несколько школ, и планируется дальнейшее расширение еврейской инфраструктуры.
Нижний Новгород сейчас пятый, но когда-то он был одним из крупнейших еврейских мест в России, уступая, наверное, только обеим столицам. В эпоху Российской империи здесь проводилась крупнейшая сельскохозяйственная ярмарка, которая привлекала купцов со всей страны. Евреев среди них было немало, и их потомками являются не менее 20-ти тысяч горожан.
Самара, которая на четвертом месте, получила свое еврейское население в середине 19-го века – эти люди занимались индустриализацией края и были, в основном, ценными специалистами. Уже в конце столетия им разрешили построить свою синагогу, работы над которой начались немного позднее. Иудейский дом молитвы постройки 1908-го года стоит до сих пор, и чудо как хорош.
Тройку лидеров открывает Екатеринбург. Как и в Самаре, первыми поселившимися здесь евреями были кантонисты, т.е., солдаты иудейской веры, отслужившие в армии. В дальнейшем появились предприниматели, а в советские годы евреев здесь стало довольно много. Израильский боец ММА Шимон Смотрицкий, о котором я писал ранее, проживает и тренируется именно здесь, т.к. в городе у него живет родня.
Вторым идет Санкт-Петербург, который с имперских времен был главным центром российских евреев, т.к. являлся столицей. Тут множество еврейских организаций и действует несколько синагог.