Валерий Чкалов

Валерий Чкалов

Новатор или воздушый хулиган?


Валерий Павлович Чкалов в 30-тые годы был по настоящему народным героем страны советов, такой своеобразный Гагарин тех времен. На многочисленных кино-фотодокументах той эпохи он не редко был запечатлен рядом с самим Сталиным.

В сознании советских людей Сталин и Чкалов считались друзьями. Чкалов лично познакомился со Сталиным в мае 1935 г. По свидетельству Игоря Чкалова (сына летчика), Сталин даже якобы предлагал Чкалову занять пост наркома внутренних дел. Однако трагическая авиакатастрофа в декабре 1938г. прервала жизнь этого необычного, по настоящему легендарного и интересного человека.


Советский агитпроп того времени сделал из Чкалова своеобразный эталон советского героя и что интересно, советские пропагандисты в отношении освещения личности Чкалова были не очень то и далеки от действительности, это в частности подтверждают документы и воспоминания современников Чкалова.

Вот как говорит в своих воспоминаниях о Чкалове генерал-полковник авиации Громов: “Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано – сделано… Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал все, что ему мешало достигнуть успеха… Чкалов просто не умел бояться”.

То что Валерий Павлович был не просто смельчаком но и довольно талантливым новатором в летном деле, показывают примеры из его летной практики, так одно время Чкалов летал на истребителе Fokker D.VII, в ходе полетов на данных типах самолетах он разработал методику запуска двигателя в воздухе в аварийной ситуации с помощью пилотажа, в дальнейшем данная методика помогла сохранить жизни многим воен. летам того времени.

Только всего за два года работы в НИИ, это после того как его в третий раз уволили из рядов РККА , он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования более 30 типов самолетов.

А находясь в должности летчика-испытателя авиазавода и шеф-пилота ЦКБ Поликарпова, Валерий Павлович лично провел испытания истребителей И-15, И-15бис, И-16, И-17 и их модификаций.

До этого еще находясь на военной службе во время военных маневров Ленинградского военного округа и Балтийского флота Чкалов проявил просто фантастическое летное чутье, в сложных метеоусловиях, в сплошном тумане, смог найти эскадру “красных” и сбросить вымпел с приказом на палубу флагманского линкора “Марат”. Для того, чтобы не ошибиться, он летал вдоль бортов кораблей и читал названия. При этом израсходовал почти все топливо и совершил вынужденную посадку в нескольких километрах от берега в районе Ораниенбаума.

Но и конечно зенитом его летной славы, стал межконтинентальный перелет 1937 года, это когда Валерий Павлович со своими товарищами достигли по настоящему всемирной славы.

Однако в то же время, в биографии любимца вождя была и оборотная неприятная сторона, которую советские пропагандисты прикрыли, выпустив на поверхность только всем и так хорошо известный пролет под мостом.

Долгое время мало кто из советских граждан знал, что за постоянное нарушение инструкций по производству полетов и воздушное хулиганство их герой неоднократно подвергался аресту и сидел на гаупвахте.

Так, например, десять суток ареста Чкалову было объявлено за то, что он ушел из зоны и над Ленинградом на спор совершил 150 мертвых петель подряд.

В другой раз, он пролетел между двух близко растущих деревьев, накренив самолет почти вертикально. Но и конечно много шума наделал его известный пролет под фермами Троицкого моста в Ленинграде.

В дальнейшем наказании были уже гораздо серьезней так 16.11.25 г. Чкалов был приговорен военным трибуналом Ленинградского военного округа к одному году лишения свободы за то, что, “будучи военлетом 1-й эскадрильи, явился на аэродром для совершения учебного группового полета в совершенно пьяном состоянии, кричал, шумел”. Срок впоследствии был снижен до 6 месяцев.

Незадолго перед этим в учебном воздушном бою Чкалов сумел прижать к земле и вынудить совершить посадку командира авиаотряда Петра Леонтьевича Павлушева.

На следующий день обиженный таким “неуважением” Павлушев отстранил его от полетов. Это для Чкалова всегда было самым страшным наказанием. Огорченный донельзя вопиющей несправедливостью, он попытался залить ее спиртным в компании товарища. Однако, сильно разгорячившись во время застолья, отправился искать своего обидчика, чтобы все ему высказать. И, к сожалению, нашел. Ограничиться разговором не удалось, и в ход пошли кулаки.

В результате будущий герой 17.03.26 г. убыл во 2-й исправдом для отбытия наказания. Вскоре, Приказом РВС Чкалов Валерий Павлович был уволен из рядов РККА и КВФ.

Правда через некоторое время, 1.12.26 г. распоряжением начальника Управления ВВС Баранова, Чкалов был восстановлен в рядах РККА, вернулся в эскадрилью и был назначен старшим летчиком.

Продолжил военную службу и вот уже 17.07.27 г. он завоевал первый приз за лучшее выполнение фигур на истребителе во время воздушных соревнований, организованных командованием авиабригады совместно с уездным исполкомом Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

И вот уже 8.11.27 г. как лучший летчик эскадрильи участвовал в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве. Ему было разрешено выполнить показательный пилотаж на свое усмотрение и на любой высоте. Приказом наркомвоенмора Ворошилова “за особо выдающиеся фигуры высшего пилотажа” старшему летчику Чкалову была объявлена благодарность и выдана денежная премия.

Спустя несколько лет Чкалов писал: “Сейчас уже все знают, что победителем в воздушном бою, при прочих равных условиях, окажется тот летчик, который лучше владеет самолетом, который способен взять от машины все, что она может дать. Высший пилотаж – одно из непременных условий современного воздушного боя. Мертвые петли, боевые развороты, иммельманы, перевороты через крыло, свечи, бочки, штопор, пикирование – все эти маневры входят в арсенал высшего пилотажа и служат для того, чтобы летчик мог занять более выгодное положение в воздухе. Пользуясь этими же фигурами, летчик уходит из-под обстрела врага в случае прямой опасности”.

В марте 1928 г. он был назначен командиром звена 15-й истребительной эскадрильи Брянской авиабригады. Но служба не заладилась, и вскоре его снова судил трибунал.

30.10.28 г. Чкалов был приговорен военным трибуналом Белорусского военного округа к одному году лишения свободы по ст. 17 п. “а” Положения о воинских преступлениях и п. “а” ст. 193-17 УК РСФСР.

В приговоре указывалось: “Как видно из приказа по 15-й авиаэскадрилье, за Чкаловым наблюдалась раньше недисциплинированность в полетах, именуемая хулиганской тактикой, проходящей красной нитью за всю его полетную службу…

28 июля сего 1928 года, получив задание вылететь с Гомельского аэродрома на соревновательно-фигурный полет с посадкой, по исполнении задания на точность… при посадке Чкалов не проявил достаточной внимательности и, не имея никакого запаса, как по высоте, так и по расстоянию, вследствие такой невнимательности и излишней самоуверенности, не дал газ и не перетянул овраг полностью на границе аэродрома, почему самолет коснулся при приземлении посадочной площадки в то время, как хвост его находился в овраге, ударившись о край оврага, оторвался, следствием чего была порча самолета, потребовавшая малого заводского ремонта…

15 августа сего 1928 г. Чкалов, получив задание в составе эскадрильи произвести перелет из Гомеля в Брянск бреющим полетом… у разъезда Тупбинки близ ст. Сураш, находясь на высоте меньшей, чем самолет ведущего, и вследствие проявленной халатности, выразившейся в невнимательности к местным предметам на пути полета, вследствие чего самолет Чкалова врезался в телеграфные провода железнодорожной линии и потерпел аварию, выведя из строя самолет, который признан технической комиссией к дальнейшей эксплуатации негодным”.

31.10.28 г. в своей кассационной жалобе он писал: “Прошу о пересмотре этого дела, или хотя бы (т.к. наличие вины моей безусловно имеется) об осуждении меня условно… Главное заключается в разном понимании характера подготовки летчика-истребителя.

На мой взгляд, тенденция, имеющаяся в армии, к максимальной осторожности в полетах неверна, в особенности в истребительской авиации. Летчик-истребитель должен быть, на мой взгляд, смелым, с безусловным отсутствием боязни и осторожности в полетах.

В противном случае, в воздушном бою с противником летчик, привыкший осторожно летать, больше будет думать о машине, чем о противнике. В результате чего, безусловно, будет сбит… Я прекрасно понимаю и знаю нашу бедность и потому необходимость сохранения материальной части (дорогостоящий самолет), но в то же время не допускаю мысли о необходимости за счет сохранения ее ухудшить боевую подготовку… А эта точка зрения квалифицируется командованием “хулиганством”, недисциплинированность”.

Чкалов был приговорен к одному году, но просидел только шестнадцать дней.

Во время одного из свиданий его жена тайком вынесла его обращение в ЦИК СССР с просьбой о помиловании, которое по ходатайству начальника Управления ВВС Баранова было удовлетворено. Однако на этот раз в РККА его не восстановили.

В 1929-30 гг. работал лётчиком-инструктором Ленинградского авиационного клуба Общества Друзей Воздушного Флот, а также на шестиместном самолете Junkers Ju.13 катал всех желающих.

Глубокая горечь чувствуется в иронической надписи, сделанной им на обороте своей фотографии: “Бывший военный летчик. Истребитель. Когда-то летал. Сейчас подлетывает на “Юнкерсе”. Скучно и грустно смотреть на вас, Валерий Павлович. Самолет вам не подходит, не по духу. Ну, а в общем катайте пассажиров, и то хлеб! .”

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments