Джатаки — древнеиндийские притчи о земных перевоплощениях Будды, создававшиеся с …

Джатаки — древнеиндийские притчи о земных перевоплощениях Будды, создававшиеся с …

Джатаки — древнеиндийские притчи о земных перевоплощениях Будды, создававшиеся с начала I тысячелетия до н. э. Известно 547 джатак. Многие из них входят в «Суттапитаку» («Собрание текстов»), в буддистский канон «Типитака».

Афоризмы и цитаты из Джатака I

-Богатств единственная ценность, хотя бы и ничтожных, в том, что стремящийся ко благу мира отдать их может: ведь то, что отдается, обращается в сокровище, а что не отдается, тому один конец — уничтожение.
-Заслуги — эти приятные цветы растущей славы, благоговейно собранные при помощи добрых дел, уже здесь проявляют свое влияние.
-Нигде не будет затруднений в пище у того, кто верен обету, удовлетворенности. Где же не найти травы, или листьев, или пруда с водой?
-Жадности огонь, который жжет не знающие удовлетворения сердца тех, кто получил желанную супругу и детей, достиг богатства и могущества, и даже больше, чем желал, — да не проникнет в мое сердце.
-Да будет ненависти пламя, которое, как враг, созданьями, овладевая, заставить может их прийти к утрате всех богатств и к оскверненью касты и блага доброй славы, — да будет пламя то далеко от меня.
-О, сохрани меня ты от несчастья слушать где-нибудь глупца иль на него смотреть и говорить с ним! Не дай мне испытать тяжелый гнет совместной жизни с ним!

Выдержки из Джатака II

-О, без сомнения, в беду попавший человек особенно достоин состраданья добрых; глупость ведь корень всех несчастий, а потому она и есть страшнейшее несчастье.
-Ведь мудрый сам идет путем благим, а также и других ведет дорогой той же; слова, как ни были б они суровы, в нем раздражения не вызывают, коль сказаны они ему на благо.
-Всегда украшен мудрый скромностью и прямотой, всегда принять благо сказанное может, и так как дух мой сам стремится к добродетели, то он склоняется к сторонникам добра.
-В вопросах справедливости я — вождь народа, и если бы на путь неправый уклонился сам, в каком же положении народ мой оказался? Ведь он в своих поступках следует моим путем.
-Ведь в сердце, слабом от любви, нельзя предполагать спокойствие и твердость.
-Чистых сердцем не склонить к дурным деяниям. Помня это, следует стремиться к душевной чистоте.
-Порочная жена позорит славу и счастье обоих родов, как ночь, которая, скрыв месяц в облаках, окутывает тьмою всю красоту земли и неба.
-Даже мучимые жестокими страданиями, добрые неспособны стать на путь низких, находя опору в своей высокой нравственной стойкости.
-Вино вначале сладко и этим отвлекает тех,- кто грех в нем видеть неспособен, подобно восхитительному пути.
-Кто отвернется даже от проявляющего преданность к нему, иль опечален будет расположением своим к отвергшему его, или забудет прежние благодеяния, тот, несмотря на облик человека, сомненья возбуждает — так ли это.
-И если незаметна где-нибудь причина, то как с уверенностью скажешь ты, что нет ее совсем? Ведь существующее можем не увидеть мы и по другой причине, как на исходе дня не видим солнца яркий диск.
-Лишениями закаленные, сердца простого люда не так глубоко поражаются страданиями, как не видавшие страданий, нежные сердца людей из знати, случайно оказавшихся в беде.
-Доброжелатель вселяется в природу праведных благодаря постоянным упражнениям.
-Пойми, что сходно чувствуют живые существа, приятное ища и отстраняя неприятное. Поэтому что нежелательно тебе, то и другим ты делать не старайся.
-Даже страдание, если оно несет благо ближнему, доброжелательные ценят высоко, словно прибыль.
-Ведь самую большую наглость проявляет негодяй по отношению к сострадательным и мягким, доходит он до самых безобразных действий, так как нисколько не боится их. Но только лишь почувствует малейшую опасность, каким смиренным он становится, как быстро исчезает его наглость!
-Даже имея силу отомстить, сносить нам следует от слабых оскорбленья. Лучше стерпеть обиду от него, чем добродетелей лишиться.

Афоризмы и выдержки из Джатака III

-Если счастье достигается благодаря мученьям ближних иль отвращается таким же образом беда, то счастья в результате не достигнуть и так не стоит поступать.
-Доставив счастье или отвратив несчастье от другого существа, хоть и с трудом великим, гораздо более доволен добродетельный, чем если бы с легкостью он своего добился счастья.
-Если услуга — праведный поступок, то кто же будет сожалеть потом? А то, что сделано в расчете на награду, — не услуга, а лишь отдача в долг.
-Даже побуждаемый к дурным поступкам добродетельный человек не будет совершать их из-за своей непривычности к ним.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments