8 мифов о Римской империи, которым давно пора исчезнуть

8 мифов о Римской империи, которым давно пора исчезнуть

 Какое легионеры носили обмундирование, сколько было рабов на галерах и зачем посолили Карфаген.

Миф 1. Римские солдаты цепляли свои плащи к кольцам на сосках

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic2463480457367112819

В интернете можно встретить утверждения, что среди римских легионеров был популярен пирсинг сосков. Украшения на этих частях тела якобы были знаком мужественности. А особенно отличившиеся граждане даже плащи к кольцам на теле цепляли.

Скорее всего, именно благодарному этому мифу в сериале «Варвары» от Netflix римские офицеры прикрепляли свои плащи к кольцам, отлитым на анатомических доспехах. Ну хоть не на собственной груди — и на том спасибо.

Сам же миф о таком экстравагантном обычае появился (E. Angel. The Piercing Bible: The Definitive Guide to Safe Body Piercing) благодаря фанату пирсинга Дагу Маллою, который в 70‑х годах написал статью «Сводка о пирсинге тела и гениталий».

В ней он подал под видом фактов немало выдумок, которые впоследствии стали городскими легендами. Например, Даг также утверждал, что прокол пениса изобрёл в XIX веке принц Альберт — тот якобы прицеплял свой слишком большой орган к одежде, чтобы он не мешал.

Маллой не был историком, но благодаря особой пикантности его небылицы получили широкое распространение.

В реальности же о популярности пирсинга у римлян ничего не известно, хотя о существовании его тогда, скорее всего, знали. Но к соскам плащи они точно не цепляли: схватят тебя за накидку — случайно или в драке — и получишь море незабываемых болевых ощущений.

Свои плащи римляне крепили просто на пуговицу на груди, как все приличные люди, и застёжек этих на месте стоянок их легионов было найдено (P. Southern. The Roman Army: A Social and Institutional History) предостаточно.

А вот анатомических доспехов с кольцами на груди, которые носили воины из «Варваров» Netflix, обнаружено не было. Так что оставим эту выдумку на совести команды по реквизиту.

Миф 2. Римским легионерам платили жалование солью

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic6619106689689434723

Имперские римские легионеры в плотном строю, рельеф из Гланума, римского города на юге Франции

Известно, что соль в древнем мире была чрезвычайно ценным товаром: она позволяла запасать провизию надолго, а это важно, когда ты ещё не успел изобрести холодильник.

В подборках «любознательных фактов» в интернете можно встретить даже сообщение, что этот продукт якобы был столь дорог, что римским легионерам им платили жалование. Выдали мешок на десять кило соли, и крутись с ним как хочешь. Или продай, или сам съешь, или рыбу засоли.

В доказательство этой теории приводят английское слово salary (зарплата), которое произошло (salary / Search Online Etymology Dictionary) от римского salarium, «соляной паёк».

И поэтому даже слово «солдат» связано с солью, вот оно как!

На самом деле это заблуждение, пишет (Salt and salary: were Roman soldiers paid in salt? / Kiwi Hellenist) кембриджский историк Питер Гейнсфорд. Легионерам действительно выплачивали salarium, но это были дополнительные деньги на покупку соли, а не сама субстанция в мешках. Этот продукт, конечно, был нужным ингредиентом в походах, но одним им сыт не будешь.

И солдат — слово не римское, а старофранцузское (soudeer). Происходит (Merriam‑Webster’s Collegiate Dictionary: Eleventh Edition) оно от soud — «средневековая мелкая монета». Первоначально так именовали наёмников.

Миф 3. Римляне засыпали солью захваченный Карфаген

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic2285142251714257355

Развалины Карфагена, финикийский квартал на холме Бирса.

Есть легенда, что после окончания Пунических войн в 146 г. до н. э. войска Сципиона Африканского перепахали плугами и засыпали морской солью все окрестности побеждённого Карфагена, чтобы в этих местах больше никогда ничего не росло.

Но это неправда. Во‑первых, о «засаливании» Карфагена никакие античные историки не писали. Обычай проклинать своих врагов, бросая этот продукт на его землю, описывается (Книга Судей Израилевых, Глава 9, стих 45 / Библия онлайн, Синодальный перевод) в Библии, в Книге Судей Израилевых:

И сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нём, и разрушил город и засеял его солью.

Ещё о таком ритуале упоминалось (R. T. Ridley. To be Taken with a Pinch of Salt: The Destruction of Carthage / Classical Philology) в хеттских и ассирийских текстах. Но это была именно мистическая церемония, и соли кидали всего горстку. Это был обычай народов Ближнего Востока, римляне таким никогда не занимались.

Как‑то раз авторы научно‑популярного журнала The Straight Dope решили подсчитать (Did ancient conquerors punish their enemies by sowing captured fields with salt? / The Straight Dope), сколько соли понадобилось бы, чтобы действительно сделать Карфагенскую землю бесплодной. Оказалось, 763 210 тонн — откуда прикажете столько брать?

Публий Корнелий Сципион был прагматиком. И, очевидно, не стал бы тратить недешёвый ресурс в таких количествах, только чтобы напакостить и так уже побеждённому соседу.

Миф 4. У римских солдат была одинаковые доспехи и красные плащи

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic1682743805262163008

Римские костюмы. Иллюстрация Альберта Кречмера, 1882 год

Авторы современных фильмов и комиксов на античную тематику изображают легионеров облачёнными в одинаковую униформу, как современных солдат. У всех идентичные доспехи и щиты, а также красные плащи и туники с иголочки.

Смотрится красиво, но вряд ли римские легионы выглядели так в реальности.

Историки отрицают (S. E. Phang. Roman Military Service: Ideologies of Discipline in the Late Republic and Early Principate) то, что все солдаты Рима как один носили пафосные красные плащи. Да, преторианцы рядились в пурпур, но они — личная гвардия императора, им можно.

Какие же цвета предпочитали легионеры попроще, неизвестно. Но вряд ли красный: это слишком дорогой краситель. Гораздо более вероятно, что шерстяные плащи римлян были синими, зелёными или вовсе серыми — бесцветная одежда дешевле и практичнее.

Военная экипировка у легионеров тоже не была одинаковой. Нет, конечно, оружие и амуниция в легионы поставлялись (S. E. Phang. Roman Military Service: Ideologies of Discipline in the Late Republic and Early Principate) централизованно и производились массово в мануфактурах. Но, во‑первых, изделия разных мастеров со всех концов империи различались, а во‑вторых, утерянное снаряжение солдаты приобретали за свой счёт.

Кроме того, легионерам не воспрещалось (S. E. Phang. Roman Military Service: Ideologies of Discipline in the Late Republic and Early Principate) вносить в обмундирование разные усовершенствования — если солдату было на что докупить себе плащ потеплее или шлем покрепче, он так и делал. Ни центурионы, ни легаты не требовали унификации формы вплоть до последней пуговицы — это было дорого, слишком сложно и вообще не нужно.

Миф 5. Меч‑гладиус нужен, чтобы рубить врагов

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic2522294263443018815

«Меч Тиберия» в экспозиции Британского музея.

В кино римские солдаты лихо рубятся своими короткими мечами‑гладиусами, отсекая всяким варварам лишние руки, ноги, головы и прочие выступающие части тела. Но на самом деле это оружие использовалось преимущественно как колющее.

Причин три. Во‑первых, в плотном строю махать мечом туда‑сюда довольно проблематично — того и гляди зацепишь товарища. Во‑вторых, научить новобранца наносить колющие удары куда проще (M. Schmitz. The Dacian Threat, 101‑106 AD) и быстрее, чем преподавать ему азы полноценного фехтования с прорубающими атаками.

И, наконец, колющие движения легче и эффективнее (F. V. Renatus. De Re Militari (Concerning Military Affairs): The Classic Treatise on Warfare at the Pinnacle of the Roman Empire’s Power) — человек, сражающийся таким способом, меньше устаёт, а урона врагу наносит больше.

Миф 6. Нацистское приветствие придумали в античном Риме

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic3204164413511346821

Клятва Горациев (1784), Жак Луи Давид.

Довольно распространённый миф гласит, что римские легионеры салютовали своим командирам, поднимая руку с вытянутой ладонью вперёд и вверх. Именно от них якобы переняли своё приветствие итальянские фашисты и немецкие нацисты.

Но ни в одном римском тексте этот жест не упоминается. Не изображён он и ни на одном из античных произведений искусства.

Римский салют впервые встречается (M. M. Winkler. The Roman Salute: Cinema, History, Ideology) на картине французского художника Жака‑Луи Давида «Клятва Горациев». На ней римлянин протягивает своим сыновьям мечи, а те клянутся в верности своему государству. Этот жест — выдумка художника.

Члены фашистской партии Муссолини, не особо разбиравшиеся в искусстве, решили «позаимствовать» салют, потому что хотели ассоциировать себя с могучей древней империей. А уж от них жест переняли немецкие нацисты.

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic1845587012426728675

Статуя Августа из Прима Порта. I в. н. э

Судя по записям (W. G. Moon. Polykleitos, the Doryphoros, and Tradition) Марка Фабия Квинтилиана в его учебнике риторики Institutio Oratoria, на самом деле римляне приветствовали друг друга расслабленной рукой с вытянутым пальцем, приподнятой не выше уровня глаз. Император Август на картинке выше как раз делает такой жест.

Миф 7. Римляне никогда не носили штаны

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic5590247843256990923

Рабочие развешивают одежду для сушки. Роспись стен из лавки валяльщика шерсти в Помпеях.

В интернете гуляет утверждение, что римляне считали штаны одеждой дикарей‑варваров, да ещё и врагов. И ношение их якобы было позорным, вызывающим, а то и вовсе строго запрещённым действием. Но это, мягко говоря, преувеличение.

До изобретения штанов римляне и правда сами не додумались: незачем было, климат позволял с голыми коленками ходить. Но тем не менее у галлов они позаимствовали так называемые бракки. Слово braca, кстати, позже попало (X. Delamarre. Dictionnaire de la langue gauloise: Une approche linguistique du vieux‑celtique continental) во многие европейские языки, и оттуда уже перешло в русский, превратившись в «брюки».

В разные времена ношение штанов в приличном римском обществе считалось (E. Gibbon. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, K. Olson. Masculinity and Dress in Roman Antiquity) то символом грубости и варварства, то, напротив , доказательством нездоровья и изнеженности. Но при этом надевать их никто прямо не запрещал — это просто было не модно.

А уж за пределами центральных областей Рима жители империи штаны [ref title=”носили”]E. Gibbon. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire без стеснений. Чаще всего их надевали легионеры, которые несли службу на северных границах, да и вообще все люди, которые жили и работали в далёких провинциях.

Когда возникает опасность застудить себе что‑нибудь, о моде с приличиями как‑то сразу забываешь.

Миф 8. Римляне использовали на галерах рабов

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic7632164411878639310

https://presizer.imgsmail.ru/imgpreview?mb=pulse&key=pic7632164411878639310

Военный корабль с римской мозаики на сюжет из «Одиссеи». II в. н. э. Национальный музей Карфагена (Тунис)

Выражение «рабы на галерах» давным‑давно стало крылатым. Вот только исторических подтверждений ему нет.

Свои галеры, как и многое другое, римляне скопировали (R. McLaughlin. The Roman Empire and the Indian Ocean: The Ancient World Economy & the Kingdoms of Africa, Arabia & India) с греческих. А у жителей Эллады статус гребца на военном корабле соответствовал таковому у воина. И на борт допускали только самых сильных и профессиональных моряков, умеющих работать сообща. Труд их высоко ценился.

Римляне переняли эту систему — экипажи галер у них набирались из свободных людей по тому же принципу, что и легионы. Это были хорошо обученные и слаженные команды, получавшие за свой труд зарплату и работавшие не за страх, а за совесть.

Служба в армии, впрочем, считалась более престижной, чем гребля, но последняя была безопаснее. Меньше шансов, что какой‑нибудь немытый варвар кинет тебе в голову копьё, пока маршируешь в строю.

Рабов же на вёсла стали сажать (William Ledyard Rodger. Naval Warfare Under Oars, 4th to 16th Centuries: A Study of Strategy, Tactics and Ship Design) только веке эдак в XVI, на излёте истории гребного флота. Тогда суда настолько увеличились в размерах, что гребцов понадобилось слишком много. Свободными людьми, желающими попасть на борт по своей воле, обходиться уже не получалось.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments