Чат неактивен

4 Марта в Истории

4 марта 1152 г.
868 лет назад

Германским королем был избран Фридрих I Штауфен, по прозвищу Барбаросса

Фридрих I Штауфен был сыном Фридриха Одноглазого, герцога Швабского, и приходился племянником императору Конраду III. В 1147 году после смерти отца он стал герцогом Швабским и принял участие во Втором крестовом походе, во время которого, благодаря своей храбрости и доблести, завоевал всеобщее уважение. Возвратившись в Германию, император (приходящийся ему дядей) рекомендовал князьям избрать Фридриха своим преемником. Император умер в феврале 1152 года, а уже 4 марта Фридрих занял опустевший престол.

Незаурядная личность Фридриха вошла во многие легенды и произведения немецкого фольклора и литературы. Фридрих I Штауфен, по прозвищу Барбаросса («Рыжебородый») – один из самых выдающихся представителей династии Гогенштауфенов. Он слыл ученым человеком и безупречным рыцарем.

Фридрих I Барбаросса собрал огромную для своего времени армию. Главную силу армии составляла тяжелая, закованная в стальные доспехи конница. Со своим войском Барбаросса совершил пять походов против непокорных городов Италии. Он полностью разрушил Милан, а в 1189 году вместе с королями Франции и Англии – Филиппом II Августом и Ричардом I Львиное Сердце – возглавил Третий Крестовый поход.

4 марта 1818 г.
202 года назад

В Москве открыт памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому


Памятник Минину и Пожарскому в центре Красной площади

Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.

В 1808 году дается указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются известные скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В конце 1808 года был утвержден проект Мартоса. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем россиянам». К 1811 году собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.

Изначально скульптуру хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».

Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Спас. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного
Открытие памятника состоялось (20 февраля) 4 марта 1818 года в присутствии императора и императрицы, «при бесчисленном скоплении народа». А.С. Пушкин писал П.А. Вяземскому, что наблюдал, как любуясь памятником, один мужик говорил другому: «Смотри, какие в старину были великаны! Нынче народ омелел».

После революции 1917 года монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность. Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали. А памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А.М. Опекушина в Кремле после революции 1917 года были снесены.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного, как мешающий прохождению парадов на Красной площади. Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на то пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.

4 марта 1877 г.
143 года назад

На сцене Большого театра состоялась премьера балета Чайковского «Лебединое озеро»


Сцена из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского

4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Авторами либретто были директор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер, а постановщиком – балетмейстер Вацлав Рейзингер.

Трудно поверить, но премьера единственной прижизненной постановки композитора успеха не имела. Это был почти провал. Среди причин специалисты называют слабую хореографию, которая в конечном счете и определила общее холодное восприятие спектакля публикой и критикой.

Лишь спустя восемнадцать лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Петипа и Иванова «Лебединое озеро» потрясет и зрителей, и критиков. С тех пор «Лебединое озеро» стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира.

Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», кроме крайне модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография белого акта и «чёрный» Pas d’action Мариуса Петипа.

Но влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире простого повторения отдельных ее элементов. В ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П.И. Чайковского.

Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки Чайковского прочно вошли в театральный обиход. На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.

4 марта 1877 г.
143 года назад

День рождения микрофона: американец Эмиль Берлинер создал микрофон


Сегодня без микрофона сложно представить многие достижения цивилизации

4 марта 1877 года американский изобретатель Эмиль Берлинер создал микрофон. Однако в этой истории все не так просто. За год до этого Александр Белл также создал микрофон, называвшийся, правда, жидкостным (или конденсаторным) передатчиком. Жидкостный передатчик был представлен на филадельфийской выставке, посвященной столетию американской революции. Там-то его и увидел Берлинер и решил, что сможет сделать прибор не хуже.

Берлинер сумел очистить и усилить передаваемые звуки и изобрел, таким образом, своеобразный телефонный передатчик с неплотным контактом, который назвал микрофоном. Благодаря усовершенствованиям Берлинера телефон перестал быть просто технической новинкой и стал эффективным средством связи, способным передавать звуки на большие расстояния.

Когда Белл узнал про микрофон, он начал судиться с Берлинером, но суд неожиданно встал на сторону Берлинера. Тогда Белл решил пойти другим путем – патент, выданный Берлинеру, был выкуплен за 50 тысяч долларов, а сам изобретатель был принят в Bell Telephone Company на постоянное жалование в качестве главного специалиста по телефонной технике.

Со временем и развитием научной мысли происходила постоянная модернизация и устройства микрофона. Например, в 1920-х годах уже японским учёным Ёгути был изобретён электретный микрофон, но по принципу действия и конструкции он не сильно отличался от конденсаторного.

Сегодня без микрофона сложно представить многие достижения цивилизации. Ведь распространение мультимедийных технологий неразрывно связано с задачей передачи больших объёмов информации, в том числе и звуковой, на значительные расстояния. От начального этапа преобразования голоса, музыки или шумов зависит и качество отображаемого контента. Поэтому, несмотря на свой солидный возраст, микрофон и сегодня остаётся востребованным техническим изобретением.

4 марта 1918 г.

102 года назад

В водах Бермудского треугольника исчезло военно-морское судно «Циклоп»

«Циклоп» на реке Гудзон (Фото: 1911 год, )

Мировой океан скрывает в себе множество тайн, первая среди них — загадка Бермудского треугольника, где за обозримое время бесследно исчезло немало кораблей и самолетов.

16 февраля 1918 года американское военно-морское судно «Циклоп» (англ. USS Cyclops (AC-4)) отправилось в путь от берегов Рио-де-Жанейро к североамериканским берегам. Ожидалось, что время перехода займет 9 дней и 13 марта судно прибудет в пункт назначения. Но судно исчезло.

Последний раз связь с кораблем состоялась 4 марта 1918 года в районе Бермудского треугольника. С тех пор корабль больше никто не видел. Он исчез вместе с 306 пассажирами и командой. Судно имело длину 180 метров и было одним из самых больших в составе военно-морского флота США.

В печати сообщение о пропаже появилось лишь в середине следующего месяца. «Вирджиниан пайлот» 15 апреля 1918 года опубликовал статью под названием «Гибель американского углевоза. Еще одна тайна океана».

Появилось множество версий, среди них были как достойные внимания, так и чисто фантастические. Президент Вудро Вильсон сказал, что «только Бог и море знают, что произошло с кораблем». Один весьма солидный журнал высказал «догадку» о том, будто бы из морских вод вынырнул огромных размеров кальмар и увлек судно в морскую пучину.

Однако ни одна из гипотез так и не дала ответа на вопрос: куда делся «Циклоп»? Так в копилку мистических исчезновений в районе Бермудского треугольника добавилась еще одна история…

Бермудский треугольник расположен в границах между Бермудскими островами, Майями во Флориде и Пуэрто-Рико. Его площадь составляет свыше одного миллиона квадратных километров.

Этот район не особенно сильно отличается от других похожих географических мест. Тем не менее, именно в районе Бермудского треугольника загадочно исчезают суда и самолеты… Относительно таинственного района в западной Атлантике уже около 100 лет ходят легенды: о космических пришельцах, чудищах, необычных газах и испарениях, поднимающихся из недр Земли, о неизвестных феноменах: прыжках через пространство и время, черных дырах, а также о секретных экспериментах американских военных.

4 марта 1955 г.
65 лет назад

Фирма «Sony» приступила к выпуску карманных радиоприемников


О таких корпорациях говорят, что они «просто вынуждены были стать гигантами»

Японская корпорация «Sony» была основана Акио Морита и Масару Ибука 7 мая 1946 года. В самом начале она называлась «Tokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisa» или сокращённо «Totsuko». Название сложно воспринималось зарубежными партнерами, и Морита нашел другое, которого не было ни в одном языке мира, Sony. По другой версии, современное название «Sony» произошло от латинского слова «звук» (соннус).

Морита возглавлял компанию долгое время, отвечал за маркетинг и продажи и сумел привести её к огромному успеху на рынке. «Sony» сделала своё имя на хорошем и привлекательном дизайне и новшествах. Особенную роль компания уделяла уменьшению размеров продукции и технике для развлечения.

4 марта 1955 года «Sony» приступила к выпуску карманных транзисторных радиоприемников. Эта новинка и положила начало успеху компании.
В итоге, в конце 1960-х — начале 1970-х годов «Sony» уверенно занимает одно из первых мест среди производителей бытовой электроники.

Три крупных слагаемых деятельности главы компании, без которых было бы немыслимо превращение некогда молодой фирмы в крупнейшую монополию, заслуживают внимания – это искусство управления, стратегия маркетинга и общие взгляды на мировой экономический порядок и место в нем самой «Sony».

Современная компания представляет собой гигантский организм. Она велика по размерам, сложна по структуре. Однако при всем этом «Sony» не только не отторгает энтузиазма своих сотрудников, а наоборот, именно энтузиастам поручает возглавить соответствующий проект. Когда та или иная идея проходит через систему «Sony», ее автор продолжает нести ответственность за содействие в ее осуществлении, будь это технологический процесс или новый товар, который поступит на рынок.

«Уже из своего первого опыта продажи магнитофонов я пришел к пониманию того, что маркетинг – это по существу форма общения».

Поделитесь публикацией

Оставьте комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Subscribe  
Уведомлять