Чат неактивен

30 Мая

31 мая 1223 г.
793 год назад

Первое сражение русских дружин с монголо-татарским войском на реке Калке, что положило начало возникновению татаро-монгольского ига на Руси

Весной 1223 года тридцатитысячный отряд татаро-монголов под предводительством полководцев Джебэ и Субедэя, совершавший разведывательный поход в Восточную Европу, вышел в половецкие степи и разгромил одну из кочевавших там половецких орд, остатки которой в панике бежали за Днепр. Половецкий хан Котян обратился к Мстиславу Удалому, правившему тогда в Галиче, с просьбой о помощи. Совет русских князей решил помочь половцам.

В апреле 1223 года русские полки выступили в поход к Днепру, во главе войска стояли три старших князя – три Мстислава – Киевский, Черниговский и Удалой. После переправы через Днепр русские войска столкнулись с авангардом противника и преследовали его несколько дней. У реки Калки (ныне Кальчик, Донецкая область Украины) князья разделились. Мстислав Удалой с дружинами перешел Калку, оставив Киевского и Черниговского князей на другом берегу. 31 мая 1223 года на реке Калке произошла битва между основными силами татаро-монголов и русскими полками. Натиск дружин Мстислава Удалого, едва не прорвавший ряды кочевников, не был поддержан другими князьями, и все атаки русских были отбиты.

Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, бежали, расстроив боевые порядки русского войска. Это позволило татаро-монголам нанести решающий удар по главным силам русских. Произошло ожесточенное и кровопролитное сражение, в котором русское войско было разбито, а оставшиеся в живых отступили за Калку. Бросившись за ними в погоню, татары разбили и полк Мстислава Черниговского. Лагерь Мстислава Киевского был взят через 3 дня, в результате и сам князь, и его окружение были зверски уничтожены. Мстислав Удалой бежал.

Потери русских в этой битве были очень велики, из воинов домой вернулась только десятая часть. Войско Джебэ и Субедэя, разгромив на Калке ополчение южных русских князей, вошло в Черниговскую землю, дошло до Новгорода-Северского и повернуло назад, неся повсюду страх и разрушение. Монголо-татарское иго продолжалось на Руси почти два с половиной столетия и наложило существенный отпечаток на судьбу русского народа.

31 мая 1859 г.
157 лет назад

Запущены в работу часы, установленные на знаменитой лондонской башне Биг-Бен

Точность – вежливость королей. В Лондоне это выражение приобретает буквальный смысл, т.к. из нескольких сотен городских циферблатов точно идут лишь одни уличные часы – на башне Биг-Бена, которая является частью архитектурного комплекса Вестминстерского дворца. Собственно «Биг-Бен» – само здание и часы вместе с колоколом. Официальное наименование – «Часовая башня Вестминстерского дворца», также её называют «Башней Святого Стефана».

Архитектор Ч.Бери и механик Б.Вальями взялись за сооружение часов на башне Св.Стефана Вестминстерского дворца. По замыслу, новые часы должны были стать самыми большими и точными в мире, и чтобы звон их был слышен по всей столице. В 1858 году башня была возведена, а башенные часы были пущены в ход 31 мая 1859 года.

Внутри башни установили 13-тонный колокол, высотой более 2 метров и диаметром почти 3 метра. Высота башни составила 96,3 метра. Циферблаты Биг Бена смотрят на все 4 стороны света. Сделаны они из Бирмингемского опала, и каждый в диаметре 7 м. В основании циферблатов – латинская надпись «Боже, храни нашу королеву Викторию I». По периметру башни начертана фраза на латыни: «Хвала Господу». Часовые стрелки длиной 2,7 метра отлиты из чугуна, а минутные – 4,2 метра – сделаны из медного листа.


Часы долгое время считались самыми большими в мире. Биг-Бен и Вестминстерский дворец в Лондоне

Первый удар молота о Биг-Бен точно совпадает с первой секундой начала часа. Каждые 2 дня механизм проходит тщательную проверку и смазку, учитывается дневная температура и давление. Но и эти часы иногда опаздывают или спешат. Конечно, погрешность небольшая – 1,5-2 секунды. А чтобы исправить положение, нужен лишь… старый английский пенни. Никто не помнит, кому пришла в голову мысль использовать монеты, но идея сработала. Монетка, положенная на маятник длиной 4 м, ускоряет его движение на 2,5 секунды за сутки. Добавляя или убирая пенни, смотритель таким образом добивается точности.

Имя Биг-Бена окружают интересные истории. Официальная версия: колокол назван в честь начальника строительных работ сера Бенджамина Хола. За свои внушительные размеры прорабу дали кличку Большой Бен. Другая версия – колокол получил свое название от силача и боксера времен королевы Виктории. За всю свою историю Биг Бен стал не только символом своего времени, периода наибольшего рассвета страны, он стал одним из самых узнаваемых символов Великобритании.

31 мая 1868 г.
148 лет назад

День рождения велоспорта


С официальной даты рождения велосипедного спорта в мире прошло уже почти полтора века
Датой рождения велосипедного спорта в мире принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована первая велогонка на 2000 метров. Победителем гонки стал англичанин Дж.Мур.

Велосипеды тогда еще имели разные по величине колеса (их еще называли «высокими»), а до изобретения пневматической шины оставалось чуть больше 15 лет. Однако, соревнования настолько пришлись по вкусу участникам, что уже в следующем году состоялись первые международные шоссейные велогонки Париж-Руан на 120 километров, в которых триумфально финишировал опять же Дж.Мур. В гонках участвовали даже две женщины.

В 1875 году был установлен мировой рекорд скорости для «высокого» велосипеда – 34 км/час. Год спустя был установлен и первый неофициальный мировой рекорд на дальность поездки – 25,508 километров за 1 час. Официальный рекорд в этом виде спорта, установленный в 1893 году французом Дегранжем, составлял уже 32,325 километра.

В России первое велосипедное соревнование состоялось 24 июля 1883 года на Московском ипподроме.

С тех пор прошло более 100 лет: спортсмены разделились на профессионалов и любителей, давно уже установлено несколько мировых рекордов, велосипеды оснащены всевозможными устройствами и приобрели способность выделывать различные трюки. Но интерес к велосипеду и данному виду спорта нисколько не уменьшился.

Сегодня самой престижной велосипедной гонкой, куда стремится попасть любой спортсмен, считается «Тур де Франс», которая проводится с 1903 года.

Велоспорт привлекает своей динамичностью и доступностью. Это один из самых экологически чистых, полезных для здоровья и интересных видов спорта.

Кроме различных соревнований, для любителей крутить педали устраиваются различные «любительские» соревнования и гонки, а также специальные велотуры (например, заезды к водопаду Кивач в Карелии или даже туры по Золотому кольцу).

31 мая 1891 г.
125 года назад

Началось строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали


Транссибирская магистраль на марке России
В 1857 году генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский поставил вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России. Он поручил военному инженеру Романову провести изыскания и составить проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри.

В 50-70-х годах 19 века русские специалисты разработали ряд новых проектов строительства железных дорог в Сибири, но все они не нашли поддержки у правительства, которое лишь в середине 80-х годов 19 века приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге.

(17) 29 марта 1891 года российский император Александр III подписал рескрипт, где говорилось: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».

А строительство этой железной дороги началось через два месяца, когда в торжественной обстановке (19) 31 мая 1891 года в районе Куперовской Пади города Владивостока был проведена церемония торжественной закладки дороги, и совершен молебен по этому случаю, с участием наследника престола Российской империи цесаревича Николая Александровича (будущий император Николай II) и большого стечения народа.

Великий Сибирский путь был введен в эксплуатацию 14 июля 1903 года. Начальным пунктом Транссибирской магистрали является Ярославский вокзал в Москве, конечным – железнодорожный вокзал во Владивостоке.

Сооружение столь крупной стальной магистрали открыло качественно новый этап в экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока, способствовало укреплению государства и создало новые возможности для защиты национальных интересов России.

Дорога проходит по территориям 14 областей России, трех краев, двух автономных республик, одной автономной области и одного автономного округа Федерации. На ее трассе расположено 87 городов.

Транссиб пересекает 16 крупных рек: Оку, Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор и Уссури. На протяжении 207 километров она проходит вдоль озера Байкал и 39 километров – по берегу Амурского залива Японского моря.

Общая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (Москва-Владивосток) составляет 9288,2 км.

31 мая 1935 г.
81 лет назад

Принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»

События Первой мировой и гражданской войн привели к появлению огромного количества беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось более 4,5 миллионов. Для решения проблемы детской беспризорности потребовались значительные усилия со стороны государства и общества в целом. В 1919 году издается декрет об учреждении Совета защитников детей под председательством А.В. Луначарского. Совет занимался эвакуацией детей в «хлебные районы», организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения, оказанием первой помощи беспризорникам и подготовкой их к распределению по стационарным учреждениям.

31 мая 1935 года вышло специальное постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». В документе отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, и ставилась задача по ужесточению законодательства в отношении малолетних правонарушителей. Были усилены меры ответственности родителей и опекунов, введена мера материальной ответственности за действия детей. Постановление также обязало Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР усилить борьбу против хулиганства на улицах со стороны детей и подростков. К ведению наркомата были отнесены детские приемники-распределители, в составе НКВД для данного направления работы выделены специальные звенья и работники. С этого времени берут свое начало подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

В период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы Правительством СССР был принят ряд постановлений и приказов, определивших меры борьбы с беспризорностью несовершеннолетних, значительная часть преступлений которых имели своей причиной безнадзорность и беспризорность или тяжелое материальное положение. Поэтому потребовалось более широкое применение методов воспитательного воздействия к этому контингенту подростков

31 мая 1942 г.
74 года назад

В блокадном Ленинграде на стадионе «Динамо» прошел футбольный матч


Репортаж о матче в блокадном Ленинграде передавался на фронт
Блокада Ленинграда – это невиданный в истории человечества образец трагедии и триумфа, высочайшего героизма и силы духа, воли к жизни и способности находить средства и силы для выживания в нечеловеческих условиях. За время блокады только от голода в Ленинграде умерло свыше 640 000 человек и еще более 17 000 человек погибли от бомб и снарядов.

В апреле 1942 года немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли».

Но Ленинград не был городом мертвых. Ленинград выдержал страшную, холодную и голодную зиму. Несмотря на ожесточённые бомбежки и артобстрелы, с февраля 1942 года бесперебойно заработала вторая железнодорожная ветка «Дороги Жизни», что позволило увеличить норму отпуска хлеба и других продуктов.

Было решено собрать 2 футбольные команды и провести матч. Пусть гитлеровцы знают, как «мертвые играют в футбол». Матч состоялся на стадионе «Динамо» 31 мая 1942 года. В 14 часов на поле вышел судья, по свистку которого появились 2 ленинградские команды – «Динамо» и Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). На трибунах раздались аплодисменты. Два укороченных тайма (по 30 минут) были проведены без перерыва.

Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на изрытом взрывами поле столько времени – не известно, это был подвиг. Зрители как могли подбадривали футболистов. Встреча закончилась со счётом 7:3 в пользу «Динамо». А после матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти.

А на следующий день мощные репродукторы были установлены на ряде участков передовых позиций. У самой линии фронта в течение 90 минут под грохот рвавшихся снарядов передавался репортаж о футбольном матче со стадиона «Динамо».

31 мая 2003 г.
13 лет назад

В Екатерининском дворце Царского Села состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты


Легендарная Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села
Впервые янтарь в отделке комнат использовал архитектор А.Шлютер в берлинском Большом королевском дворце. По одной из версий он же считается и автором проекта Янтарного кабинета, осуществлению замысла которого способствовала королевская коллекция янтаря.

В Россию Янтарный кабинет попал в 1716 году, когда Вильгельм I преподнес его Петру I в качестве дипломатического подарка, скрепившего союз государств в Северной войне. Кабинет был установлен лишь в 1743 году для убранства официальной резиденции Елизаветы Петровны в Зимнем дворце. Комната располагалась на 100 кв.м, где среди зеркал разместились 40 кв.м янтаря и картины из флорентийской мозаики. Вся работа велась под руководством архитектора Растрелли и лепных дел мастера Мартелли.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена немцами в Кенигсберг, где выставлена для всеобщего обозрения в одном из залов Кенигсбергского замка. А весной 1945 года при отступлении германской армии комнату демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Поиски, начатые уже во время войны и продолжавшиеся много лет, ничего не дали.

В 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты в былом ее великолепии, и с этой целью была организована «Царскосельская янтарная мастерская». На основе 86 черно-белых фотографий, акварельного рисунка и предметов коллекции янтаря, в годы войны вывезенной в тыл, коллективу мастеров удалось восстановить янтарный декор, насчитывающий не один десяток оттенков. Сложный и долгий путь реконструкции позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик произведения. Эта работа не имеет аналогов в мировой практике.

В 2000 году министр по делам культуры ФРГ М.Науман передал России ряд предметов подлинной Янтарной комнаты, обнаруженных в Потсдаме, и прежде всего 2 фрагмента флорентийской мозаики. Вот тогда специалистам представилась редкая возможность сравнить уже воссозданное произведение с оригиналом. Они оказались практически идентичны. Также в Россию вернулся янтарный комод, занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты.

31 мая 2003 года в рамках торжеств в честь 300-летия Петербурга состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Работа царскосельских реставраторов была принята российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments