30 декабря

30 декабря 1922 г.
93 года назад

Образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР)


Герб СССР

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) — бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье — по численности населения. СССР занимал восточную половину Европы и северную треть Азии.

СССР был создан 30 декабря 1922 года, когда I Съездом Советов СССР была утверждена Декларация об образовании Союза ССР.

Эта дата, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с Украинской и Белорусской советскими социалистическими республиками и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой, и считается днем образования СССР. Эти республики возникли после Октябрьской революции 1917 года и распада Российской империи.

Первоначально в состав СССР вошли только эти четыре союзные республики, а в последующие годы были созданы и вошли в состав СССР и другие. С 1956 по 1991 год в состав СССР входили 15 союзных республик: Российская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.

В сентябре 1991 года Литва, Латвия и Эстония вышли из Союза. 8 декабря 1991 года руководители РСФСР, Украины и Белоруссии на встрече в Беловежской Пуще объявили, что СССР перестал существовать, и договорились сформировать новую ассоциацию — Содружество Независимых Государств (СНГ).

21 декабря в Алма-Ате руководители 11 республик подписали протокол об образовании этого содружества.

25 декабря первый и последний президент СССР Михаил Горбачев ушел в отставку, и на следующий день СССР был распущен.

30 декабря 1927 г.
88 лет назад

Русский химик Сергей Лебедев первым в мире разработал способ получения синтетического каучука


Шина из синтетического каучука

В 1926 году советское правительство объявило конкурс на лучшую работу по синтезу каучука и назначило первую премию в сто тысяч рублей. По условиям конкурса, нужно было представить не только описание способа получения каучука, но и не менее двух килограммов этого продукта, а также разработать полную технологию его получения в промышленных условиях.

Также требовалось, чтобы сырье для синтеза было дешевое и доступное, а себестоимость каучука при хорошем качестве не превышала стоимости натурального.

Химик Сергей Лебедев, который уже много лет занимался проблемой полимеризации, решил принять участие в конкурсе. Вместе со своими учениками он закрылся в лаборатории Военно-медицинской академии. Наконец, 30 декабря 1927 года ему удалось закончить эксперимент.

Сырьем для получения синтетического каучука сначала была избрана нефть, но потом ее заменили на спирт. В качестве катализатора Лебедев предложил металлический натрий.

1 января 1928 года в жюри конкурса поступило 2 кг синтетического натрий-бутадиенового каучука, полученного из этилового спирта, а также полный свод технологической документации.

Условия конкурса были до такой степени трудновыполнимыми, что ни один из представленных образцов не отвечал полностью всем требованиям. Тем не менее, за свой каучук и способ его получения Сергей Лебедев, единственный среди участников конкурса, получил премию.

В течение 1930 года в Ленинграде был построен опытный завод под технологию, разработанную Лебедевым, и было запущено производство синтетического каучука. В 1931 году ученого наградили орденом Ленина «за особо выдающиеся заслуги по разрешению проблемы получения синтетического каучука».

30 декабря 1927 г.
88 лет назад

В Токио открылась линия метрополитена — первая за пределами Европы и Америки


В ожидании поезда в токийском метро

В 1914 году японский предприниматель Норицугу Хаякава (Noritsugu Hayakawa) побывал в Лондоне и проехавшись в тамошнем метро, а затем, познакомившись с удобными вагонами подземки в Глазго, решил построить такое же в Токио. Однако, предприятие задержалось из-за Первой мировой войны, в которую Япония вступила на стороне Антанты.

В 1920 году Хаякава основывает компанию «Токио Тика-тэцудо» («Токийская подземная железная дорога»), и, наконец, 30 декабря 1927 года для посетителей была открыла первая линия метро между столичными станциями «Асакуса» и «Уэно». Линия имела протяженность всего 2,2 километра, однако в первое время пользовалась огромной популярностью. Чтобы провести пять минут под землей, японцы по два часа выстаивали в очереди!

В апреле 2004 года была основана акционерная компания «Токио Метро» («Токийское метро»), больше половины акций которой принадлежат Министру финансов Японии, а остальные — муниципалитету Токио. Сегодня компания обслуживает 13 функционирующих линий метро общей протяженностью более 310 километров.

Некоторые входы-выходы и переходы оснащены подобными «бесконечными» лестницами
Станции оборудованы множеством автоматических входов-выходов и удобных подземных переходов. Метрополитен в Токио гармонично интегрирован в общую транспортную сеть столицы. В пределах одной станции, перейдя на другую платформу, можно пересесть на городскую электричку или же на поезд дальнего следования.

Кроме того, переходя с одной станции на другую, можно посетить закусочные, кафе, мини-маркеты, магазинчики мелочей, которые в большом количестве попадутся у вас на пути.

Интересно отметить, что декор станций токийской подземки очень скромный, даже, скорее, — невзрачный. Это может говорить только об одном — метро рассматривается японцами исключительно как удобное средство передвижения, но не как объект экскурсий иностранных туристов.

Из-за возрастающего количества пассажиров строительство метро в Токио продолжается, несмотря на сложные геологические условия региона и, прежде всего, высокую сейсмичность.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments