29 июля 1696 г

Русскими войсками взята турецкая крепость Азов


Картина А.Троня “Взятие крепости Азов”

В конце 1695 года в ходе Русско-турецкой войны (1686–1700) началась подготовка русской армии ко второму Азовскому походу. К весне 1696 года было закончено строительство флота. В апреле 75-тысячное войско под командованием Алексея Шеина двинулось на судах по рекам Воронеж и Дон, а также сушей к Азову. В начале мая отплыла галерная флотилия во главе с Петром I. К началу июня 1696 года русский флот под командованием Франца Лефорта вышел в море и блокировал Азов. Вскоре против устья Дона появился турецкий флот. Однако, потеряв 2 корабля, османы ушли в море.

(17) 27 июля, после бомбардировки с суши и моря, настал решающий момент осады города. Запорожские казаки во главе с гетманом Иваном Мазепой и донские казаки под командованием атамана Фрола Минаева начали приступ. После шестичасового сражения казакам удалось захватить наружный крепостной вал. Турки предложили заключить договор о сдаче крепости, так как оправиться после битвы они уже были не в силах. (19) 29 июля 1696 года Азов капитулировал. В договоре о капитуляции было предписано: «Турецкому гарнизону идти с женами и детьми на бударах (речных плоскодонных гребных суднах) до морского устья, пожитков столько взять с собою, сколько кто подымет, а все прочее вместе с военной казной оставить в крепости».

Взятие Азова стало первой крупной победой России над Османской империей и началом превращения России в морскую державу. В честь этого события была выпущена медаль с изображением Петра и надписью: «Молниями и водами победитель», а воевода Алексей Шеин первым в России получил чин генералиссимуса.

29 июля 1836 г.

На парижской площади Звезды (ныне Шарля де Голля) была торжественно открыта Триумфальная арка


18 февраля 1806 года французский император Наполеон І подписал указ о возведении в Париже грандиозной Триумфальной арки (высота – 50 м, ширина – 45), которой надлежало возвеличить победы его армии. Первый камень в фундамент сооружения заложили 15 августа следующего года, в день 38-летия императора. К 1815 году, моменту свержения Наполеона, устои арки поднимались на 20 метров.

Крах великого императора приостановил работы по ее возведению. Строительство возобновили через 8 лет, и работы были закончены 29 июля 1836 года уже в царствование Луи Филиппа. В декабре 1840 года под сводом арки проследовал траурный кортеж с прахом Наполеона. Автором проекта Триумфальной арки был архитектор Ж.-Ф. Шальгрен (1730–1811), вдохновленный примерами триумфальных арок Древнего Рима, которые воздвигались в память знаменательных событий, в честь знаменитого человека или божества.
Однако масштабы парижской арки намного превышают образцы античного мира. Грандиозный пятиметровый фриз украшен рельефными изображениями начала похода наполеоновской армии и ее возвращения. Тридцать щитов аттика на верхнем ярусе, с выгравированными на них названиями великих сражений, напоминают о победах Наполеона в Европе и Африке. Пилоны арки декорированы 12-метровыми барельефами. «Марсельеза» работы Рюда, «Апофеоз Наполеона» Корто обращены на Елисейские поля, «Сопротивление нашествию» и «Апофеоз мира» Этекса – на авеню Великой армии. Под сводами малых арок написаны имена наполеоновских офицеров.
Под аркой с 1920 года находится Могила Неизвестного солдата, над которой горит вечный огонь в честь героев-воинов, погибших в Первой Мировой войне. Внутри Триумфальной арки расположен музей ее истории. На крыше есть смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на город.

29 июля 1963 г.

Состоялся первый полет самолета Ту-134

Реактивный самолёт Ту-134 – один из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. Он вошел в историю гражданской авиации как самый массовый и популярный советский авиалайнер. По НАТОвской терминологии он получил наименование Crusty – «Дерзкий». Благодаря длинному узкому фюзеляжу и характерному высокому звуку двигателей в среде авиаторов он также назывался «Свисток». Этот самолет, предназначенный для авиалиний малой и средней протяжённости, был спроектирован в начале 1960-х годов в Конструкторском бюро под руководством легендарного Андрея Туполева.
Свой первый полет самолёт Ту-134 совершил 29 июля 1963 года. А серийный выпуск лайнера осуществлялся на Харьковском авиационном производственном объединении с 1966 по 1984 годы. Практическая эксплуатация Ту-134 началась в сентябре 1967, а в 1968 году первые образцы таких самолетов были поставлены на экспорт. Ту-134 был первым отечественным пассажирским лайнером, прошедшим официальную международную сертификацию. В ноябре 1968 года он был сертифицирован в Польше на соответствие английским нормам летной годности BCAR. Этот самолет также экспортировался в Чехословакию, ГДР, Болгарию, Венгрию, Югославию, Вьетнам и другие страны.

Всего было построено 852 различные модификации самолета Ту-134. На его базе создавались летающие лаборатории для отработки новых образцов авиационной и космической техники. До последнего времени несколько сотен Ту-134 продолжали эксплуатироваться в России и за рубежом. Большой популярностью пользовалась VIP модернизация самолета. Но с 2013 года постепенно все самолёты Ту-134 выводятся из эксплуатации, поскольку устарели морально и физически.

29 июля 1974 г.

В структуре КГБ СССР создана элитная спецгруппа «А» («Альфа»)

“Вы навсегда в самом сердце Беслана – Парни, закрывшие сердцем детей…”. Памятник погибшим бойцам спецгруппы “Альфа” в г.Беслане
29 июля 1974 года по приказу председателя КГБ СССР Юрия Андропова и с одобрения Политбюро ЦК КПСС в структуре Службы охраны дипломатических представительств 7-го Управления КГБ СССР была создана элитная спецгруппа «А», известная впоследствии как группа «Альфа». Она предназначалась для борьбы с терроризмом и другими особо опасными экстремистскими проявлениями: захватом заложников и транспортных средств, режимных объектов и дипломатических представительств как на территории СССР, так и за рубежом. Командиром группы был назначен Герой Советского Союза майор Виталий Бубенин. Вновь созданная структура имела шесть региональных подразделений в городах Минске, Киеве, Краснодаре, Алма-Ате, Свердловске и Хабаровске. Группа кандидатов в спецподразделение формировалась из сотрудников территориальных органов КГБ, имевших стаж оперативной работы не менее трех лет и годных по состоянию здоровья для полетов в космос. Они должны были быть эмоционально уравновешенными, оптимистично настроенными, способными сохранять спокойствие в экстремальных ситуациях, не бояться воды, замкнутого пространства, темноты и огня любой интенсивности.

Боевым крещением «Альфы» стал знаменитый штурм дворца афганского диктатора Амина в Кабуле 27 декабря 1979 года. С внешней стороны укрепленное здание обороняло несколько танков. Внутри находились около 300 человек – отборная, хорошо натренированная охрана. И все-таки подразделение «Альфа», численность которого была в десятки раз меньшей, сумела захватить дворец, потеряв лишь двух офицеров. После распада СССР и реорганизации КГБ «Альфа» на несколько лет была передана в подчинение Федеральной службы охраны и получила дополнительные функции по охране высших лиц в государстве. В 1995 году группа антитеррора возвратилась в структуру антитеррористического подразделения ФСБ, и сегодня отряд «Альфа» известен как одно из самых опытных и эффективных силовых подразделений в мире.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments