Чат неактивен

22 ноября

22 ноября 1605 г.
412 лет назад

В Кракове состоялось обручение по доверенности Марины Мнишек и Лжедмитрия I


Заочное обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием I в Кракове

В Кракове 22 ноября 1605 года состоялось обручение по доверенности (в те времена распространенная практика) честолюбивой красавицы Марины Мнишек, юной дочери знатного польского воеводы Юрия Мнишека, и Лжедмитрия I, который за четыре месяца до этого события венчался в Успенском соборе Московского Кремля на русское царство. Интересы жениха представлял его «посол» из Москвы Афанасий Власьев.

Быть женой неизвестного и некрасивого бывшего холопа красавица Марина согласилась из-за желания стать царицей и под влиянием уговоров католического духовенства, избравшего её своим орудием для проведения католичества в Царство Русское.

При помолвке Марине Мнишек были обещаны самозванцем, кроме денег и бриллиантов, города Новгород и Псков и предоставлено право исповедовать католичество, а также возможность выйти замуж за другого в случае неудачи Лжедмитрия.

Реальную свадьбу с венчанием и провозглашением Марины царицей сыграли в Кремле 18 мая 1606 года. Марина Мнишек была коронована как русская царица (единственная женщина, коронованная в России до Екатерины I). А 27 мая Лжедмитрий был низвергнут и растерзан.

Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. Уцелевшая во время резни, когда был убит ее муж, только потому, что не была узнана, она была защищена боярами, и после отправлена к отцу.

22 ноября 1928 г.
89 лет назад

Впервые исполнено знаменитое «Болеро» Мориса Равеля


«Болеро» Мориса Равеля – легендарная балетная партитура 20 века

В парижской «Гранд-опера» на балетном вечере русской танцовщицы Иды Львовны Рубинштейн 22 ноября 1928 года было впервые исполнено знаменитое «Болеро» Мориса Равеля.

Это произведение, написанное французским композитором по просьбе самой Иды Рубинштейн, в качестве музыкального сопровождения для одного из балетных номеров ее труппы, показанных на этом вечере, сразу получило самое широкое признание.

В своем произведении композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения также принадлежал Иде Львовне. «Болеро» было исполнено одновременно с «Вальсом» Равеля в премьерный вечер. Хореография и идея постановки принадлежат первой женщине-балетмейстеру Брониславе Нижинской, сестре Вацлава Нижинского, а декорации – Александру Бенуа.

Спектакль имел большой успех. «Болеро», подобно ряду сочинений Равеля для музыкального театра, получило вполне самостоятельную жизнь. Его победное шествие по концертным эстрадам мира началось сразу же после театральной премьеры.

Популярность этого сочинения поистине не имеет границ. Оно вошло в репертуар подавляющего большинства оркестров и дирижеров мира. Мелодия его стала «шлягером», подвергшись многочисленным обработкам в самом разном стиле.

22 ноября 1941 г.
76 лет назад

Начала работать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны


«Дорога жизни» спасла сотни тысяч человеческих жизней

8 сентября 1941 года с захватом фашистскими войсками Шлиссельбурга началась блокада Ленинграда – одна из жутких, но в то же время одна из наиболее героических страниц в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Битва за Ленинград, взятию которого Гитлер придавал очень большое значение, как с военной, так и с политической точки зрения, стала одним из кровопролитнейших сражений Второй мировой войны. Начиналась она тяжелейшими оборонительными боями Красной Армии ещё на дальних подступах к городу, с огромными потерями, а закончилась полным разгромом Группы Армий «Север».

Но, до того светлого момента, когда над Ленинградом прогремел салют в честь войск Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавших вражескую блокаду было очень далеко.

Само по себе противостояние на стабилизированной невероятными усилиями линии фронта под Ленинградом – лишь одна из страниц его героической обороны. Битва имела ещё одну сторону – необходимость не только удержать территорию, а также город – как промышленный и культурный центр, но и сохранить его жителей, оказавшихся в ловушке голода, холода и непрерывных артобстрелов и бомбёжек.

Каждый день на грани жизни и смерти, среди умирающих во сне и замертво падающих от истощения на улицах родных, близких, знакомых жители Ленинграда продолжали бороться, стоя на заводах у станков, выпуская боеприпасы для фронта и восстанавливая боевую технику. Места ушедших на фронт мужчин заняли женщины, подростки и дети.

Когда 8 сентября кольцо вражеских войск замкнулось вокруг Ленинграда, единственной транспортной артерией, связывавшей город со страной стали воды Ладожского озера. В первые дни блокады оказались разбомбленными городские продовольственные склады. Перед жителями города нависла угроза голода.

Эвакуация промышленных предприятий и персонала началась ещё в июле 1941 года, а эвакуация жителей – только в августе. Однако, 30 августа немецкие войска перерезали последнее железнодорожное сообщение города со страной. С этого момента доставлять в город продовольствие и боеприпасы можно было только по воздуху и водным путём по Ладожскому озеру.

Возможности налаженного авиамоста были невелики, и стало очевидным, что необходимо разработать систему снабжения города и эвакуацию из него жителей по Ладоге. В срочном порядке на побережье Ладожского озера со стороны города были построены три причала в бухтах Осиновец, Гольцмана и Морье, способные принимать баржи и катера, а также автомобильные дороги и узкоколейные железные дороги, соединявшие бухты с основными транспортными магистралями.

С началом блокады в её кольце по приблизительным подсчётам оказалось 2,5 миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов. Проблема с продовольственным снабжением ощущалась с каждым месяцем всё острее, число голодных смертей в городе стало стремительно нарастать, однако решить её можно было только ограниченно и только по Ладожскому озеру, навигация на котором подходила к концу. Суровая зима, наступившая в 1941 году рано, начала сковывать льдом воды озера.

Тогда смелая идея проложить по льду Ладоги автодорогу оказалась выходом из смертельной ловушки. Однако, переходный период, когда лёд уже мешал свободной навигации, а его толщина не позволяла выпустить на него автомобили, был очень трудным. Тем не менее, холод способствовал тому, что 22 ноября 1941 года ледовая «Дорога жизни», носившая официальное наименование Военно-автомобильная дорога №101 (№102) начала свою работу. В этот день из Ленинграда за продовольствием выехала автоколонна из 60 грузовиков.

«Дорога жизни» официально функционировала с 12 сентября 1941 года по март 1943 года, когда после прорыва блокады было восстановлено железнодорожное сообщение Ленинграда со страной. За этими «сухими» строками стоит очень многое: невероятный труд учёных, разработчиков, рабочих, водителей, моряков. За этими цифрами стоят беспримерная доблесть и отвага, несокрушимый дух, боль и горечь утрат, радость и гордость за Победу!

Работы по организации Дороги по льду Ладожского озера осуществлялись заранее. Необходимо было учесть много факторов: ледовую обстановку на озере, время ледостава, сроки, за которые толщина льда достигнет необходимого для перемещения автотранспорта уровня. Кроме всего, нужно было позаботиться о том, чтобы в условиях суровой, рано наступившей зимы на всём протяжении ледовой трассы были обустроены пункты обогрева. Особое внимание уделялось и созданию системы ПВО, прикрывающей все направления на «Дороге жизни», так как суда, порты, причалы и проложенная по льду трасса подвергались постоянным налётам вражеской авиации.


Поднятый со дна Ладожского озера ГАЗ-АА — «Полуторка

Одним из символов Дороги жизни стал автомобиль ГАЗ-АА, более известный как «полуторка». Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Протяженность участка дороги, проходившего по льду озера, составляла около 32 км.

Только за первый ледовый период работы дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы «Дороги жизни» по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000 жителей, а также перевезено более 1 600 000 тонн грузов. После освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге.

На протяжении всего пути «Дороги жизни» в послевоенные годы были установлены памятники, монументы и памятные столбы. Наиболее известными из них являются мемориальные комплексы «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо». Есть среди монументов памятники, посвящённые морякам, железнодорожникам, работавшим и сражавшимся на «Дороге жизни», а также технике: машинам ГАЗ-АА и ЗиС-5. Все эти мемориальные сооружения входят в комплекс «Зелёный пояс Славы».

Ну, и конечно, песни военных лет и послевоенные песни о войне! Одна из них целиком посвящена «Дороге жизни»: это «Песня о Ладоге», которая неизменно звучит на концертах в честь Прорыва и снятия блокады Ленинграда, в День Победы. Припев этой песни как нельзя лучше отражает роль Ладожского озера и проложенной по нему «Дороги жизни» в судьбе Ленинграда:

«Эх, Ладога, родная Ладога!
Метель и штормы, грозная волна.
Недаром Ладога родная
«Дорогой жизни» названа!»…

22 ноября 1956 г.
61 год назад

Открылись XVI летние Олимпийские игры в Мельбурне (Австралия)

XVI летняя Олимпиада проходила в Мельбурне (Австралия), поэтому время ее проведения было не совсем обычным для летних Игр (по крайней мере, с точки зрения жителей северного полушария) – с 22 ноября по 8 декабря 1956 года. За право принимать Олимпиаду боролись также 10 городов Америки: Буэнос-Айрес, Мехико, Монреаль, Детройт, Лос-Анджелес, Миннеаполис, Сан-Франциско, Филадельфия и Чикаго. Выбор пал на Мельбурн.

Однако планы МОК едва не нарушило то, что по австралийским законам нельзя ввозить в страну животных без шестимесячного карантина: под угрозой оказались соревнования по конному спорту. В результате спортсмены-конники состязались не просто в другом городе, а на другом континенте – в июне 1956 года их принимал Стокгольм (Швеция).

Из-за политических разногласий от участия в Олимпиаде отказались Голландия, Испания, Швейцария, Ирак и КНР. Накануне Олимпиады трения возникли между СССР и Венгрией. В ноябре 1956 года венгры выступили против базирования в стране советских войск, потребовав их вывода, но те подавили восстание. В результате боев погибли три венгерских спортсмена – Йозеф Чермак, чемпион Игр 1952 года в метании молота, Ференц Пушкаш, капитан сборной Венгрии по футболу, и Габор Бенчдек, участник Игр 1952 года в соревнованиях по пятиборью. Сама Олимпиада омрачилась жестокой дракой между спортсменами СССР и Венгрии.

Из-за дорогого перелета многие европейские команды прибыли на Олимпиаду в урезанном составе. Всего же Игры в Мельбурне приняли 3184 спортсменов (из них 371 женщина) из 67 стран. Дебютантами стали команды Кении, Либерии, Малайзии, Тайваня, Уганды, Фиджи, Эфиопии. Объединенную команду выставила Германия.

Соревнования прошли в 17 видах спорта, было установлено 77 олимпийских рекордов (из них 24 мировых). В плавательную программу Игр впервые включили новые дистанции: 200 метров баттерфляем у мужчин и 100 метров баттерфляем у женщин.

Олимпиада в Мельбурне стала триумфальной для команды СССР: 98 наград, из них 37 золотых. Второе место в неофициальном командном зачете досталось США (74 награды, 32 золотые), третье – хозяйке Олимпиады Австралии (35 наград, 13 золотых).

Героем мельбурнской Олимпиады советские газеты назвали бегуна В.Куца, победившего на дистанциях 5000 и 10000 метров. На высшую ступень пьедестала почета взошли еще три советских легкоатлета: И.Яунземе (олимпийский рекорд в метании копья среди женщин), Т.Тышкевич (золото в состязаниях по толканию ядра) и Л.Спирин (золото в ходьбе на 20 км). Тогда же команда СССР получила первое олимпийское золото по боксу, его завоевал В.Сафронов. Еще две золотые медали в этом виде спорта команде принесли Г.Шатков и В.Енгибарян.

Игры 1956 года отметились также громкой победой советских гимнастов, они принесли сборной 11 золотых, шесть серебряных и пять бронзовых медалей. На награждении в одном и том же спортивном зале 11 раз подряд исполняли гимн и поднимали государственный флаг СССР. Австралийские газеты назвали этой событие «золотым русским часом». Абсолютными чемпионами в этом виде спорта стали Л.Латынина и – повторно – В.Чукарин.

Помимо этого, сборная СССР собрала почти половину наград в состязаниях по стрельбе, получила золотые медали в тяжелой атлетике, в соревнованиях каноэ-двоек, в марафонском забеге. А советские футболисты обыграли в финальном матче сборную Югославии и взяли первое в истории нашей страны олимпийское золото еще и в этом виде спорта.

22 ноября 1960 г.
57 лет назад

В СССР выпущена первая партия автомобилей «Запорожец»


Первый «Запорожец»

22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» на Украине (который позже был переименован в «Запорожский автомобилестроительный завод») сошла первая промышленная партия автомобилей «Запорожец» – ЗАЗ-965.

Образцом для этого «народного автомобиля» послужил итальянский «FIAT 600», разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой. Перекроенный и «доведенный до ума» конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), «горбатый», как его называли в народе, получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе.

Первый «Запорожец» на год своего появления стоил 16 000 дореформенных советских рублей, и первая партия машин в миг разошлась по заждавшимся «очередникам», готовым простить все его недостатки. После денежной реформы 1961 года ЗАЗ-965 стал стоить примерно 1600 рублей (по другим данным, первоначальная стоимость была 18000 рублей и 1800 послереформенных рублей).

Довольно быстро советский «народный» автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля. Кстати, известна машина была не только в СССР, но и за границей, где она продавалась под брендом «Yalta». На этой же базе завод стал выпускать и так называемые «инвалидки» — модификацию ЗАЗ с измененными механизмами управления.

«Горбатый Запорожец» выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды. 19 сентября 2008 года Запорожский автозавод завершил выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» – последнего потомка «горбатого» ЗАЗ-965. Прекратить производство «запорожца» вынудили автопроизводителя экологические требования Евросоюза, в который стремилась попасть Украина.

22 ноября 1963 г.
54 года назад

В Далласе был убит Джон Кеннеди — 35-й президент США


Убийство Джона Кеннеди – одно из самых громких политических преступлений 20 века

Джон Кеннеди еще на посту сенатора приобрел всенародную популярность. Чему способствовала в том числе и его жена – очаровательная аристократка Жаклин Бувье.

В январе 1961 года Джон Кеннеди был избран президентом США, став самым молодым главой государства за всю историю страны. Многим импонировали его решительность, уровень интеллекта и остроумие. В первые месяцы пребывания в Белом доме Кеннеди пытался «сдвинуть страну с места» и провести некоторые инициативы, но реформы были блокированы консервативным большинством в Конгрессе.

Все же Кеннеди удалось провести ряд законов и изменить ситуацию в стране. Внешняя политика Кеннеди, как и Эйзенхауэра, основывалась на представлении о коммунистической угрозе, и между СССР и США еще сохранялось состояние «холодной войны». Напряженность в советско-американских отношениях спала только в 1963 году, когда был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия.

В конце 1963 года Кеннеди отправился в поездку по стране. 22 ноября 1963 года он и его Жаклин торжественно въезжали в центр Далласа на открытом лимузине. В 12-30 снайпер открыл огонь. В президента попали две пули – одна в шею, другая в голову. Он умер, не доехав до Парклендского мемориального госпиталя.

В убийстве подозревался 24-летний Ли Харви Освальд, бывший морской пехотинец, имевший контакты как с правыми, так и с левыми группировками, организованной преступностью и федеральными службами контрразведки.

После убийства президента пост главы государства занял вице-президент Линдон Джонсон из Техаса. Джона Кеннеди похоронили 25 ноября 1963 года на Арлингтонском национальном кладбище. Жена и братья зажгли вечный огонь на его могиле.

Убийство Кеннеди — одно из самых громких политических преступлений 20 века — до сих пор остается загадко

22 ноября 1990 г.
27 лет назад

Маргарет Тэтчер объявила о своей отставке с поста премьер-министра


Премьерство Маргарет Тэтчер было самым продолжительным в 20 веке

Не сумев победить в первом туре выборов лидера Консервативной партии и из-за внутрипартийных разногласий, Маргарет Тэтчер 22 ноября 1990 года объявила о своей отставке с поста премьер-министра Великобритании, который она бессменно занимала с 4 мая 1979 года. Первая и пока единственная женщина на этом посту на Западе считается победителем «холодной войны» вместе с президентом США Рональдом Рейганом.

Маргарет Хильда Тэтчер родилась в 1925 году в семье провинциального бакалейщика, окончила Оксфордский университет. Встав у руля нации, она проявила себя искусным, энергичным, решительным руководителем и сумела добиться значительного укрепления экономики и международного престижа Англии.

Тэтчер провела борьбу с влиянием профсоюзов. Были приватизированы многие государственные компании. Во время Фолклендского конфликта Тэтчер задействовала все военные и дипломатические возможности для восстановления суверенитета Великобритании над островами. Решительными действиями Тэтчер заслужила прозвище «железная леди» за непреклонное следование избранному курсу, несмотря на нападки и критику.

Премьерство Тэтчер было самым продолжительным в 20 веке. Дольше, чем она, британское правительство возглавлял только лорд Ливерпуль в 19 веке. Тэтчер и после отставки еще два года оставалась членом Палаты общин, а затем перешла в Палату лордов. После выхода в отставку написала книгу «Искусство управления государством». 26 июня 1992 года Тэтчер было присвоено личное дворянство с титулом баронессы и герб.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments