1967-68 гг. – время, когда рок стал “утяжеляться”. Появление хард-рока на фоне сложной социальной обстановки в мире (1 часть).

1967-68 гг. – время, когда рок стал “утяжеляться”. Появление хард-рока на фоне сложной социальной обстановки в мире (1 часть).

Jimi Hendrix Experience

1967 – 68 гг. – время, когда рок стал утяжеляться. Все мы знаем классический хард-рок, представленный главным образом такими группами, как Led Zeppelin, Deep Purple, Nazaret и пр. Хард –рок это прежде всего, запоминающиеся «хуковые» гитарные риффы, перегруженное звучание инcтрументов, искусная ритм-секция и так далее. Именно в 1968 году появились многие классические хард-роковые команды, звучащие “тяжело”. Именно с этого времени многие музыканты будут постепенно формировать “тяжелую” сцену, расчищая дорогу жанрам с приставкой “метал”.

 И корни такого звучания, находятся в 60-х гг., особенно во второй его половине. Уже в 1967 году, на мой взгляд, случился перелом в роке. Во-первых, это расцвет психоделического рока. Именно в то время появились группы вроде Pink Floyd, Velvet Underground, Cream, The Doors, которые расширили возможности рок-музыки, выведя ее из простого поп-формата. Не без влияния такого наркотика как LSD это обошлось. Не без влияния философа и мыслителя Тимоти Лири, который как раз и проповедовал расширение сознания.

Расширение сознания коснулось и расширения музыки. Начался поиск новых форм музыки, стирание границ между жанрами и прочее. Отсюда и появился психоделический рок, а также затем и прог-рок с его длинными соло. Музыканты стали использовать специфичные для рока инструменты, такие как флейта или индийский ситар. Те же The Beatles уже начиная с альбома Revolver 1966 года начинают эксперименты со звучанием, привнося в свои песни психоделический душок. Адептом экзотики в группе был Джордж Харрисон, который всячески продвигал на пластинках группы ситар. Кстати, ситар присутствует и в песне The Rolling Stones Paint in Black.

Led Zeppelin

Группа Cream, состоящая из трех участников – гитариста Эрика Клэптона, басиста Джека Брюса и барабанщика Джинджера Бейкера, – на своем альбоме 67 года Disraely Gears показала новые возможности рок-музыки: тут и психоделика, и.. первые ростки хард-рока. Да, их альбом является одним из предвестников хард-рока, где такие песни как Sunshine Of You Love звучат новыми красками. На лицо – стремление ребят отойти от незатейливых рок-н-рольчиков.

Гитарист группы Эрик Клэптон говорил, что ему не хотелось быть заложником гитарной поп-музыки для радио, в которую “скатилась” его предыдущая группа The Yardbirds. Эрик себя искал в блюзе и в итоге, нашел себя в группе Cream, где помимо него были такие мастера как бас-гитарист Джек Брюс и барабанщик Джинджер Бейкер. Фирменный блюз Клептона заметно утяжелился. Да, как мы знаем, блюз является виновником появления такого жанра как хард-рок. И такие группы, как “цеппелины”, играли поначалу по-сути блюз-рок, но звучащий грубо, перегружено.

группа Cream

К 1966-1967 гг. на небосклоне засветилась звезда молодого, но амбициозного гитариста Джими Хендрикса, который заметно расширил возможности игры на гитаре. Его группа Jimi Hendrix Experience в 67 году наделала немало шуму, благодаря таким вещам группы, как Pirple Haze и Hey Joe. Это также настоящее ядро хард-рока.

В том же 1967 году они выпустили альбом Are You Experienced, который соединял в себе элементы блюза и психоделические эксперименты. Это два краеугольных камня хард-рока – утяжеленный блюз и психоделический рок. И Джими вместе с участниками своей группы – Митчем Митчеллом и Ноэлем Редингом – были здесь пионерами нового подхода в музыке.

Джими Хендрикс

Хотя, конечно, первые «ласточки» харда появились даже раньше – в первой половине 60-х. Тут стоит и упомянуть и английскую группу The Kinks, которая ворвалась в мир музыки со своими бронебойными и «тяжелыми» на тот момент гитарными риффами. Это, в первую очередь, такие песни, как You Really Got Me и All Day and all of the Night. По легенде, гитарист группы просто исцарапал динамик усилителя бритвой, что вызвало искаженный звук электрогитары, который и стал визитной карточкой этих песен. Эти песни также положили начало более тяжелой музыке, а также гаражному року и панку.

Сыгранные на пауэр-аккордах, эти песни стали настоящими предвестниками гранжа. Еще одна легенда гласит, что гитару исполнил в этих песнях Джими Пейдж, будущий гитарист Led Zeppelin. Хотя сам автор песен, гитарист и вокалист The Kinks Рэй Дейвис отрицает это. Еще есть мнение, что партию клавиш, которая слышится в You Really Got Me, сыграл Джон Лорд, будущий клавишник хард-рок группы Deep Pirple. Так это или нет, доказать уже сложно. Но ясно одно – эти песни дали толчок к новому звучанию в тогдашней музыке.

Появлению нового звучания в роке способствовали новые педали эффектов, как например, фузз-педаль, которую можно услышать в песне Satisfaction группы The Rolling Stones. А еще первой ласточкой харда многие музыкальные критики называют песню The Beatles Ticked to Ride с альбома Help. У этой композиции также довольно увесистое и утяжеленное звучание для 1965 года.

Пол Маккартни – автор “тяжелой” по тем временам песни Helter Skelter

В 1967 году группа The Who на своем альбоме The Who Sell Out размещает песню I Can See for Miles, которая звучит развязно и грязно, как и их песня двухлетней давности My Generation. Пит Тауншенд, гитарист группы и автор песен, сказал в одном интервью, что их песня настоящий «тяжеляк».

Это прочел Пол Маккартни и решил «уделать» Тауншенда, в следующем 1968 году выпустив в составе тех же «битлов» песню Helter Skelter, которая как раз и была тем самым «тяжеляком». Эта композиция вообще стоит особняком в творчестве «битлов». И тем удивительнее, что ее автор – Пол Маккартни, всегда славившийся романтичными балладами.

К сожалению, не обошлось и без курьезов. Дело в том, что в те годы в США действовал печально знаменитый преступник Чарльз Менсон со своей сектой, виновник убийства Шарон Тейт, жены режиссера Романа Полански в 1969 году. И Чарльз якобы воспринял эту песню как призыв к хаосу. Из-за этого Маккартни вызывали в суд и требовали объяснить суть песни. Пол отшучивался: мол, это просто веселая песенка без особого смысла. Но клеймо осталось.. Но как бы то ни было, Helter Skelter вошла в историю как композиция, ставшая предвестником всех тяжелых жанров музыки.

А дальше – появление в 1968 году таких команд, как Led Zeppelin, Black Sabbat, Deep Purple.. Вообще, 1967-68 гг. были непростым временем. С одной стороны это время миролюбивых хиппи, уходящих от шумных городов в лоно природы, тянущиеся ко всякого рода духовным практикам, с призывами к миру. С другой – это время жестоких столкновений молодежи с полицией по всему миру.

 Самые известные – парижские протесты во Франции 1968 гг. Это время движения за права человека во главе со священником Мартином Лютером Кингом, который был убит в 1968 году. Неудивительно, что в эти годы рок-музыка стала более тяжелой и жесткой. Но об этом поговорим в следующей статье. (продолжение следует..)

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments