17 Мая

17 мая 1727 г.
289 лет назад

На русский престол вступил Петр II, малолетний внук Петра I

После смерти Екатерины I императорский престол в России перешел к малолетнему Петру II (1715-1730), внуку Петра I, сыну царевича Алексея и Софьи Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

Петр Алексеевич – последний представитель дома Романовых по прямой мужской линии – вступил на престол (6) 17 мая 1727 года, когда ему было всего 11 лет. Он стал третьим императором всероссийским, приняв официальное имя Пётр II. Согласно завещанию Екатерины I, подросток-император должен был до достижения возраста 16 лет править не самостоятельно, а опираясь на Верховный тайный совет, которым в то время манипулировал Александр Меншиков. Остерман составил план обучения Петра, состоявший из древней и новой истории, географии, математики и геометрии, а также включал и развлечения: бильярд, охоту и пр. По плану Петр должен был по средам и пятницам посещать Верховный тайный совет. Однако, он появился там только один раз, и больше о посещениях Петром высшего правительственного органа не известно.

Юный император отличался ленью, учиться не любил, зато обожал охоту и веселые развлечения, и при этом был очень своенравным. Петр II не был способен править самостоятельно, в результате чего практически неограниченная власть находилась сначала в руках Меншикова, а затем – Остермана и Долгоруких.

Последние годы правления Петра II некоторые историки называют «боярским царством»: многие достижения Петра I были забыты, а старые порядки стали восстанавливаться. Укреплялась боярская аристократия, а «птенцы гнезда Петрова» отошли на второй план. Со стороны духовенства были попытки восстановления патриаршества. Армия и в особенности флот пришли в упадок. В стране процветали коррупция и казнокрадство. Столица была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву. Итогом царствования Петра II стало усиление влияния Верховного тайного совета, в который входили в основном старые бояре.

17 мая 1861 г.
155 лет назад

Впервые публично продемонстрирована цветная фотография, сделанная по методу физика Джеймса Максвелла


Первая цветная фотография

В лондонском Кингз-колледже 17 мая 1861 года была впервые публично продемонстрирована цветная фотография, сделанная по методу шотландского физика Джеймса Максвелла (1831–1879). В качестве фотографируемого объекта Максвелл выбрал бант из клетчатой шотландки на фоне черного бархата.

Суть метода была такова: на экран одновременно через стеклянные сосуды, заполненные красной, зеленой и синей жидкостями, проецировались три стеклянных позитива, каждый из которых запечатлевался через соответствующий фильтр. Роль фильтра в данном опыте играл сосуд. Потом изображения накладывались друг на друга, и получалась фотография. Мнения современников Максвелла по поводу его демонстрации были неоднозначными. Но можно точно сказать, что она стала еще одним шагом в развитии фотографии. Сегодня известно, что красные цвета на снимаемой клетчатой ленте отражали ультрафиолетовые лучи, которые и регистрировались фотопластиной в процессе съемки, а зеленый светофильтр не был строго зональным и пропускал синие лучи.

17 мая 1801 г.
215 лет назад

В Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие памятника великому полководцу А.В.Суворову


Памятник А.В.Суворову в Санкт-Петербурге

После победы в 1799 году русско-австрийской армии под командованием фельдмаршала А.В. Суворова над войсками Наполеона, российский император Павел I повелел возвести памятник Суворову – полководцу, не знавшему поражений за всю свою боевую жизнь. Впервые в русской истории было принято решение поставить памятник еще при жизни героя.

Изначально монумент хотели поставить в Гатчине, но позже место расположения было изменено – Павел I захотел видеть памятник рядом со своей новой резиденцией – Михайловским замком в Санкт-Петербурге.

Проект монумента был утвержден в январе 1800 года, автором которого выступил скульптор М.Козловский. Генералиссимус был представлен в образе древнеримского Бога войны Марса. Суворова, признанного гения боевых действий, нередко называли «богом войны». Козловский в своей работе не стремился к полному сходству, а хотел прославить талант полководца. Поэтому портретное сходство скульптуры и генералиссимуса заметно лишь в чертах лица.

Отливку статуи в бронзе выполнил знаменитый литейщик В.Екимов, бронзовый барельеф на пьедестале выполнил скульптор Гордеев. Высота скульптуры составила 3,37 м, высота пьедестале – 4,05 м. Этот памятник по совершенству композиции и выразительности считается одним из лучших, созданных в России в 18 веке. Уникален памятник еще и потому, что он стал первым крупным монументом, который был создан полностью русскими мастерами.

К сожалению, прижизненным памятник так и не стал. Почти за год до его открытия, граф Суворов скончался. Но не увидел открытия памятника и сам император, за два месяца до церемонии Павел I был убит.

(5) 17 мая 1801 года памятник великому российскому полководцу, князю Италийскому, графу А.В. Суворову был торжественно открыт на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. На церемонии открытия, помимо многочисленной публики, присутствовали новый российский император Александр I, генералитет столицы и сын полководца.

В 1818 году завершилась перепланировка огромной территории вокруг Михайловского замка. По предложению архитектора К.Росси и по инициативе Александра I, было решено монумент Суворову перенести на вновь созданную площадь, выходящую к Неве. Площадь с великолепным видом на Марсово поле, получила имя Суворовской. В 1834 году постамент из блоков вишневого мрамора, потрескавшийся от сильных морозов, был заменен новым из розового гранита. Работы проводились мастером Висконти с сохранением первоначальной формы.

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) памятник собирались спрятать в подвале рядом стоящего дома, но не успели. Существует рассказ, что одна из многочисленных бомб пролетела мимо памятника и попала как раз в подвал дома, в котором планировали укрыть монумент. Но памятник не пострадал, как и за все последующее военное время.

Монумент гениального полководца А.В. Суворова – одно из лучших произведений русской скульптуры 18 века – и сегодня возвышается в центре Суворовской площади Санкт-Петербурга, являясь символом доблести отечественного оружия и непобедимости российской армии.

17 мая 1988 г.
28 лет назад

На территории Московского Кремля найден «Большой Кремлевский клад»


Часть ювелирных изделий «Большого Кремлевского клада» 1988 года
Во время земляных работ на территории Московского Кремля, недалеко от Спасских ворот, 17 мая 1988 года военные строители нашли серебряные украшения и гривны-слитки киевского, новгородского и черниговского типов. Находка состояла из более чем 300 предметов и получила широкую известность как «Большой Кремлевский клад».

«Большой Кремлевский клад», состоящий из серебряных украшений, которые после осмотра были датированы концом 12 – началом 13 века, по мнению специалистов, входит в десятку самых крупных и интересных комплексов, когда-либо находимых в древнерусских городах. Клад очень интересен и разнообразен по составу вещей. В его основе – изделия древнерусских ювелиров, а также отдельные вещи скандинавской и восточной работы, очень интересные и дорогие для того периода времени.

Эти находки позволили ученым с иной стороны оценить клад – как княжеское имущество (княжескую казну), что помогло раскрыть множество исторических особенностей Руси того времени. Это стало свидетельством о том, что Москва уже в начальный период своего существования была в центре политических событий и играла заметную роль в транзитной торговле.

Особая ценность клада определяется, незначительным количеством дошедших до нас украшений 12-13 века. Ювелирные изделия в то время одними из первых страдали при вражеских нашествиях, а в мирные дни – серебряные вещи, как правило, становились сырьем для изготовления новых, более модных. Поэтому украшения тонкой работы мастеров позволили оценить сложность техник изготовления украшений в домонгольское время, освоение которых и сегодня доступно не каждому мастеру из-за их трудоемкости и специфики.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments