Чат неактивен

16 мая 2007 года скончалась

Татьяна Лаврова

Лаврова Татьяна Евгеньевна

Татьяна Евгеньевна Андриканис
7 июня 1938, Москва — 16 мая 2007, Москва.

Заслуженная артистка РСФСР (23.01.1974).
Народная артистка РСФСР (15.08.1988).
Отец — Евгений Николаевич Андриканис (1909-1993) был кинооператором, потом кинорежиссёром, мама — Галина Кузьминична Пышкова была кинооператором. Фамилию Лаврова взяла ради благозвучия наугад. Внучатая племянница Николая Павловича Шмитда (1883—1907) — революционера, участника Первой русской революции 1905 года, члена РСДРП. Правнучатая племянница Алексея Викуловича Морозова — промышленника и коллекционера. Двоюродная праправнучатая племянница Саввы Тимофеевича Морозова — предпринимателя и мецената.

Окончив школу в 1955 году, Татьяна Лаврова поступила в школу-студию МХАТ. Её однокурсниками были Александр Лазарев, Вячеслав Невинный, Альберт Филозов, Алла Покровская… Это был один из лучших курсов того времени. Лаврова в этом ряду занимала одно из самых ярких мест.

Окончила Школу-студию МХАТ в 1959 году (курс Виктора Станицына).
В 1959-1961 годах после окончания Школы-студии актриса МХАТ имени Горького. Дебютировала в роли Нины Заречной в спектакле «Чайка».
В 1961-1978 годах — актриса театра “Современник”, где одной из лучших её ролей стала Гитель Моски в пьесе Э. Гибсона “Двое на качелях”.
В 1978 году вернулась в МХАТ имени Горького (с 1989 года — имени А.П. Чехова).

В кино дебютировала в 1959 году, сыграв роль Вари в фильме “Песнь о Кольцове”.
Радиоспектакли:
1981 — «Чайка» А.П. Чехов, режиссёр Олег Ефремов — Аркадина.

Похоронена актриса 18 мая 2007 года на Троекуровском кладбище в Москве.

В ЭТОТ ДЕНЬ В 1920 ГОДУ СКОНЧАЛАСЬ

Мария Бочкарева

русский офицер, создатель первого женского батальона

Мария Леонтьевна Бочкарева
Мария Бочкарева – это женщина с уникальной судьбой: ее называют русской Жанной Д’Арк, кавалер-девицей, бесшабашным воякой по кличке Яшка. Она единственная среди женщин является полным «Георгиевским кавалером». Именно она была инициатором, создателем и руководителем женского батальона в осеннем Петрограде 1917 года.

Мария Леонтьевна Бочкарева (урожденная Фролкова) родилась в июле 1889 года. История ее жизни сродни авантюрному роману. Сбежав в 15 лет из дома, она успела побывать женой пьяницы-рабочего, подругой бандита, почти «декабристкой»: пошла пешком в Сибирь, когда ее друга, Якова Бука, арестовали за разбойные нападения. Яков был еще тот бандит: и в ссылке он разбойничал в банде хунхузов под прикрытием мясной лавки. Вскоре на его след вышла полиция, и Мария от греха подальше уехала в Томск.

В это время разразилась Первая мировая война, и Бочкарева попыталась вступить в армию – не сестрой милосердия, а настоящим бойцом. Когда ее не приняли, она отправила телеграмму с просьбой царю – и вскоре пришел положительный ответ… Так начался ее воинский путь.

Поначалу сослуживцы-мужчины не принимали всерьез женщину в погонах, но вскоре ее храбрость в бою принесла ей Георгиевский крест, три медали и всеобщее уважение. Ее звали «Яшкой» – она выбрала это прозвище в память о своем незадачливом спутнике жизни. После двух ранений и бесчисленных боев Мария была произведена в чин старшего унтер-офицера.

Она имела невероятную известность и авторитет. И белые, и красные уговаривали ее встать на свою сторону. Ее имидж «русской Жанны Д’Арк» впоследствии старательно и долго преодолевался советской пропагандой, низводя ее роль в истории. В этом принял участие и Маяковский своими презрительными строчками о «дурах бочкаревских», бестолково пытавшихся оборонять последнюю резиденцию Временного правительства в ночь Октябрьского переворота…

Однако ее личность и судьба заслуживают внимания и интереса: ей, простой крестьянке, только к концу жизни изучившей азы грамотности, довелось на своем коротком веку встречаться с первыми лицами не только своей страны (главой Временного правительства А.Ф. Керенским, двумя верховными главнокомандующими русской армией – Брусиловым и Корниловым), но и других государств. Бочкареву официально принимали президент США Вильсон и английский король Георг V.

Ей досталось непростое время. Несмотря на то, что явных доказательств ее «контрреволюционной деятельности» не было, и против красных Бочкарева не воевала, она была расстреляна 16 мая 1920 года в Красноярске. Ей шел всего 31-й год

Жан Батист Фурье

французский математик
21 марта 1768 — 16 мая 1830
246 лет назад 184 года назад

Жан Батист Фурье родился 21 марта 1768 года в Осере. Получил образование в военной школе в родном городе Осере, после окончания оставшись там же преподавателем, позже, в 1796-1798 годах, преподавал в Политехнической школе. Его первые труды относятся к алгебре. Теорема о числе действительных корней алгебраического уравнения, лежащих между данными границами, названная именем Фурье, была им изложена уже в лекциях 1796 года. Полное ее решение было получено Штурмом лишь в 1829 году.

Основной тематикой исследований Фурье была математическая физика. В 1807 и 1811 годах он представил на суд Парижской Академии наук свои первые открытия по теории распространения тепла в твёрдом теле, а в 1822 году опубликовал «Аналитическую теорию тепла», которая сыграла большую роль в последующей истории математики. Именно в этой работе Фурье вывел дифференциальное уравнение теплопроводности и развил «метод Фурье». В основе этого метода лежит представление функций тригонометрическими рядами Фурье, которые стали действенным и важным орудием математической физики. Его метод разделения переменных получил дальнейшее развитие в трудах Пуассона, Остроградского и других математиков 19 века.

Фурье внёс важный вклад в решение спора о понятии функции, в котором участвовали крупнейшие математики 18 века. В 1818 году Фурье занимался исследованием вопроса об условиях применимости Ньютоновского метода численного решения уравнений, не зная об аналогичных результатах, полученных в 1768 году французским математиком Мурайлем. Итогом работ Фурье по численным методам решения уравнений является «Анализ определённых уравнений», изданный уже после смерти автора в 1831 году. Умер Жан Батист Фурье 16 мая 1830 года в Париже.

Шарль Перро

французский писатель-сказочник, поэт и критик
12 января 1628 — 16 мая 1703
386 лет назад 311 лет назад

Шарль Перро, французский писатель-сказочник, родился 12 января 1628 года в Париже. Перро известен большинству современников как сказочник, между тем, он был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Его знали как публициста, сановника и академика. Он был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера. Однако всемирную известность и память потомков принесли ему именно замечательные сказки «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя Борода».

Литературная деятельность Шарля пришлась на то время, когда в высшем свете появилась мода на сказки. Сказки стали одним из любимых увлечений светского общества. Кто-то предпочитал слушать философские сказки, другие отдавали дань старинным сказкам, дошедшим в пересказе нянюшек и бабушек. Литераторы активно откликнулись на модные тенденции света, стали записывать и обрабатывать знакомые с детства сюжеты. Так устная сказочная традиция начала переходить в письменную. Перро сначала не решался публиковать сказки под своим именем, и подписывал их именем своего восемнадцатилетнего сына, П.Дарманкура – им двигало опасение, что написание сказок будет воспринято в обществе как занятие несерьезное и легкомысленное, неподобающее авторитету серьезного литератора.

Славу Перро принес сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697). В основе его сказок лежали известные фольклорные сюжеты, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы. Но это не все: пожалуй, Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.

На сюжеты сказок Перро созданы знаменитые оперы «Золушка» Дж.Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б.Бартока, балеты «Спящая красавица» П.И. Чайковского, «Золушка» С.С. Прокофьева и др. Помимо сказочного творчества, Перро является автором аллегорических поэм, од, стихов и посланий в стиле галантной придворной поэзии. Шарль Перро скончался 16 мая 1703 года в Париже. В 20 веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Всё же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.

Мария Биешу

молдавская и советская оперная и камерная певица, педагог, Народная артистка СССР
3 августа 1935 — 16 мая 2012
79 лет назад 2 года назад

Мария Лукьяновна Биешу родилась 3 августа 1935 года в селе Волонтировка (Молдавия). Окончила сельскохозяйственный техникум, где активно участвовала в студенческой самодеятельности. После одного из художественных смотров в 1955 году девушка была принята в Кишиневскую государственную консерваторию. Еще во время учебы Биешу стала популярной в стране солисткой оркестра молдавской народной музыки «Флуераш», а после окончания консерватории она получила приглашение в Молдавский государственный театр оперы и балета, где и состоялся ее дебют на оперной сцене в 1962 году. Она спела партию Тоски в одноименной опере Д.Пуччини.

В 1965-1967 годах Мария стажировалась в миланском театре «Ла Скала», где подготовила на итальянском языке партии в операх Д.Пуччини и Д.Верди. А после успешных выступлений на международных конкурсах для Биешу началась напряженная жизнь оперной певицы мирового уровня: новые роли, премьеры, гастроли по всему миру, грамзаписи, киносъемки. Она пела на сцене Большого театра, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, на оперных сценах ведущих театров бывшего СССР, совершила концертные турне по городам Европы, Японии, Австралии, Кубы и Израиля. К певице пришел большой настоящий успех. Перечень ролей, сыгранных Биешу на оперной сцене, огромен. Среди самых известных – партии в произведениях: «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» Д.Пуччини, «Норма» В.Беллини, «Аида» и «Дон Карлос» Д.Верди, «Паяцы» Р.Леонкавалло, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.Чайковского и многие другие.

Молдавские композиторы все сопрановые партии, начиная с 1960-х годов, писали в расчете на ее участие – «Героическая баллада» А.Стырчи, «Сергей Лазо» Д.Гершфельда. Всего же в творческом репертуаре певицы было около трех десятков сопрановых партий в шедеврах мировой оперной классики и произведениях современных композиторов, исполненных ею на сценах лучших оперных театров мира. Широк был и камерный репертуар Биешу, насчитывающий свыше 20 концертных программ.

Биешу – певица редкой музыкальной одаренности. Само звучание ее голоса, заключающего в себе чарующую выразительность, завораживает неповторимой красотой и свежестью. В творческом архиве певицы несколько фильмов с ее участием и о ней, многочисленные грамзаписи арий, песен, романсов и оперных спектаклей в ее исполнении. Биешу была одним из самых видных авторитетов в вокальном мире, постоянным участником жюри многочисленных международных вокальных конкурсов, с 1980 преподавала в Кишиневском Университете искусств (с 1986 в должности профессора), являлась вице-президентом Международного союза музыкальных деятелей, академиком Академии наук Республики Молдова.

Творчество Биешу отмечено многими государственными наградами России и Молдавии, с ее личностью связаны многие важные дела и события в культурной жизни Молдавии. Особое внимание она уделяла музыкальной молодежи и детям. Главное ее дело последних лет – фестиваль оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу», который уже снискал славу во многих странах мира. Мария Биешу скончалась 16 мая 2012 года в Кишиневе после длительной тяжелой болезни.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments