Чат неактивен

15 Июля в Истории

Алесандр Невский.

15 июля 1240 г.
780  лет назад

Русские войска разбили шведов в Невской битве

В 30-е годы 13 века немецкие крестоносцы под предлогом обращения в христианскую веру языческих прибалтийских племён захватывали их владения, приближаясь к границе западных русских земель. Рассчитывая на ослабление русских княжеств после монгольского нашествия, шведские и немецкие рыцари поверили в лёгкую победу над Новгородом и Псковом. В 1238 году Римский папа благословил короля Швеции на крестовый поход против новгородских земель, а всем участникам этого похода обещал отпущение грехов.

В 1239 году шведы и немцы договорились о совместных действиях: первые должны были наступать на Новгород с севера, от реки Нева, а вторые через Изборск и Псков. Летом 1240 года, переправившись на парусных шнеках через Финский залив, шведские корабли доплыли по Неве до устья Ижоры. Угрожая Великому Новгороду, шведы направили князю Александру Ярославовичу надменную грамоту с объявлением войны: «Если можешь – сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и возьму в плен землю твою».

Получив известие о появлении шведов под командованием ярла Биргера (зятя короля Эрика XI), новгородский князь Александр Ярославич, не дожидаясь подкреплений, двинулся вниз по реке Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья реки Ижора.

15 июля 1240 года, воспользовавшись туманом, русские неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским. Военно-политическое значение Невской битвы состояло в предотвращении угрозы вражеского нашествия с севера и в обеспечении безопасности границ России со стороны Швеции.

15 июля 1410 г.
610 лет назад

Состоялась Грюнвальдская битва

1878 г. На территории Восточной Пруссии, между селами Грюнвальдом и Танненбергом 15 июля 1410 года состоялось решающее сражение «Великой войны» 1409–1411 годов между немецкими рыцарями Тевтонского ордена и союзной армией Польского королевства и Великого княжества Литовского, в составе которой сражались также русские смоленские полки, чешский и татарский отряды. Сражение вошло в историю как Грюнвальдская битва, в результате которой союзная Польско-Литовская армия одержала победу над армией немецкого рыцарского Тевтонского ордена.

Сражение началось в полдень с наступления легкой литовско-татарской конницы на левый фланг тевтонцев. Эта атака была встречена артиллерийским залпом – первым в истории, но малоуспешным применением полевой артиллерии. В ответ началось контрнаступление тяжелой орденской кавалерии, которая потеснила литовцев и татар. Одновременно немцы столкнулись с сильным сопротивлением литовско-русской пехоты, которая прикрывала боевые порядки польских войск от флангового удара во время отступлении литовской конницы.

На помощь этим полкам Великий князь Литовский Витовт выслал подкрепление. Чтобы исправить ситуацию, Великий магистр ордена Ульрих фон Юнгинген ввел в бой вторую линию тевтонской кавалерии, однако поляки также задействовали резерв, которым командовал польский король Владислав Ягелло (Ягайло). В это время литовская конница успешно вернулась на поле боя и нанесла сильный удар по левому флангу Ордена.

Во время этого столкновения погиб сам орденский магистр. После гибели фон Юнгингена и капитуляции части тевтонских войск, остальная орденская армия обратилась в бегство. В этом сражении погибло около трети тевтонцев, в том числе практически весь командный состав Ордена, значительное число рыцарей попало в плен. Грюнвальдская битва нанесла смертельный удар по немецкой экспансии на Восток, целью которой было покорение литовцев и славян.

15 июля 1783 г.
237  лет   назад

По реке Соне близ Лиона поплыл первый в истории пароход


Один из первых пароходов

15 июля 1783 года французский артиллерийский офицер, инженер-самоучка маркиз Клод Франсуа Дороте де Жоффруа д’Аббан испытал на реке Соне близ Лиона первый в истории пароход, а точнее пироскаф (от греч. «пир» – огонь и «скафос» – корабль). Судно водоизмещением 182 тонны «тащила» одноцилиндровая горизонтальная паровая машина. Поступательно-возвратное движение ее поршня, посредством оригинального реечного механизма, преобразовывалось во вращение двух бортовых гребных колес. Пироскаф восторженно приветствовала толпа зевак. Он бодро двинулся против течения, однако через 365 метров пути был вынужден причалить к берегу.

Паровая машина, по существу, расколошматила судно. От продолжения своей работы пионеру пароходостроения пришлось отказаться, поскольку ему не удалось найти спонсоров ни среди буржуа, ни в правительстве. Регулярные рейсы паровых судов в Европе начались лишь 1816 году. Немецкие кораблики курсировали по рекам Рейн и Шпрее. На первых порах к пароходам относились скептически. Людям не нравилось, что они очень сильно дымят. Не верилось также, что пароходы смогут из рек и небольших озер выйти в моря и океаны.

Старые «морские волки» приняли паровую машину всерьез лишь тогда, когда она успешно выдержала переход через Атлантический океан. Но и то не с первого раза. Пароход «Саванна», например, в 1818 году отправился из Нью-Йорка в Ливерпуль и проделал 27,5 миль за суточный рейс. Началом новой эры морского судоходства можно считать переход судна «Сириус» через Атлантику в 1838 году. Пароход пересек океан за 18 суток и 10 часов только под паровым двигателем. Но еще долгое время на паровых судах оставались паруса на случай, если паровые машины вдруг сломаются или уголь в трюмах окажется отсыревшим.

15 июля 1822 г.
198 лет назад

Открылась Нижегородская ярмарка – крупнейшая ярмарка в царской России


Нижегородская ярмарка

15 июля 1822 года в Нижнем Новгороде состоялось открытие ярмарки, хотя свою историю она ведет еще с 13 века. Но впервые за все время строительства ярмарок в России здесь были устроены санитарно-технические помещения, была построена первая в России подземная сводчатая канализация. В 1840-е годы на ярмарку ежегодно приезжало около 15 тысяч купцов, в том числе около 500 купцов из Западной Европы и Америки, 220 купцов из Средней Азии.

К середине 19 века ярмарка оказывала влияние на состояние всей торговли России. К этому времени был образован уникальный архитектурный ансамбль, который не имел себе равных не только в русском, но и в европейском градостроительстве 19 века. В конце 19 – начале 20 века было издано много иллюстрированных календарей, путеводителей, художественных альбомов и открыток с видами Нижегородской ярмарки.

В советское время было принято постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки. Ярмарочные здания приспособили под жилые помещения. Весной 1990 года было принято решение о возрождении Нижегородской ярмарки. Была создана дирекция, а в 1991 году ярмарка приобрела большой экономический размах. Главное место в ее работе стали занимать деловые связи, биржевые сделки, промышленные выставки и оптовая продажа товаров по образцам. Важное место отводилось внешнеэкономической деятельности.

5 ноября 1991 года состоялось официальное учреждение Всероссийского акционерного общества «Нижегородская ярмарка». «Нижегородская ярмарка» имеет многопрофильную структуру, в состав которой входят создаваемые с привлечением крупного иностранного капитала банк, выставочный комплекс международного класса, страховая компания, бизнес-центр, туристический центр. Наиболее активной областью деятельности ярмарки являются организация и проведение выставок, культурные программы.

15 июля 1975 г.
45  лет  назад

Состоялся первый в истории совместный полет космических кораблей двух стран – советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона»

15 июля 1975 года с космодрома Байконур в советской республике Казахстан стартовал космический корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. Через 8 часов с мыса Канаверал во Флориде (США) поднялась ракета «Сатурн 1-Б» с кораблем «Аполлон» и американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Дональдом Слейтоном.

На протяжении двух следующих дней корабли маневрировали для занятия стыковочной позиции. Они готовились к беспрецедентной международной космической миссии. Контакт состоялся 17 июля на высоте 140 миль над Атлантикой. Через три часа после стыковки Леонов в шлюзе приветствовал Стаффорда рукопожатием и фразой: «Glad to see you». «Привет, рад тебя видеть», – ответил Стаффорд по-русски. Затем мужчины обнялись.

Значительная часть миссии была посвящена символическим действиям. Космонавты и астронавты обменивались флажками, сувенирами, табличками. Приветствия советского лидера Леонида Брежнева и американского президента Джеральда Форда транслировались на состыкованные корабли и по всему миру. Для телезрителей мира астронавты и космонавты провели телевизионные экскурсии по своим кораблям. Они угощали друг друга – русские подготовили обед, состоящий из пряников, русского черного хлеба, орехов, слив, мясного паштета и творога. Американцы ответили на это индейкой, мясными шариками, супом из морепродуктов с грибами. Звучали тосты за дружбу – вместо водки использовался борщ.

Одновременно космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты. Некоторые из них продолжились после того, как русские и американцы, проведя вместе почти два дня, расстались. Оба экипажа благополучно вернулись на Землю. «Союз» спустился на парашюте на твердую землю в СССР 21 июля, «Аполлон» приводнился недалеко от Гавайев 25 июля 1975 года.

15 июля 2014 г.
6  лет  назад

Произошла трагедия в московском метрополитене

Авария 15 июля 2014 года стала крупнейшей за всю историю столичной подземки техногенной катастрофой

15 июля 2014 года в московском метро произошла страшная трагедия – крупнейшая за всю историю столичной подземки техногенная катастрофа. В этот день, в 08.39 часов (по московскому времени), между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской («синей») линии метро после резкой остановки поезда, который на полном ходу врезался в бетонную стену тоннеля, три вагона сошли с рельсов.

В результате аварии на месте погиб 21 человек, в том числе и машинист поезда, ещё 3 человека скончались от полученных тяжких телесных повреждений в течение первых суток после аварии. Вообще пострадало 217 человек, из них более половины получили тяжёлые травмы, 150 были госпитализированы.

В первые же минуты после трагедии на место аварии прибыли медики, специалисты МЧС и полиция. Входы и выходы со станций метро были перекрыты, полиция оцепила район трагедии. Сотрудники МЧС и спасатели других служб немедленно приступили к спасательным работам. Медики оказывали помощь пострадавшим прямо в метро. Поскольку в результате аварии один из вагонов был сильно деформирован, пассажиры не могли сами из него выбраться, и спасателям пришлось применить гидравлическое оборудование для эвакуации пострадавших.

По словам очевидцев, число погибших могло быть гораздо больше, если бы все чрезвычайные службы не сработали так оперативно. Из тоннеля были эвакуированы почти 200 человек, затем извлечены тела погибших. Только потом сотрудники МЧС и метрополитена начали разбирать поврежденные вагоны и восстанавливать пути. Поезда на данном участке пустили только через четыре дня после аварии. В связи с катастрофой следующий день – 16 июля 2014 года – в Москве был объявлен Днём траура.

С самого начала аварии к расследованию её причин подключился Следственный комитет РФ, который, рассматривая все версии произошедшего, сразу же исключил версию теракта. В результате, по факту данного ЧП было возбуждено уголовное дело по статье 263.1 п.3 УК РФ («Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»), внутреннее служебное расследование начал и сам метрополитен.

В итоге была выдвинута главная версия аварии – это неправильная эксплуатация стрелочного перевода. При этом и следователями, и властями подчеркивалось, что трагедия произошла не из-за технических неполадок, а из-за халатности отдельных сотрудников метрополитена. По данным следователей, работы по укладке стрелочного перевода были проведены ненадлежащим образом, в частности, стрелочный механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась, что и привело к катастрофе.

И уже на следующий день, 16 июля, в качестве подозреваемых были задержаны двое работников московского метрополитена – старший дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов, имевшие отношение к работам по укладке стрелочного перевода. Позже обвинение также было предъявлено директору по производству ООО «Спецтехреконструкция» Анатолию Круглову и заместителю начальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексею Трофимову. По мнению следствия, они все ответственны за производство и контроль работ, а значит и виновны в произошедшей трагедии.

К тому же 22 июля 2014 года руководитель московского метрополитена Иван Беседин был освобождён от занимаемой должности, началась череда проверок и во всей данной структуре. Дело по обвинению в катастрофе Трофимова, Башкатова, Гордова и Круглова было передано в суд.

И 8 ноября 2015 года Дорогомиловский суд Москвы вынес приговор, признав всех виновными и назначив наказание Городову 6 лет колонии, Башкатову, Трофимову и Круглову — 5,5 лет и взыскав с обвиняемых в общей сложности 15 млн. рублей в пользу потерпевших.

0 0 vote
Article Rating
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments