13 апреля 1902 г

13 апреля 1902 г

112 лет назад В Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса

В Санкт-Петербурге проведены испытания первого в России троллейбуса «Электрический автомобиль» Идея средства передвижения, движимого электричеством, впервые была высказана проживавшим в Англии немецким инженером доктором Вильгельмом Сименсом ещё в 1880 году.

Эксперименты в этой области были начаты его братом Вернером фон Сименсом. Первый троллейбус был создан в Германии — в апреле 1882 года первая линия была открыта компанией Siemens & Halske в предместье Берлина Галензе.

Первый же российский троллейбус был создан в 1902 году. Разработкой занималась фирма «Фрезе и К°» — акционерное общество постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей, основанное русским изобретателем, одним из конструкторов первого российского автомобиля Петром Александровичем Фрезе.

Двумя годами раньше появились первые легковые автомобили «Фрезе» с двигателями внутреннего сгорания. В 1902 году Фрезе выставил их на военные маневры под Курском. И в том же году фабрика построила первый в России грузовик, а годом позже — автобус.

13 апреля 1902 года были проведены испытания первого в России троллейбуса, который еще называли «электрическим автомобилем». Весил троллейбус 820 килограммов. А электрическое оборудование для него изготавливалось по проекту барона Шуленбурга. В основу токосъемника была положена французская конструкция изобретателя Ломбар-Жерена — по проводам катилась «контактная тележка с троллей».

Журнал «Автомобиль» по поводу этих событий опубликовал заметку об испытаниях «автомобиля, приводимого в движение электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящего не по рельсам, а по обычной дороге».

Новинка прижилась не сразу — лишь три десятка лет спустя в Москве были введены троллейбусные маршруты.

13 апреля 1934 г. 80 лет назад Завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике

Завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике Совместными усилиями летчиков и моряков челюскинцы были спасены из ледяного плена Летом 1933 года научная экспедиция под руководством О.Шмидта на пароходе «Челюскин» вышла в море из Мурманска.

Целью экспедиции, кроме сбора различно материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.

Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен льдами и затонул.

Благодаря оперативной работе челюскинцев, все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца.

После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев. Шмидт же возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях Арктики. Люди не пали духом, они верили, что их спасут. Они постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов.

На спасение челюскинцев были брошены полярная авиация и корабли – «Красин», «Сталинград» и «Смоленск». На Мысе Олюторка с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта. Летчики совершили невозможное: на легких самолетах они добрались туда. В первую очередь с льдины вывезли всех женщин и детей, затем и остальных челюскинцев. При температуре ниже 40 градусов, летчики совершили более десятка рейсов и эвакуировали попавших в беду.

13 апреля 1934 года операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. Совместными усилиями летчиков и моряков участники северной экспедиции были спасены. В порт Владивостока корабли с челюскинцами и героями-летчиками на борту вошел 7 июня.

Значение спасательной челюскинской операции в тот период было настолько велико, что именно за этот подвиг Постановлением ЦИК СССР 16 апреля 1934 года было учреждено почетное звание Героя Советского Союза.

А 20 апреля был издан указ о присвоении летчикам званий Героя Советского Союза. Первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в этой операции – А.Ляпидевский, С.Леваневский, М.Слепнев, Н.Каманин, В.Молоков, И.Доронин и М.Водопьянов.

13 апреля 1944 г. 70 лет назад Симферополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков

Симферополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков Танк Т-34 с бортовым номером «201» одним из первых ворвался в Симферополь Во время Великой Отечественной войны 13 апреля 1944 года столица Крыма – город Симферополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков в ходе Крымской операции войсками 4-го Украинского фронта при поддержке Черноморского флота, Азовской флотилии и крымских партизан.

Город находился в оккупации 865 дней. Немецкие войска вошли в Симферополь в ночь на 2 ноября 1941 года, и сразу же начались аресты и расстрелы населения, появились первые виселицы на центральных улицах. К тому же, недалеко от города, на территории совхоза «Красный», фашистами был организован лагерь смерти, в котором при пособничестве местных коллаборационистов за время оккупации было убито более 10 тысяч человек из мирного населения и военнопленных.

Но люди не сдавались, с первых же дней появления немцев было создано партизанское движение, в городе возникли первые подпольные организации. Подпольщики Симферополя установили связи с крымскими партизанами, передавали им данные для диверсий, сообщали о подготовке карательных операций, сами проводили регулярные диверсии.

Также они распространяли листовки с новостями «От советского Информбюро». Именно из них симферопольцы узнали о разгроме гитлеровцев под Москвой, а затем – о переломной победе под Сталинградом. Не смотря на аресты и расстрелы, подпольщики действовали все время оккупации и сыграли не маловажную роль в освобождении города.

Надо сказать, что освобождению Симферополя и всего Крыма предшествовало освобождение юга Украины, а приказом командования 8 апреля 1944 года началась Крымская операция – войска 4-го Украинского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом, Азовской военной флотилией и крымскими партизанами начали решительное наступление, с целью прорвать оборону немцев в Крыму.

В ожесточенных боях советские войска сумели оттеснить немцев и 11 апреля войти в Джанкой, на следующий день была освобождена Керчь. А в ночь на 13 апреля две группы партизанского соединения проникли в Симферополь и разгромили казармы немецкого гарнизона. К этому времени на подступы к городу вышли ударные советские части 51-й армии.

Первыми в город утром ворвались танки 79-й бригады полковника П.С. Архипова, 101-й бригады подполковника М.Ф. Хромченко. За ними шли 6-я гвардейская танковая и 27-я мотострелковая дивизии – их целью было окончательное уничтожение оставшихся немцев на городских улицах, и вместе с дивизиями в Симферополь вошли и бойцы партизанской бригады Ф.И. Федоренко, которые всячески помогали войскам.

Симферопольские подпольщики тем временем также принимали участие в освобождении города – они заняли вокзал, радиостанцию, телеграф. Кстати, фашисты, узнав о приближении советских войск и освобождении крымских городов, стали готовить отступление. В Симферополе ими готовилась целая система подрыва города, причем его планировалось взорвать вместе с вступившими в него частями Красной Армии. Но подпольщикам и партизанам удалось сорвать эти планы.

Хотя во время отступления враг сумел уничтожить несколько зданий и важных городских объектов, однако большого количества взрывов удалось избежать, именно благодаря им. Подпольщики заранее зафиксировали места минирования фашистами Симферополя, а затем вместе с партизанами участвовали в разминировании городских объектов. К вечеру 13 апреля 1944 года Симферополь был занят советскими войсками, вражеский гарнизон ликвидирован полностью, свыше тысячи немецких солдат и офицеров были пленены, а жители города радостно приветствовали воинов-освободителей.

И в 22-30 часов того же дня Москва артиллерийскими залпами из 224 орудий отсалютовала освобождению Симферополя. А бои за Крымский полуостров продолжились, полностью освободить Крым от немецко-фашистских захватчиков частям Красной Армии удалось к 12 мая. Симферопольцы же с первых же дней освобождения города стали разбирать завалы на улицах, помогали восстанавливать и ремонтировать заводы, фабрики, школы, больницы…

А 11 советским частям и соединениям за участие в освобождении города в апреле 1944 года было присвоено почетное наименование «Симферопольских». Еще один интересный факт – советский танк Т-34 с бортовым номером «201» одним из первых ворвался в Симферополь 13 апреля 1944 года, и именно он после окончания боевых действий вернулся в Симферополь и был установлен на пьедестале в Сквере Победы, в память о тех событиях. И сегодня, в эту памятную дату, которая ежегодно отмечается в столице Крыма, сюда традиционно приходят не только ветераны, но и все благодарные симферопольцы.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments