Чат неактивен

12 Августа

12 августа 1323 г.
694 года назад

Заключен первый официальный мирный договор между Великим Новгородом и Швецией — «Ореховский мир»


Межевой камень первой границы между Новгородом и Швецией

12 августа 1323 года на Ореховом острове, в крепости Орешек (Ореховец), в истоке Невы, великий князь Юрий Данилович и шведский король Магнус Эрикссон после 30-летней войны, заключили Ореховский мир, явившийся первым официальным мирным договором между Великим Новгородом и Швецией. Согласно этому документу определялась северо-западная граница русского государства на Карельском перешейке по реке Сестре, и юридически закреплялись земли, составляющие северное «околоградье» современного Санкт-Петербурга. Ореховский договор был первым соглашением Новгородской земли (в т.ч. и на Руси) о «вечном мире» с соседней страной.

Раньше международные соглашения столь высокого ранга еще не заключались. Более того, и в последующие столетия, до конца 17 века, договоры о «вечном мире» заключались только со Швецией (в Тявзине и Столбове). Лишь в 1686 году был впервые подписан договор о «вечном мире» с наиболее крупным соседним государством – Польшей. С третьим соседом – Турцией и подвластным ей Крымским ханством – заключались лишь временные соглашения.

В 1478 году, когда Новгородская земля утратила свою независимость и была подчинена московским князьям, Московское государство, а затем и Российское, рассматривало Ореховский договор как продолжающее действовать международное соглашение между Россией и Швецией. В общей сложности Ореховский договор находился в действии более 270 лет, до 1595 года, до заключения в сильно изменившейся международной обстановке нового договора о вечном мире в Тявзине.

12 августа 1851 г.
166 лет назад

Американский портной Зингер запатентовал усовершенствованную швейную машинку

На создание новой швейной машины, с челночным стежком, американский портной Исаак Меррит Зингер потратил всего 11 дней. К этому моменту существовало множество конструкций, но все они были громоздки и неудобны. Машина Зингера, патент на которую он получил в США 12 августа 1851 года, имела прямую иглу с ушком, скользящий челнок-лодочку, прижимную лапку для фиксирования ткани и зубчатое колесо двигателя ткани, врезанное в стол. Затем Зингер начал использовать в своих машинах ножной привод, состоящий из качающейся педали и вращающегося колеса, в то время как во всех других машинах применяли ручной рычаг.

В 1851 году вместе со своим компаньоном Эдвардом Кларком он зарегистрировал фирму I.M. Singer Company (впоследствии Singer Manufacturing Company). В 1855 году на Всемирной выставке в Париже швейная машина Singer получила первый приз. В этом же году происходит открытие филиала офиса в Париже и начало успешной продажи в Европе, а затем и в России. Зингер сумел снизить стоимость швейной машинки со 100 долларов (столько стоила машинка в 1851 году) до 10 долларов, и сделать ее доступной практически для каждой семьи.

Более 100 лет швейные машины фирмы Singer верно служили более чем 100 миллионам хозяев в 67 странах мира. Однако, в конце 20 века огромная промышленная империя стала нести убытки. Старейшую фирму потеснили на рынке молодые, но быстро развивающиеся азиатские фирмы. К концу 2000 года компания Singer обанкротилась, не сумев выдержать конкуренции с молодыми гигантами индустрии высоких технологий.

12 августа 1865 г.
152 года назад

Во время хирургической операции впервые использована карболовая кислота (фенол) для дезинфекции инструментов и рук хирурга


Джозеф Листер

Английский хирург Джозеф Листер, работавший в Королевском лазарете в городе Глазго, долго пытался выяснить причину высокого уровня смертности пациентов после проведенных операций. У несчастных стремительно развивалась гангрена, и они погибали. Листер старался соблюдать в своем отделении чистоту, однако это были недостаточные меры, чтобы снизить уровень смертности. Многие врачи утверждали, что причиной инфекций в больнице являлись «миазмы» – вредные испарения. Однако, это объяснение не удовлетворило доктора.

В 1865 году он прочитал работу Луи Пастера, в которой высказывалась теория о том, что болезнь вызывают микробы. Хирург вдруг понял, что лучший метод предотвратить послеоперационное заражение – убить всех микробов до того, как они попадут в открытую рану. 12 августа 1865 года во время операции он использовал в качестве антисептика карболовую кислоту (фенол), а впоследствии основал новый набор антисептических процедур. Он не только тщательно мыл руки перед каждой операцией, но еще подвергал полной санитарной обработке все инструменты и одежду.

В результате, за последующие четыре года уровень послеоперационной смертности в мужском отделении несчастных случаев снизился до 45%. Нововведения Листера произвели революцию в хирургии и спасли много миллионов жизней.

12 августа 1908 г.
108 лет назад

Начато производство новой модели автомобиля – Форд-Т


Ее автомобильное величество “Жестяная Лиззи” !

Автомобильное акционерное общество, основанное в 1903 году американским инженером и промышленником Генри Фордом, поначалу занималось производством автомобилей с двух-, четырех-, а впоследствии и шестицилиндровыми двигателями. Всего было выпущено 7 моделей: «А», «В», «С», «F», «К», «N», «R». В 1908 году Форд дошел до модели «Т». Она имела рядный четырехцилиндровый двигатель водного охлаждения, объемом 2898 куб.см и мощностью 17,3 кВт (24 л. с.) при 1800 об/мин. Модель была снабжена нижнеклапанным распределением.

В пусковом механизме двигателя катушка индуктивности была соединена с сухо-зарядным элементом питания. Другая новинка – двухступенчатая коробка передач, приводимая в действие педалью и рычагом ручного тормоза. «Жестяная Лиззи», как называли автомобиль его поклонники, имела на всех агрегатах водозащитные кожухи. Автомобиль был широким, вместительным и стабильным в движении. Высокий просвет колес и малая масса позволяли ему двигаться по любой местности. В режиме движения на одной передаче машина достигала от 10,8 до 63 км/ч.

В год своего выпуска «Форд-Т» стоил 825 долларов, а уже к 1912 году стоимость автомобиля составляла всего 375 долларов, что сделало его самым доступным средством передвижения в Америке. Данная модель выпускалась до 1927 года, и всего за это время было выпущено более 15 млн. автомобилей модели «Т». Но и после этого данная модель не ушла в небытие, многие автомобили «Форд-Т» продолжали эксплуатироваться ещё долгие годы, а на вооружении армии США эта модель стояла до 1937 года. Поэтому и двигатель для нее продолжал выпускаться до 1941 года.

12 августа 1981 г.
36 лет назад

Компания IBM выпустила первый персональный компьютер


Первый ПК IBM 5150

До появления первых персональных компьютеров приобретение и использование вычислительных машин обходились очень дорого. Мало кто из простых людей мог позволить себе иметь дома такое чудо техники! Компьютеры устанавливались в больших корпорациях, университетах, исследовательских центрах и государственных учреждениях.

12 августа 1981 года американская компания IBM Corporation (International Business Machines) представила первую модель персонального компьютера – IBM 5150, положившую начало эпохи современных компьютеров. Первый персональный компьютер стоил 1 565 долларов, был прост в использовании и занимал сравнительно мало места. IBM 5150 был оснащен процессором Intel 8088 с тактовой частотой 4,77 мегагерца и предустановленной оперативной памятью размером 16 или 64 килобайт. В первом ПК не было винчестера, а дисковод приобретался за отдельную плату.

Уже за первый год продаж количество реализованных компьютеров перевалило за 130 тысяч. К 2000 году во всем мире было продано 140 млн. персональных компьютеров. Сегодня в мире – около миллиарда персональных компьютеров. Значительная часть населения планеты просто не представляет своей жизни без умных машин, позволяющих бродить по просторам интернета, писать и получать письма, хранить огромные количества информации, слушать музыку, смотреть фильмы, редактировать фотографии и многое-многое другое. А куда и как будет развиваться в дальнейшем это направление – покажет время…

12 августа 2000 г.
117 лет назад

Во время учений в Баренцевом море произошла катастрофа, в результате которой затонула подводная лодка «Курск»

Этот день – одна из самых трагических дат начала третьего тысячелетия. 12 августа 2000 года в результате катастрофы, произошедшей во время учений в Баренцевом море, на глубине 108 метров затонула АПРК К-141 «Курск». К-141 «Курск» – атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. Она была заложена в Северодвинске в 1992 году, спущена на воду в мае 1994 года, принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года.

С 1995 по 2000 год находилась в составе Северного флота России. В марте 1995 года ректор Курской духовной семинарии епископ Белгородский владыка Иоанн освятил атомную субмарину. Тогда он подарил экипажу копию 700-летней иконы Курской Божией Матери, а каждому подводнику – маленькие иконки с изображением Николая-угодника, покровителя и заступника моряков.

В 1999 году во время операции НАТО против Югославии «Курск» вёл скрытное наблюдение за авианосцем ВМС США «Теодор Рузвельт», самолёты с которого наносили удары по Югославии. За время средиземноморского похода «Курск» отработал 5 условных атак по реальным целям. 12 августа 2000 года проходили учения. На борту лодки было 24 крылатые ракеты и 24 торпеды. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели.

Произошла авария, в результате которой лодка затонула на глубине 108 метров в Баренцевом море, в 175 км от Североморска. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г.П. Лячин. Всего на борту в момент катастрофы находилось 118 человек. Все они погибли. Останки большинства из них были позднее подняты на поверхность и захоронены.

26 августа 2000 года был подписан Указ президента России об увековечении памяти его экипажа. 11 сентября 2000 года одна из горных вершин Центрального Кавказского хребта была названа «Курском» – в честь погибших членов экипажа подводной лодки «Курск».

12 августа 2013 г.
4 года назад

На всей территории России начал работать единый номер вызова экстренных служб


Номер 112 можно набирать в случае любой чрезвычайной ситуации

Номер 112 знаком россиянам довольно давно. Создание единой системы вызова экстренных служб (пожарной, скорой помощи, полиции) началось еще в 2008 году, однако из-за разного рода бюрократических проволочек к 2012 году система начала функционировать всего в трех регионах — Татарстане, Курской и Архангельской областях.

Еще в 22 субъектах РФ было осуществлено техническое проектирование. В большинстве других регионов до августа 2013 года воспользоваться единым номером 112 можно было только посредством сотового телефона.

Сейчас эти три цифры — 112 — можно набирать в случае любой чрезвычайной ситуации, в том числе пожаров, стихийных бедствий, аварий и тому подобных случаях. Номер работает в сетях местной телефонной связи по всей России. Такое положение дел утвердила Государственная дума поправками в законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О пожарной безопасности». Авторы проекта считают, что переход на единый номер повысит оперативность вызова экстренных служб.

Одновременно продолжают действовать привычные нашим соотечественникам номера 01, 02, 03 и 04. Однако предполагается, что к 2017 года переход на единый номер 112 завершится окончательно, и прежние комбинации цифр уже не будут использоваться.

Точно такой же номер работает в качестве экстренного во всех странах Европейского Союза
Кстати, точно такой же номер работает в качестве экстренного во всех странах Европейского Союза с 1991 года. Инициатором его введения выступила Швеция. При этом во многих государствах наряду с единым номером сохраняются номера, которые действовали прежде. Впрочем, в некоторых странах, например в Швеции, Исландии, Дании, вызвать экстренные службы можно, только набрав 112.

А вот номер 911, хорошо знакомый россиянам по западным фильмам и новостным сюжетам, работает только в Америке. В случае каких-либо инцидентов этим номером пользуются жители США и Канады.

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments