Водителю на заметку: как система ГИБДД “Паутина” ловит угонщиков и выписывает штрафы
МВД официально заявило, что камеры ГИБДД во всех регионах России объединены в сеть с говорящим названием “Паутина”. Теперь информация с камер на дорогах и парковках по каждому авто РФ собирается в единой базе. Значит, каждому водителю полезно знать, что такое “Паутина”, для чего, как работает и что умеет. Об этом читайте в статье.
Зачем водителю знать о “Паутине”
Согласно ведомственной отчётности ГИБДД в 2022 году вынесено 201 млн штрафов на сумму 136,8 млрд рублей. Более 90% всех штрафов выписано по показаниям дорожных камер — 183,5 млн штук на сумму 112,9 млрд рублей.
При этом, по данным аналитического агентства “Автостат”, в России 2022 года зарегистрировано 49,6 млн легковых и 3,8 млн грузовых автомобилей.
Выходит, за прошлый год каждый водитель получил в среднем 3,76 штрафа. Разумеется, кто-то не видел ни одного постановления, а другим их выписали целый ворох. Однако очевидно, что система плотно вошла в жизнь всех отечественных автовладельцев и игнорировать её не получится, тем более что “Паутина” будет расти и совершенствоваться.
В 2022 году количество комплексов фото- и видеофиксации на дорогах России увеличилось до 25 тысяч против 23 тысяч в 2021 году.
Согласно национальному проекту “Безопасные качественные дороги” к 2024 году количество дорожных комплексов фото- и видеофиксации во всех регионах РФ составит 211% от их базового числа в 2017 году. К 2030 году этот показатель планируется довести до 250%.
Скоро ни одно транспортное средство России не ускользнёт от тысяч объективов “Паутины”. Следовательно, каждому водителю полезно иметь представление о работе интеллектуальной системы ГИБДД, чтобы знакомство с её возможностями на дороге не стало неприятным сюрпризом.
Что такое “Паутина”
“Паутина” — информационно-аналитическая система ГИБДД, сочетающая современные алгоритмы поиска по запросу и программное обеспечение комплексов фото- и видеофиксации во всех регионах России, кроме, пока что, новых территорий.
Когда автомобиль проходит мимо одной из камер, информация о событии отправляется в единую базу. Сотрудник ГИБДД или МВД с допуском может с планшета или ноутбука сделать запрос в систему, указав госномер или даже его часть, которую удалось различить и запомнить камерам, свидетелям или самим инспекторам.
В ответ “Паутина” выдаёт информацию о местах и времени проезда машины с похожим описанием в поле зрения всех прочих камер. С фото и видео. Также можно узнать дату прохождения камер, модель и скорость машины, получить статистику нарушений ПДД и даже фото пассажиров, если данная конкретная камера обладает разрешением Full HD или выше.
Ещё год назад такое было возможно в рамках лишь одного региона, да и то не каждого. Стоило машине пересечь границу региона, и её начинала “вести” другая региональная система без учёта ранее собранных данных.
До 2022 года региональные центры автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАПы) были никак не связаны между собой. Помимо них, камеры и радары устанавливали и контролировали такие госучреждения, как ЦБДД (Центр безопасности дорожного движения), ЦОДД (Центр организации дорожного движения), АМПП (Администратор Московского парковочного пространства) и другие, в зависимости от региона.
Камеры и программное обеспечение отличающихся типов устанавливались разными подрядчиками и выдавали данные в разных форматах. Это создавало технические проблемы доступа к информации, помимо сложностей с региональными юрисдикциями и межведомственными запросами.
Осенью 2022 года “Паутина” получила общий хаб со стандартным форматом данных, а сервера региональных ЦАФАПов были интегрированы в единую базу. В октябре МВД закончило тесты и официально объявило о масштабном запуске “Паутины”. Теперь сотрудники ГИБДД, МВД и ФСБ могут отследить прохождение машиной всех камер от Владивостока до Калининграда.
Постоянная работа системы с “большими данными” (Big Data), её модернизация и расширение спектра решаемых с её помощью задач постепенно превращают “Паутину” в самообучающуюся нейросеть.
По словам разработчиков, система уже научилась на основе поведенческих моделей водителей предсказывать потенциально опасные в разное время суток участки дорог и направлять к ним дополнительные наряды ДПС, инспекторов ГИБДД и группы с мобильными камерами и радарами.
Разработала и обслуживает систему IT-компания “СтандартПроект”, на серверы которой стекаются все данные. Доступ к этим данным получают только сотрудники профильных госслужб.
Создатели “Паутины” утверждают, что изменить данные, удалить или подделать информацию о машинах и нарушениях невозможно — фиксируются все действия с полученным файлом. Система имеет замкнутый контур, что затрудняет её взлом для хакеров или доступ любопытных без допуска к ведомственной информации. Хочется верить!
Что умеет “Паутина”
Изначально система затачивалась под розыск угнанных автомобилей, в том числе “по горячим следам”. С этим она прекрасно справилась.
Согласно “Национальному кредитному рейтингу” количество обращений граждан по поводу угонов в 2022 году снизилось на 13,5% по сравнению с 2021 годом. Зафиксировано всего 22,5 тыс. попыток угона — это абсолютный минимум за всю историю ведения статистики в РФ. При этом МВД бодро рапортует, что раскрываемость автоугонов достигла максимального значения — 68%.
Однако в процессе эксплуатации “Паутины” проявились её другие поразительные возможности, которые немедленно были освоены.
Например, выяснилось, что цветные комплексы фото-и видеофиксации различают не только марку и модель, но и цвет машины. Это позволило выявить массу “дублей” — двойников машин, владельцам которых прилетали штрафы мошенников. По наводке “Паутины” сотрудники проверяли обе машины-дубля в разных регионах страны и легко устанавливали злодея.
Всего за год “Паутина” отучила жителей Москвы и Подмосковья, где проходила предрелизное тестирование, гонять по улицам и окрестностям столицы. Поездка “с ветерком” теперь означает неминуемый букет штрафов за превышение скорости от всех камер на маршруте незадачливого гонщика. Лихачество стало слишком дорогим и вышло из моды.
“Паутина” выписывает штрафы за нарушение правил парковки и/или неоплаченную стоянку на платной парковке. Также система активно занялась “обочечниками”, и их ряды стремительно тают. На очереди — манера ездить с непристёгнутым ремнём безопасности.
Весной мы писали о том, что автостраховщики смогут принимать решение по выплатам ОСАГО и каско на основании записей ДТП с дорожных камер. Пилотные проекты по доступу страховщиков к комплексам фото- и видеофиксации уже запущены в разных городах России, хотя доступа к системе они не получили. Пакет данных о конкретном ДТП выдаётся страховым по специальному запросу.
Что умеет “Паутина”
Изначально система затачивалась под розыск угнанных автомобилей, в том числе “по горячим следам”. С этим она прекрасно справилась.
Согласно “Национальному кредитному рейтингу” количество обращений граждан по поводу угонов в 2022 году снизилось на 13,5% по сравнению с 2021 годом. Зафиксировано всего 22,5 тыс. попыток угона — это абсолютный минимум за всю историю ведения статистики в РФ. При этом МВД бодро рапортует, что раскрываемость автоугонов достигла максимального значения — 68%.
Однако в процессе эксплуатации “Паутины” проявились её другие поразительные возможности, которые немедленно были освоены.
Например, выяснилось, что цветные комплексы фото-и видеофиксации различают не только марку и модель, но и цвет машины. Это позволило выявить массу “дублей” — двойников машин, владельцам которых прилетали штрафы мошенников. По наводке “Паутины” сотрудники проверяли обе машины-дубля в разных регионах страны и легко устанавливали злодея.
Всего за год “Паутина” отучила жителей Москвы и Подмосковья, где проходила предрелизное тестирование, гонять по улицам и окрестностям столицы. Поездка “с ветерком” теперь означает неминуемый букет штрафов за превышение скорости от всех камер на маршруте незадачливого гонщика. Лихачество стало слишком дорогим и вышло из моды.
“Паутина” выписывает штрафы за нарушение правил парковки и/или неоплаченную стоянку на платной парковке. Также система активно занялась “обочечниками”, и их ряды стремительно тают. На очереди — манера ездить с непристёгнутым ремнём безопасности.
Весной мы писали о том, что автостраховщики смогут принимать решение по выплатам ОСАГО и каско на основании записей ДТП с дорожных камер. Пилотные проекты по доступу страховщиков к комплексам фото- и видеофиксации уже запущены в разных городах России, хотя доступа к системе они не получили. Пакет данных о конкретном ДТП выдаётся страховым по специальному запросу.
Спецслужбам теперь не обязательно “садиться на хвост” подозреваемому, его можно “вести” удалённо, по камерам. Также легко устанавливается наличие “хвоста” — если за целевой машиной через ряд камер прошёл один и тот же автомобиль, это подозрительно и система об этом сообщит.
Полиция теперь быстро и точно устанавливает все машины, бывшие в определённом районе во время происшествия. А ГИБДД — авто, покинувшие место ДТП, с прекращённой регистрацией или без оной, принадлежащие гражданам, лишённым водительских прав, с липовыми картами техосмотра, с поддельными госзнаками и многое другое.
Вместе с аналогичной нейросетью МВД “Сфера” для распознавания лиц “Паутина” уже существенно расширила силовым ведомствам возможности профилактики правонарушений и розыска подозреваемых. Система продолжает учиться, а ГИБДД — подкармливать её новыми интересными задачами.
(Окончание следует)