Рифф чей?

Louis Jordan’s Typany Five, New York, N.Y., между 1946 и 1948 (William P. Gottlieb)

 

Не подумайте, что целью данной статьи является очернение или принижение достижений какого-то из перечисленных ниже музыкантов — все они великие, и нет никакой необходимости это доказывать. А грань между вдохновением и копированием мы предлагаем читателю искать самому, ведь как говорила Лада Дэнс “Нот всего семь!”.

  • “Come as You Are”

“Come as You Are”, записанная в 1992 году вышла вторым синглом к альбому “Nevermind”. И каждый второй член нашей редакции пробовал ее играть, когда пытался освоить гитару.

Выпуску сингла предшествовала некоторая нерешительность: выпустить “Come as You Are” или все-таки “In Bloom” в качестве следующего сингла с альбома? Кобейн переживал из-за сходства первой с песней “Eighties”, британской пост-панк группы Killing Joke (1984). Но продюсеры решили, что “Come as You Are” будет более успешна коммерчески, так что решили выпускать именно её.

Опасения Курта оправдались: участники Killing Joke утверждали, что основной гитарный рифф песни “Come as You Are” является плагиатом риффа их “Eighties”, но по каким-то причинам группа не стала подавать иск о нарушении авторских прав, а через два года Курт ушел из жизни, а вместе с ним и претензии “Killing Joke”.

И вдобавок стоит заметить, что “Life Goes On”, записанная группой The Damned для альбома Strawberries 1982 года, содержит чрезвычайно похожий рифф, как у “Eighties” и “Come as You Are”, только сыгранный на бас-гитаре. Подозреваем, что как раз по этой причине Killing Joke и не стали подавать в суд.

  • “Smoke on the Water”

Итак, Deep Purple и их культовый хит “Smoke on the Water” (1972).

Ричард Блэкмор, один из основателей Deep Purple и по совместительству один из величайших гитаристов всех времен, говорил, что данный рифф — Симфония № 5 Бетховена, сыгранная задом наперед. Возможно это была шутка, потому что если проиграть ее в обратном направлении, изменить ритм и поменять ноты, то получится что-то очень отдаленно напоминающее “Smoke on the Water”. Более логичным объяснением нам кажется то, что Блэкмор мог услышать песню бразильского гитариста Карлоса Лиры “Maria Moita”.

Такая вот босса-нова версия “Smoke Underwater” была выпущена в 1964 году, за восемь лет до выхода “Smoke on the Water” в 1972 году. Но, опять же, это просто блюзовый лад в довольно базовом ритме, так что можно утверждать, что обе песни могли быть написаны самостоятельно. Но похоже очень. Но назовем это вдохновением.

  • “Johnny B. Goode”

Достаточно услышать несколько первых нот, чтобы вы узнали “Johnny B. Goode” Чака Берри.

Поистине эпический стандарт, который без преувеличения оказал огромное влияние на популярную музыку, был записан Чаком в 1958 году. Марти Макфлай исполнил ее на выпускном вечере своих родителей в 1955 году, а в 1948 году Луис Джордан с оркестром “Tympany Five” выпустил “Ain’t That Just Like a Woman (They’ll Do It Every Time)”. Открывает ее рифф в исполнении Карла Хогана, который звучит фактически идентично “Johnny B. Goode”:

Еще есть версия с оркестром и трубами, которая, по мнению редакции, звучит даже круче.

Но конечно же, хоть мелодии и очень похожи, Чак изменил некоторые моменты, добавил скользящее движение… Так что давайте просто скажем, что он трансформировал блюзовую мелодию в рок-н-ролл, и назовем это вдохновением.

  • “Revolution”

«Revolution» — песня The Beatles, написанная Джоном Ленноном в 1968 году.

Сразу хочется приписать молниеносный скользящий дабл-стоп Джона Леннона Чаку Берри, но на самом деле это совсем не так. Именно триоли и ритм делают эту композицию практически копией “Do Unto Others” блюзового гитариста Пи Ви Крейтона.

При всей любви к Beatles, по нашему мнению, мистер Крейтон 14 годами ранее, звучит лучше чем Beatles. И если честно, для 1954 года это потрясающе и невероятно. В общем, назовем это просто вдохновением.

“I Feel Fine”

Еще один хит The Beatles 1964 года “I Feel Fine”:

И, предположительно, он звучит очень похоже на “Watch Your Step” Бобби Паркера. И это довольно очевидно, ведь Джон Леннон называл “What’s Your Step” одной из своих любимых пластинок.

Обе мелодии очень похожи: обе представляют собой традиционные блюзовые форматы, но Леннон конечно же изменил её и превратил в нечто новое. Но он определенно черпал вдохновение у Бобби Паркера.

Как и Deep Purple в своей Rat Bat Blue (1973):

Или как “Moby Dick” Led Zeppelin (1969):

Как по нам, последняя еще больше похожа на “Watch Your Step”, но опять же, это просто игра пентатонической гаммы в блюзовом ходе или блюзовом риффе. Что тут нового?

И еще раз хочется отметить, что целью данной статьи было не вызвать у читателя “Ага, вот оно как!”, а просто обратить внимание на то, что очень многое в истории современной музыки связано похожими риффами, похожими ритмами, похожими аккордами, похожими паттернами. Были ли это умышленные попытки копировать удачный рифф, или же это что-то подсознательное, смутно знакомое, что-то услышанное ранее? Никогда не знаешь, если, конечно, не делаешь это специально…

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments