Хуже воровства

Хуже воровства

Бюджет «Электронной России» частично распилили, но беда в другом — программа не работает, и не будет работать

30 августа стало известно, что Генпрокуратура вскрыла факты хищения крупнейшей российской телекоммуникационной компанией «Ростелеком» около 300 млн рублей из примерно 2 миллиардов, выделенных ей на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия». Следует уточнить, что проверка была проведена за 2010 год, когда «Ростелеком» являлся генеральным подрядчиком работ, связанных с созданием электронного правительства в нашей стране.

Неудивительно, что прокуратура нашла нарушения, говорит аналитик Иван Бегтин на страницах газеты «Ведомости», ведь «Ростелеком», по сути, является единственным исполнителем работ по тематике электронного правительства. Скорее, удивительно то, что нарушения столь невелики, добавим мы, и составляют всего шестую часть от выделенных средств.

Собственно, привлечение именно «Ростелекома», до поры занимавшегося лишь вопросами связи и соответствующей инфраструктуры, к созданию такого, например, ресурса, как «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (Gosuslugi.ru), вызывало недоумение еще в 2009 году, когда этот портал создавался. Логичнее было бы выбрать какую-нибудь компанию, специализирующуюся на создании именно сайтов, а организационную часть всего мероприятия, которая, очевидно, составляет львиную долю всей работы, выполнить силами не частной компании, а под непосредственным руководством правительственной структуры (того же Минкомсвязи, например), имеющей соответствующие полномочия и компетенцию.

«Госуслугами», где через полтора года после начала их деятельности зарегистрировалось всего около полумиллиона пользователей (это из 120 млн взрослого населения, половина которого, согласно статистике, владеет Интернетом!), многие не пользуются не только потому, что это неудобно: надо регистрироваться и ждать месяц письма по обычной почте, но и потому, что малополезно. Например, МВД, по собственному признанию, оказывает через этот портал лишь 5 услуг из возможных 48. Сказывается отсутствие координирующего органа со стороны государства — по сути, нет никого, персонально ответственного за внедрение электронного правительства.

Начинать же деятельность по электронному правительству, о котором у нас говорят уже десять лет (с самого принятия программы «Электронная Россия» в 2001 году), следовало бы с налаживания электронного документооборота внутри самого правительства. Понятно, что тут никакой «Ростелеком» не поможет, будет он воровать деньги или нет. А с этим дела не просто плохи, а очень плохи — косвенно оценить ситуацию позволяет судьба широко разрекламированного в свое время закона №210 от 27.06.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При его принятии было заявлено лично президентом, что уже с 1 июля 2011 года при оказании государственных и муниципальных услуг от граждан больше не будут требовать предоставление справок и документов, которые выданы другими органами власти.

Не тут-то было: к концу июня уже существовал проект поправок в данный закон, принятый в третьем чтении, который отсрочил действие норм о межведомственном обмене документов до 1 июля 2012 года. «Кроме этого, в документ внесено множество других дополнений и изменений, в том числе уже обычные для подобных случаев исключения из правил», — замечает обозреватель портала Cnews Антон Кураш. Очевидно, что даже если бы чиновники очень захотели внедрить подобную услугу как можно скорее (что вряд ли), то у них бы не получилось.

Наконец, сомнение вызывает сама идея «Единого портала государственных услуг», которая явно нигде не обкатывалась и не прорабатывалась детально. Есть огромное количество государственных услуг, которые совершенно не требуют федерального уровня — начиная от прописки или временной регистрации, заканчивая заявлением к участковому или устройством ребенка в школу. Разделение же функций между онлайновыми ресурсами местных властей и «Единым порталом» неясно не только гражданам, но судя по всему, и большинству чиновников. И тут впору предъявлять претензии за потраченные средства не «Ростелекому», а его заказчикам.
Юрий Ревич
обозреватель «Новой»

Источник: http://www.novayagazeta.ru/data/2011/097/10.html

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments