29 Декабря нас покинули

29 Декабря нас покинули

Брук Тейлор

английский математик

Брук Тейлор (англ. Brook Taylor) родился 18 августа 1685 года в Эдмонтоне. В 1701 году он поступил в колледж Святого Джона в Кембридже, где в 1709 получил степень бакалавра. А спустя пять лет Тейлор получает степень доктора прав. В 1712 году стал членом Лондонского королевского общества.

Независимо от учебы Брук самостоятельно изучал математику. В 1708 году в журнале «Philosophical Transactions» появилась его первая статья о центре качаний. Позже в том же журнале напечатаны статьи Брука, относящиеся к весьма разнообразным вопросам: о полете снарядов, о взаимодействии магнитов, о капиллярных явлениях, о сцеплении между жидкостями и твердыми телами.

Он показал, что среднее сечение свободной поверхности жидкости между двумя вертикальными пластинками, наклоненными под малым углом одна к другой, есть гипербола. Ему принадлежит сочинение «New principle of linear perspective» и большой трактат «Methodus incrementorum directa et inversa», в котором, кроме вывода его знаменитой формулы, находится теория колебания струн. В этой теории он приходит к тем же самым результатам, к которым впоследствии пришли Даламбер и Лагранж.

Брук первым занимался теоретическим вопросом об астрономической рефракции в атмосфере. Под конец жизни он предался исследованиям по вопросам религии и философии.

Брук Тейлор скончался 29 декабря 1731 года в Лондоне.

Вильгельм Майбах

немецкий автоконструктор и предприниматель

  • 9 февраля 1846                        175 лет назад
  • 29 декабря 1929                        92 года назад

Вильгельм МайбахВильгельм Майбах

Аугуст Вильгельм Майбах (нем. August Wilhelm Maybach) родился 9 февраля 1846 года в Хайльбронне (Германия). Когда мальчику было 8 лет, его семья переехала из Левенштайна в Штутгарт. А через три года он осиротел. До тринадцати лет он жил в приюте в Ройтлингене для детей из бедных семей. В этом приюте Вильгельм Майбах получает профессию чертежника и конструктора. В пятнадцать он начал свое техническое образование на машиностроительном заводе в Ройтлингене.

Несколько позже Майбах знакомится с руководителем машиностроительного завода Готлибом Даймлером. Вместе они увлеклись идеей транспортного двигателя внутреннего сгорания, который был бы легче и меньше стационарного, выпускаемого на заводе. Но их идея не получила поддержки.

Около 1900 года Майбах конструирует автомобиль «Мерседес» по заказу австрийского предпринимателя и генерального консула Эмиля Еллинека. Это транспортное средство было тогда новым словом техники. При его разработке Майбах использует свои изобретения: охладитель и коробку передач. Еллинек называет модель в честь своей дочери Мерседес.

А девятью годами позже Вильгельм Майбах вместе со своим сыном Карлом основывают фирму «Моторостроение Майбаха» в Биссингене-на-Энце. Их компания производила моторы «Цеппелин» и в последствии автомобили класса «люкс» в Фридрихсхафене.

Вильгельм Майбах умер 29 декабря 1929 года в Канштате (район Штутгарта, Германия) и был похоронен рядом с Готлибом Даймлером на канштатском кладбище Уфф-Кирххоф.

Автомобильная марка «Майбах» в настоящее время принадлежит компании «Daimler AG».

Грегуар Мишонц

французский художник

  • 22 марта 1902                   119 лет назад
  • 29 декабря 1982                39 лет назад

Грегуар МишонцГрегуар Мишонц

Грегуар Мишонц (фр. Grégoire Michonze, настоящее имя Григорий Мишонзник) родился 22 марта 1902 года в Кишиневе. Год обучался в академии пластических искусств у Шнеера Когана и Александра Плэмэдялэ. В этот период он изучил иконопись и овладел техникой темперы по левкасу на деревянной основе.

В 1920 году Григорий продолжил обучение в бухарестской Академии художеств. В этот период он подрабатывал художником-оформителем в Национальном театре.

В 1922 году Мишонзник через Стамбул перебрался в Марсель, а оттуда в Париж. Здесь он продолжил обучение в Школе изящных искусств. А спустя два года, благодаря знакомству с Максом Эрнстом, Григорий вошел в круг местных сюрреалистов – Андре Бретона, Поля Элюара, Луи Арагона, Ива Танги и Андре Массона.

«Rixe» (1966)

«Rixe» (1966)

В 1928 году художник изменил имя на Грегуар Мишонц. В этот период он рисовал главным образом натюрморты в сюрреалистическом ключе, а также участвовал в театральном ревю Клода Серне.

Помимо этих занятий, Грегуар иллюстрировал тексты близких ему румынских экспатриантов Иларие Воронки, Тристана Цары, Бенжамена Фондана и Брассая.

«Женщина с шарфом» (1973)

«Женщина с шарфом» (1973)

После войны Мишонц открыл ателье на улице Сены. В 1947 году получил французское гражданство. В 1949 году его ранняя значительная работа «La moisson» (Урожай) была приобретена Французским фондом современного искусства.

Начиная с 1954 года Мишонц многократно посещал США, где жил его близкий друг Генри Миллер, а также Израиль, где жила его мать. В 1967 году он приобрёл виллу в Труа, где устроил новое ателье и выставил собственные работы.

Умер Грегуар Мишонц 29 декабря 1982 года в своём парижском ателье от повторного сердечного приступа.

Джозеф Корнелл

американский художник, скульптор, кинорежиссер-авангардист

  • 24 декабря 1903                          118 лет назад
  • 29 декабря 1972                            49 лет назад

Джозеф КорнеллДжозеф Корнелл

Джозеф Корнелл (англ. Joseph Cornell) родился 24 декабря 1903 года. Его семья – мать и больной брат – жила в бедном квартале на окраине Нью-Йорка. Джозеф сменил множество тяжелых профессий, зарабатывая на жизнь и на лечение брата.

В начале 1920-х годов Корнелл испытал сильнейшее влияние идей «христианской науки» Мэри Бейкер Эдди. С конца 1920-х, под влиянием коллажей Макса Эрнста, обратился к технике ассамбляжа – это трехмерный коллаж из «найденных предметов».

Несколько позже Корнелл заинтересовался работами Марселя Дюшана и Курта Швиттерса. С 1936 года он участвует в выставках сюрреалистов. Но, несмотря на это, Корнелл так и не присоединился к движению, хотя испытывал к нему глубочайшее уважение и внес огромный вклад в практику конструирования поэтических предметов из подобранного мусора и с помощью собственных фантазий.

Коробка Корнелла

Коробка Корнелла

Свое имя Корнелл прославил своими сюрреалистичными коробками. Это относительно небольшие конструкции, без остекленных створок или каркаса, наполненные различными вещами, картами, фотографиями, гравюрами и другими объектами. Его творчество можно назвать синтезом строгости и простоты конструктивизма с живой фантазией сюрреализма.

Как режиссер Корнелл дебютировал в 1940-1950-х годах. Он снял несколько короткометражных экспериментальных фильмов, в том числе – в соавторстве с лидером авангардного американского кино Стэном Брекиджем.

Джозеф Корнелл умер 29 декабря 1972 года в Нью-Йорке на 70-м году жизни.

Анатолий Кубацкий

советский актер театра и кино, герой советских киносказок

  • 1 ноября 1908                       113 лет назад
  • 29 декабря 2001                   20 лет назад

Анатолий Кубацкий в фильме «Щит и меч» (1968)Анатолий Кубацкий в фильме «Щит и меч» (1968)

Анатолий Львович Кубацкий родился 1 ноября 1908 года в Москве. С театром он познакомился еще в детстве благодаря старшему брату, который часто репетировал дома роли любительских спектаклей.

Свою же первую роль Анатолий сыграл в 1928 году, учась в Драматическом Театре-студии Ю.Завадского. Это был эпизод в фильме «Простые сердца». Затем Кубацкий почти на 25 лет исчезает из кино и полностью переключается на театр. В 1942-1957 годах актер играет на сцене Московского Театра драмы под руководством Н.М. Горчакова (ныне театр Маяковского).

Открыть талант актера для советского кино помогла картина «Случай в тайге» (1953, роль Никиты Степановича). После этого Кубацкого приглашают сыграть в таких фильмах, как «Дело было в Пенькове», «Море студеное», «У тихой пристани», «Сорока-воровка» и других. Всего в фильмографии актера более 40 киноролей.

Однако всесоюзную популярность Кубацкому принесли фильмы-сказки Александра Роу. Каждый советский ребенок был знаком с подводным царем Водокрутом 13-м из «Марьи-искусницы» или Королем Йагупопом 77-м из «Королевства кривых зеркал».

Первая сказка, где Кубацкий создал неповторимый «королевский» образ – была роль короля Унылио в фильме «Новые похождения Кота в сапогах» в 1958 году. Затем последовали «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и многие другие сказки.

Анатолий Кубацкий занимался и озвучиванием мультфильмов. Голосом актера разговаривают Гаврило в «Коньке-горбунке», Гном в «Заколдованном мальчике».

После выхода на пенсию актер почти не снимался в кино.

Умер Анатолий Львович Кубацкий 29 декабря 2001 года в Москве, был похоронен на Пятницком кладбище.

Янина Жеймо

советская киноактриса

  • 29 мая 1909                    112 лет назад
  • 29 декабря 1987             34 года назад

Янина Болеславовна Жеймо Янина Болеславовна Жеймо

Янина Болеславовна Жеймо родилась (16) 29 мая 1909 года в Волковыске, в семье цирковых артистов. С трехлетнего возраста она выступала в цирке – наездницей, гимнасткой, балериной…

В пятнадцать лет, параллельно с работой на эстраде, Янина поступила в Ленинграде в актерскую студию ФЭСК под руководством Г.Козинцева и Л.Трауберга.

В 1925 году состоялся дебют Жеймо в кино. Она сыграла роль мальчишки-газетчика в фильме «Мишки против Юденича». Цирк и эстрада постепенно отошли в прошлое. Уже в следующем году Янина снялась сразу в нескольких фильмах, среди которых наиболее яркая – главная роль в эксцентрической комедии «Братишка». Также она участвовала в съемках фильмов «Шинель», «С.В.Д.», «Новый Вавилон» и др.

В 1929 году Янина окончила киномастерскую ФЭКС, а через год – Институт сценических искусств, и стала актрисой киностудии «Ленфильм». 1930-е годы стали наиболее плодотворными и успешными в творчестве актрисы. Ее активно приглашали сниматься.

В лирической драме «Песня о счастье» она сыграла одну из основных ролей. Первой главной ролью стала работа в фильме «Разбудите Леночку», где она сыграла школьницу, в картине «Горячие денечки» создала вместе с Н.Черкасовым блестящую комедийную пару. Наиболее полно выразила артистическая индивидуальность Янины в фильме «Подруги» (1935).

Любые роли Жеймо – главные или эпизодические, драматические или романтические – отличались в ее исполнении разнообразием красок и оттенков, соединяя лирику, характерность и эксцентрику. В 1939 году Жеймо была награждена Орденом «Знак Почета».

Не только талант и мастерство, но и особые внешние данные – маленький рост, почти детское лицо и хрупкое телосложение – стали источником художественного своеобразия актрисы. Все это определяло её амплуа – всю жизнь она играла девчонок-подростков.

В начале Великой отечественной войны Янина осталась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях и парках, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Лишь в конце 1942 года Янина эвакуировалась в Ташкент – туда же переместилось кинопроизводство. В эти годы она снялась в фильмах «Белорусские новеллы», «Два бойца» и других.

Широкую известность актрисе принесла главная роль в фильме-сказке «Золушка» в 1947 году. Жеймо тогда было 37 лет. Картина имела огромный успех. Но премьера «Золушки» совпала с началом малокартинья в отечественном кино.

Семья Жеймо решила перебраться в Москву, где Янина участвовала в дублировании зарубежных фильмов и отечественных мультфильмов. Ее неповторимым голосом «заговорили» Софи ЛоренДжульетта Мазина и рисованная Герда из «Снежной королевы». Свою последнюю роль актриса сыграла в фильме «Два друга» (1954).

В 1957 году со своим мужем, польским режиссёром Л.Жано, Янина уехала в Польшу, в Варшаву. Там она не снималась, хотя ей несколько раз поступали предложения от режиссеров, но по разным причинам они не были приняты. Зато Янина часто сопровождала мужа на съемках и порой давала ему дельные советы.

Она поддерживала связь с русскими актерами – Михаилом ПуговкинымВячеславом Тихоновым и другими – они приезжали к ней в гости. Жеймо и сама часто бывала в Советском Союзе. Но свои последние 30 лет жизни Янина прожила в Польше.

Умерла Янина Болеславовна Жеймо 29 декабря 1987 года в Варшаве, ее похоронили в Москве на Востряковском кладбище.

Пьер Карден

французский модельер итальянского происхождения

  • 2 июля 1922                          99 лет назад
  • 29 декабря 2020                   1 год назад

Пьер КарденПьер Карден

Пьер Карден (фр. Pierre Cardin, итал. Pietro Cardin) родился 2 июля 1922 года неподалёку от Венеции (Италия). Его отец был виноделом и мечтал о том, что сын продолжит семейное дело. Однако у Пьера были свои планы на этот счёт. Получив образование во Франции, он идёт работать подмастерьем к портному.

В 1945 году он переезжает в Париж (Франция). Перспективный молодой модельер попадает в поле зрения Кристиана Диора, который предлагает ему работу. Пьер вдохновенно создаёт одежду, которая привлекает к себе внимание.

В 1950 году он создаёт собственный дом моды, а впоследствии открывает в Париже свои фирменные магазины – «Адам» и «Ева».

Карден славился своей любовью к абстрактному дизайну, именно поэтому его называли авангардистом в мире моды. Многие его изделия не совсем пригодны для повседневной носки, тем не менее они очень ярки и оригинальны.

В 1960 году Пьер Карден первым создал коллекцию мужской одежды, разрушив тем самым представление, что мода интересна только женщинам. Также он одним из первых занялся джинсовым направлением и моделированием одежды для молодёжи и детей.

Кроме того, он был изобретателем многих модных изделий (им запатентовано более 500 изобретений), которые уже прочно вошли в повседневный обиход: высокие сапоги, цветные чулки, пиджаки без воротников и т.д. Причем не только в области моделирования одежды, но и в архитектуре, на транспорте, в сфере рекламы товаров и всякого рода зрелищ. Как гарантию качества имя Кардена носят 800 различных изделий, 8 тысяч магазинов, два театра, рестораны, часы, парфюмерия, сигареты, зонтики, ремни, сумочки…

По мнению специалистов, годовой оборот компании, которую он создал, составляет более 10 млрд. долларов. Кроме того, Карден был владельцем ресторана «Максим» и одноимённой торговой марки, а также владельцем и основателем собственного театрального коллектива. Много лет назад он собрал актерскую труппу, которая постепенно выросла в профессиональный театр.

Знаменитый модельер неоднократно посещал Россию. Он шил костюмы к балетным постановкам Майи Плисецкой: «Анна Каренина», «Вешние воды», «Чайка», а также к различным спектаклям московских театров.

Карден стал первым кутюрье, избранным членом Французской академии изящных искусств и является ее почетным академиком. В ноябре 2008 года он получил звание почетного члена Российской академии художеств, а в 2013 году стал кавалером ордена Дружбы. Также Пьер Карден был командором ордена Почётного легиона, Национального ордена «За заслуги», кавалером ордена искусств и литературы, ордена Франциска Скорины (Белоруссия), а также обладателем множества других международных и французских наград.

Он любил повторять: «Чтобы стать кутюрье, им надо родиться».

Скончался знаменитый модельер Пьер Карден 29 декабря 2020 года на 99-м году жизни в клинике города Нёйи-сюр-Сен (Франция).

Фрунзик Мкртчян

советский актер театра и кино, театральный режиссер, Народный артист СССР

  • 4 июля 1930                         91 год назад
  • 29 декабря 1993                  28 лет назад

Фрунзик МкртчянФрунзик Мкртчян

Фрунзик (Фрунзе Мушегович) Мкртчян родился 4 июля 1930 года в армянском городе Ленинакан (ныне Гюмри). Имя ему дали в честь героя гражданской войны Михаила Фрунзе. В детстве Фрунзик хорошо рисовал, и отец хотел, чтобы он стал художником. Однако в 10-летнем возрасте мальчик увлекся театром, начал посещать драмкружок и устраивать представления для соседей прямо на лестничной клетке. Уже тогда никто не сомневался, что он станет великим актером.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт. Играть в театре начал, будучи студентом второго курса. В 1956 году Мкртчян получил диплом, и юношу сразу приняли в театр имени Сундукяна. Очень быстро молодой актер стал популярным. В середине 1950-х годов люди приходили в театр специально «на Фрунзика».

Тогда же Мкртчян впервые снялся в кино – сыграл в небольшом эпизоде в фильме «Тайна озера Севан» Александра Роу. А полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году, в фильме «Парни музкоманды». Фрунзик играл музыканта по имени Арсен.

Следующими работами в кино стали роли в фильмах «Тридцать три» Георгия Данелии, «Айболит-66» Ролана Быкова и роль дяди Джабраила в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», которая сразу сделала Фрунзика известным всей стране. В этой же картине снялась и его супруга – актриса Донара Мкртчян. На тот момент семейная жизнь Мкртчянов складывалась успешно, у них родились двое детей – дочь Нунэ и сын Вазген.

В начале 1970-х годов в семью Мкртчянов пришло несчастье – Донара заболела шизофренией, ей пришлось уйти из театра. Из-за болезни жены Фрунзику приходилось отказывать от хороших ролей, поэтому в первой половине 1970-х фильмов в его участием вышло немного.

Тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР за роль в фильме «Треугольник» (1967), а вторая половина 1970-х принесла ему новый виток популярности. Во многом этому способствовал выход на экраны комедии Георгия Данелии «Мимино», где Мкртчян играл вместе с Вахтангом Кикабидзе. Фильм тут же разошелся на цитаты, а обоим актерам вручили Государственную премию СССР.

После «Мимимо» режиссеры снова вспомнили о Фрунзике, посыпались предложения о съемках. Он сыграл в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.

Между тем болезнь Донары прогрессировала, и в начале 1980-х годов ее пришлось поместить в психиатрическую лечебницу. Фрунзик остался один с двумя детьми, но продолжал активно сниматься в кино и играть в театре, разрываясь между работой и семьей.

В середине 1980-х он женился еще раз, но брак оказался неудачным. Тогда же Мкртчян практически перестал сниматься в кино, а в начале 1990-х годов ушел из театра имени Сундукяна, которому отдал 35 лет своей жизни. Фрунзик решил создать собственный театр, но руководить им ему довелось недолго. Здоровье Мкртчяна было подорвано. Дочь Нунэ к тому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину, сын Вазген, как оказалось, унаследовал болезнь матери. В последние годы жизни актера поддерживал его младший брат.

Скончался Фрунзик Мкртчян 29 декабря 1993 года в Ереване от инфаркта в возрасте 63 лет, был похоронен в Пантеоне героев армянского духа. На родине актера, в Гюмри, ему установлен памятник.

Андрей Тарковский

советский кинорежиссер и сценарист

  • 4 апреля 1932                        89 лет назад
  • 29 декабря 1986                    35 лет назад

Андрей Арсеньевич ТарковскийАндрей Арсеньевич Тарковский

Андрей Арсеньевич Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского и будущий режиссер, родился 4 апреля 1932 года в небольшом селе Завражье (сегодня – село в Костромской области).

Первое высшее образование получил в Московском институте востоковедения. В 1960 году оканчивает факультет режиссуры ВГИКа. Первая, она же и дипломная работа режиссера – короткометражная лента «Каток и скрипка».

После окончания института работал на «Мосфильме», был автором и соавтором различных работ, наиболее известные из них «Антарктида – далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Берегись! Змей!».

Всемирную известность ему принесла картина «Иваново детство». Эта лента получила много наград, в том числе и премии Венецианского фестиваля «Золотой лев святого Марка».

Все последующие фильмы Андрея Тарковского становились известными и отмечались критиками. Его картина «Страсти по Андрею» была включена в 100 лучших фильмов истории кино.

Кроме того, он ставит фильмы по книгам известных писателей-философов – С. Лема и братьев Стругацких. Это картины «Солярис» и «Сталкер». Особую известность получил его автобиографический фильм «Зеркало».

С 1982 года Тарковский работает в Италии на съёмках фильма «Ностальгия». По окончании съёмок в 1984 году режиссёр принял решение не возвращаться в СССР. Последний фильм режиссера был поставлен в Швеции под названием «Жертвоприношение».

Умер режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский в Париже от тяжелой болезни 29 декабря 1986 года. Похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. Его надгробный памятник с надписью «Человеку, который увидел ангела» был позже сделан Эрнстом Неизвестным. Посмертно Андрею Тарковскому была присуждена Ленинская премия.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments