Фигурант №3 из «ленинградского дела»

Фигурант №3 из «ленинградского дела»

Петр Попков (слева) как представитель Ленинграда принимает от Михаила Калинина орден Ленина

«Ленинградское дело» в 1949–1950 годах катком проехалось по тем, кого еще недавно советская пропаганда воспевала как героев, отстоявших «колыбель революции» от фашистов.

Главным его фигурантом был Алексей Кузнецов, которого Сталин одно время прочил себе в преемники как лидера партии. Фигурантом №2 был Николай Вознесенский – заместитель вождя по Совету министров. Но начали «ленинградское дело» раскручивать с Петра Попкова…

Петр Сергеевич Попков родился 23 января 1903 года в селе Колитеве Небыловского района Владимирской губернии. Отец его всю жизнь работал маляром, мать занималась домашним хозяйством. В семье было десять человек, жили бедно, а потому уже в девять лет мальчик забросил приходскую школу и начал батрачить на соседей. В ноябре 1915 года он приехал во Владимир и устроился работать в частную пекарню Чирикова. После Февральской революции Попков стал учеником столяра и, получив соответствующую специальность, работал на заводе «Красный строитель», где в 1925 года вступил в партию. Тогда же он возглавил волостной комитет комсомола и одновременно начал обучаться на рабфаке.

Однако из-за болезни отца материальное положение семьи резко ухудшилось. Чтобы помочь родным, Попков вернулся к работе столяра и лишь в 1928 году сумел поступить на рабфак при Ленинградском педагогическом институте им. Герцена. Оттуда он перевелся в Ленинградский институт инженеров коммунального хозяйства (ЛИИКС), где вновь начал продвигаться по партийной линии. В течение последующих восьми лет Попков последовательно занимал должности секретаря факультетской партячейки, председателя профкома института, члена парткома. После получения диплома он сразу же стал заведующим научно-исследовательским отделом ЛИИКС.

В ноябре 1937 года Петр Сергеевич был избран председателем Ленинского райсовета Ленинграда. Кадровый голод, последовавший за ежовскими чистками, способствовал тому, что и эта ступенька в карьере оказалась не последней. Менее чем через год он начал работать первым заместителем председателя Ленсовета, а в феврале 1939-го сменил переведенного в Москву Алексея Косыгина в должности председателя Ленсовета.

Предшественник Попкова на посту председателя Ленсовета Алексей Косыгин

В неофициальной иерархии ленинградской власти этот пост считался третьим по значению (после первого секретаря обкома и горкома Андрея Жданова и второго секретаря обкома и горкома Алексея Кузнецова), однако формально (да и по существу) именно на Попкове лежала вся ответственность за состояние и нормальное функционирование городского хозяйства.

После начала войны исполком Ленсовета был подчинен Военному совету Ленинградского фронта. Одновременно для принятия оперативных решений из состава исполкома была выделена четверка – сам Попков, его заместитель П. М. Мотылев, Н. А. Манаков, И. А. Андриенко.

Одной из важнейших задач, с которыми Петру Сергеевичу пришлось столкнуться в новой обстановке, стала проблема эвакуации населения и промышленного оборудования.

Эвакуацией жителей занимался специально созданный при Ленсовете отдел. До 11 августа из города было отправлено около 467 648 человек. Кроме того, принудительно были выселены в Сибирь и Среднюю Азию потенциальные «сторонники врага», к числу которых автоматически были отнесены почти все местные жители финского и немецкого происхождения. Однако массовый отток населения из Ленинграда и области с избытком компенсировался притоком беженцев из Прибалтики и оккупированных областей РСФСР.

Что касается материальных ценностей, то их эвакуировали главным образом в Свердловск, Челябинск, Барнаул, Горький.

Всего же к началу сентября 1941 года из Ленинграда было вывезено около 636 тысяч человек, оборудование шести промышленных предприятий, значительная часть фондов Эрмитажа, Русского музея и т. п.

После того как кольцо блокады вокруг города сомкнулось, на первый план вышли вопросы продовольственного снабжения. Подвозить продукты теперь можно было только двумя способами: либо самолетами, либо на судах по Ладожскому озеру. Авиамост даже в десятой степени не мог покрыть потребностей двухмиллионного города, что же касается водного пути, то бурные воды Ладоги почти не использовались для судоходства. Еще при Петре Iвдоль побережья озера были прорыты обводные каналы, по которым суда и попадали в Неву. При этом ни на западном, ни на восточном берегах Ладоги практически не существовало пристаней и портовых сооружений. И все же, несмотря на все трудности, 12 сентября 1941 года в бухту Осиновец прибыли первые две баржи с зерном. Началась навигация по трассе, впоследствии названной Дорогой жизни.

Эвакуация из Ленинграда

Активные действия авиации противника приводили к тому, что лишь немногим кораблям с большим трудом удавалось достигать западного берега Ладоги. На восточном же берегу вблизи Волхова и Гостинополья скопились горы продовольствия, столь необходимого Ленинграду. Для решения этой проблемы 13 октября 1941 года Попков прибыл в Новую Ладогу. Самолеты врага в этот день бомбили речной порт и склады, однако Петр Сергеевич сумел организовать митинг, на котором обратился к собравшимся с простой, но убедительной речью: «Вы знаете, что в Ленинграде норма снижена в третий раз. Рабочие получают четыреста грамм, служащие и дети по двести. Четыреста грамм нашего хлеба – это чуть больше пятисот калорий…

Я ни в чем вас не стараюсь убеждать, но дело обстоит так: если еще несколько дней не будет доставлено через Ладогу зерно, Ленинград не получит ни грамма хлеба. Военный совет фронта, флот, партийный комитет и городской совет поручили мне сказать вам, что сейчас жизнь Ленинграда в ваших руках». Призыв возымел действие. В ближайшие дни часть продуктов с затоваренных складов удалось приготовить к отправке в Ленинград, но ситуация вновь осложнилась с наступлением зимы. Водное сообщение оказалось прерванным.

К счастью, из-за рано наступивших холодов 14 октября установился устойчивый ледяной покров, и 20 ноября на лед Ладожского озера вышел конный обоз, а еще через два дня на едва окрепшем льду появились первые машины. Началась невиданная ранее работа ледовой трассы «Дорога жизни».

Эвакопункт на станции Борисова Грива

19 ноября 1941 года Попков, и ранее курировавший вопросы эвакуации, возглавил специально созданную комиссию. 2 декабря на станции Борисова Грива был организован эвакопункт, на который ежедневно прибывали один-два эшелона с эвакуированными. Тем не менее к 22 января 1942 года по ледовой дороге выехало всего 36 118 человек.

Столь же неутешительно выглядела ситуация со снабжением осажденного города. Количество ежедневно потребляемых ленинградцами продуктов с сентября по ноябрь сократилось с 2100 до 510 тонн в день. Перевозки через Ладогу лишь частично восполняли запасы, сокращавшиеся с катастрофической скоростью. В ноябре – январе часто бывали дни, когда даже при норме пайка в 125–250 г хлеба оставалось лишь на два-три дня.

К продовольственному добавился топливный кризис. В обиход ленинградцев вновь, как и в период Гражданской войны, вошли небольшие печки – буржуйки (на город их приходилось около 135 тысяч).

Отсутствие топлива и электроэнергии срывало своевременную выпечку даже мизерных запасов хлеба. Один из таких случаев произошел в Петроградском районе, где на одном из хлебозаводов замерзли трубы. Чтобы спасти положение, Попкову пришлось мобилизовать около двух тысяч комсомольцев, которые, выстроившись цепочкой к Неве, сумели доставить на предприятие около четырех тысяч ведер воды. Завод возобновил работу, после чего эти же комсомольцы на санках развозили выпеченный хлеб по магазинам.

Английский историк Гаррисон Солсбери писал: «Попков был человеком исключительных способностей, энергии. В Смольном находился мало. Был обычно на заводах, электростанциях, на производственных участках, помогая в решении производственных проблем. Нервный. Вспыльчивый. Не всегда умеющий сохранять внешнее спокойствие».

Понимая, что первым шагом к смерти зачастую являются не только голод и холод, но уныние и одиночество, Попков принимал участие в создании комсомольских и рабочих бытовых отрядов, которые по мере возможностей пытались облегчить страдания ленинградцев. Об их эффективности Петр Сергеевич докладывал на очередном заседании Бюро ВКП(б): «В том же Кировском районе мы имеем такие факты: мать умерла, похоронили. Осталась старуха, у которой остались после дочери двое детей. Старуха больна, встать не может.

Обнаружили, что она лежит и своим телом согревает двух ребят. Им принесли хлеб, вымели комнату, отеплили ее, и старуха и дети ожили. Одну девочку отправили в детдом, другая осталась с бабушкой, и они уже сами вдвоем в состоянии ходить за хлебом. Эту человеческую заботу, внимание со стороны наших организаций нужно крепко поставить. От нее многое зависит… Если всю эту систему хорошо продумать, можно с уверенностью сказать, что результаты мы будем иметь лучшие, чем мы имеем на сегодняшний день, и, кроме спасибо за заботу, за человеческое отношение, нам ничего не скажут».

Очередь за хлебом в блокадном Ленинграде

Захват нашими войсками Тихвина позволил сократить путь, по которому продовольствие доставлялось к восточному побережью Ладожского озера; советская авиация и ПВО сумели более или менее надежно прикрыть Дорогу жизни с воздуха. Движение по ледовой трассе постепенно наладилось, и это дало возможность Ленсовету увеличить топливные и продовольственные резервы.

(Окончание следует… )

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments