3 Марта ушли из жизни

3 Марта ушли из жизни

Роберт Гук
английский ученый, естествоиспытатель и изобретатель
18 июля 1635 — 3 марта 1703
382 года назад 314 лет назад

Роберт Гук появился на свет 18 июля 1635 года на английском острове Уайт, в семье священника местной церкви. Будучи сыном священника, Роберт тем не менее живо интересовался науками. Учился в Вестминстерской школе, где успешно изучал языки, математику, физику. После окончания школы в 1653 году он поступил в Оксфордский университет, где проявил блестящие способности к физике и химии. Впоследствии он стал ассистентом Р.Бойля.

В 1663 году учёный становится членом Лондонского королевского общества. С 1665 года работает профессором в Лондонском университете, а в 1677-1683 – секретарём Лондонского Королевского общества.

Роберт Гук был разносторонним учёным и изобретателем. В 1659 году он построил воздушный насос, в 1660 году совместно с Х.Гюйгенсом Гук установил точные температуры таяния льда и кипения воды. Помимо этого он сконструировал зеркальный телескоп, прибор для измерения силы ветра, машину для деления круга и т.д.

В 1660 году Гук сформулировал закон пропорциональности между силой, приложенной к упругому телу, и его деформацией (закон Гука). Он также дал общую картину движения планет.

Используя усовершенствованный им микроскоп, Гук наблюдал структуру растений и ввёл в научную терминологию понятие «клетка». Эти исследования он описал в своей научной работе «Микрография» в 1665 году. Помимо этого Гук совершил несколько открытий в области акустики, например, продемонстрировал, что высота звука определяется частотой колебаний.

Гук был также талантливым архитектором. По его проектам было построено несколько зданий, главным образом в Лондоне. Последним изобретением Гука был морской барометр.

3 марта 1703 года Роберт Гук, один из самых разносторонне одаренных людей своего времени, скончался в своей квартире в Лондоне.

Николай Никитин
советский архитектор и ученый в области строительных конструкций
15 декабря 1907 — 3 марта 1973
110 лет назад 44 года назад

Талантливый архитектор и учёный в области строительных конструкций, доктор технических наук, профессор – Николай Никитин является автором или принимал непосредственное участие в проектировании конструкций сооружений, ранее не встречавшихся в мировой строительной практике. Но его главным творением в нашей стране стала Останкинская телебашня в Москве.

Николай Васильевич Никитин родился (2) 15 декабря 1907 года в Тобольске. После окончания школы он поступил на строительный факультет Томского технологического института, где впервые познакомился с курсом лекций по технологии железобетона.

По окончании института в 1930 году Никитин распределился в Новосибирск, где был назначен архитектором крайкомхоза. В последующие годы он разработал уникальные конструкции для жилых и общественных зданий города. Уже тогда творческий подход к решению многих инженерных задач отличало нестандартное мышление юного ученого.

В 1932 году Николай Васильевич создал свое первое «высотное» сооружение башенного типа. Он разработал оригинальный проект Крымской ветряной электростанции. Хотя по целому ряду причин до реального сооружения ВЭС дело тогда не дошло, но теоретические особенности расчета и практические разработки данного проекта были в последующем применены в строительстве других сооружений.

С 1937 года Никитин жил и работал в Москве, посвятив себя инженерному творчеству. Особенно силен он был в области строительства фундаментов под уникальные высотные здания и сооружения. Его дебютом в данном направлении было участие в проектировании и строительстве Дворца Советов в Москве.

Во время Великой Отечественной войны Николай Васильевич много работал в создании проектов восстановления эвакуированных на восток фабрик и заводов. А в послевоенные годы он принимал активное участие в строительстве жилых и производственных площадей, применяя новые методы с использованием заводских железобетонных элементов.

Никитин принимал непосредственное участие в проектировании конструкций сооружений, ранее не встречавшихся в мировой строительной практике. При строительстве нового здания МГУ на Ленинских горах, Николай Васильевич предложил нестандартную конструкцию фундаментов, тем самым, увеличивая прочность и долговечность всего сооружения. В последствии, на фундаментах конструкции инженера возведено большинство «высоток» Москвы 1940-1950-х годов, а также здание Дворца культуры и науки в Варшаве.

Его идеи и разработки применялись и в создании ряда других уникальных строений: Центрального стадиона им. В.И.Ленина в Лужниках в Москве, Мемориала В.И.Ленина в Ульяновске, грандиозного монумента «Родина-Мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и целом ряде других объектов.

Но главным творением Никитина стала Останкинская телевизионная башня в Москве, автором проекта которой он являлся. В 1957 году он был назначен главным конструктором Моспроекта и начал заниматься данным проектом, который был принят в 1958 году. После 10 лет напряженной работы, строительство завершилось. На то время это была самая высокая башня в мире.

Будучи талантливым конструктором, Николай Васильевич щедро делился своими знаниями со специалистами, работающими в области строительства высотных сооружений. К нему приезжали за консультациями группы из Японии, Канады, специалисты из разных стран. Сам Никитин принимал активное участие в работе зарубежных конференций и конгрессов, достойно представляя и защищая приоритет советской науки и строительной техники того времени.

Николай Никитин – профессор, доктор технических наук, заслуженный строитель РСФСР, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР. Он был награжден Государственной и Ленинской премиями, орденами, медалями и другими правительственными наградами. Он автор книги «Некоторые соображения по поводу строительства бетонных сооружений».

Умер Николай Васильевич Никитин 3 марта 1973 года в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вера Панова
cоветская писательница, кинодраматург
20 марта 1905 — 3 марта 1973
112 лет назад 44 года назад

Вера Фёдоровна Панова родилась (7) 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону. В раннем возрасте потеряв отца, Панова прожила трудное трудовое детство. Занималась самообразованием, с юности писала стихи. C 17 лет работала в редакции ростовской газеты «Трудовой Дон», затем в других ростовских изданиях.

В 1940 году Панова переехала в Ленинград, откуда после начала войны была эвакуирована в Пермь, где работала в газетах и на радио.

Первую повесть написала в 1945 году — «Семья Пирожковых» (в новой редакции 1959 — «Евдокия»). Во время войны Панова совершила в военно-санитарном поезде несколько рейсов на фронт, впечатления от которых послужили фактической основой повести «Спутники», увидевшей свет в 1946 году (Государственная премия СССР, 1947). В 1947 году выходит ее роман «Кружилиха» о людях крупного уральского завода военных лет, вызвавший оживленную дискуссию.

В последующие годы Панова пишет ряд повестей и романов: «Ясный берег» (1949), «Сентиментальный роман» (1958), «Времена года» (1953). В 1955 году повестью «Сережа» открывается цикл произведений Пановой о детях: «Валя», «Володя», «Мальчик и девочка» и другие.

В середине 1960-х годов писательница обращается к жанру исторической повести. Сюжеты «Сказания об Ольге» и «Сказания о Феодосии» взяты из летописной истории Киевской Руси. В повести «Кто умирает» (1965) описан конец царствования Василия III. В 1966 году появляется цикл исторических повестей «Лики на заре».

Особое место в творчестве Пановой занимает драматургия: «Метелица» (1957), «Проводы белых ночей» (1961), «Еще не вечер» (1965).

На основе авторских инсценировок и сценариев Пановой поставлены фильмы: «Сережа», «Евдокия», «Високосный год», «Поезд милосердия», «Рано утром», «Мальчик и девочка» и другие.

Умерла Вера Фёдоровна Панова 3 марта 1973 года в Ленинграде.

Олег Даль
советский актер театра и кино
25 мая 1941 — 3 марта 1981
76 лет назад 36 лет назад

Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 года в Московской области, в городе Люблино. После школы в 1959 году он поступил в театральное училище имени Щепкина, которое окончил в 1963 году. Затем Даль работал в московском театре «Современник», позже – в театре на Малой Бронной и в Малом театре.

Первую роль в кино актер сыграл еще во время учебы в театральном училище и после окончания был достаточно востребован в кинематографе. Он с блеском играл в фильмах различных жанров, от комедии до высокой трагедии, от классических ролей в пьесах Шекспира и Чехова до ролей в киносказках и приключенческих фильмах.

В 1967 году актер сыграл главную роль в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и «катюша»», поставленного по сценарию Булата Окуджавы, и хотя чиновники от кино ограничили прокат этой картины, со временем она пробилась к зрителю. Гораздо удачнее сложилась судьба другого военного фильма с участием Даля – «Хроника пикирующего бомбардировщика» Наума Бирмана, где артист исполнил одну из центральных ролей.

Встреча с режиссером Надеждой Кошеверовой подарила Далю роли героев-двойников в ее фильмах «Старая, старая сказка» (Солдат и Кукольник) и «Тень» (Ученый и Тень).

Новым этапом в творчестве актера стала совместная работа с Григорием Козинцевым, который пригласил Даля на роль Шута в экранизации «Короля Лира». В числе заметных ролей актера можно также назвать Лаевского из «Плохого хорошего человека», снятого Иосифом Хейфицем, Печорина из телепостановки Анатолия Эфроса «По страницам журнала Печорина», Евгения Крестовского из «Земли Санникова».

Творческим достижением Олега Даля стала роль разведчика Сергея Скорина в телевизионном сериале «Вариант «Омега»», сыгранная с потрясающим драматизмом и психологической достоверностью.

В последних ролях в кино в игре актера намного заметнее склонность к глубокому раскрытию характера героя – к примеру, в фильме Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», поставленному по пьесе А.Вампилова «Утиная охота», который вышел в прокат уже после смерти актера. Роль в этом фильме считается одной из лучших в творчестве Олега Даля.

Одной из самых известных ролей Даля стала роль принца Флоризеля в многосерийном телефильме «Приключения принца Флоризеля», который режиссер Евгений Татарский снял в 1980 году по мотивам произведений Стивенсона.

Умер Олег Даль 3 марта 1981 года во время творческой командировки в Киеве от сердечного приступа, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Ему не было и сорока…

Артур Кестлер
британский писатель и журналист
5 сентября 1905 — 3 марта 1983
112 лет назад 34 года назад

Артур Кёстлер родился 5 сентября 1905 года в Венгрии, в Будапеште. В 1926 году начал карьеру журналиста в немецком издании, поездил по Австрии и Германии. Будучи по происхождению евреем, Кёстлер не смог остаться в Германии, пошедшей по пути фашизма. Сначала он жил во Франции, потом эмигрировал в Британию, где продолжил свои работы.

В 1931 году на дирижабле «Граф Цеппелин» летал к Северному полюсу. Затем решил поездить по Советскому Союзу, где прожил год. Результатом путешествия по СССР стала книга «Слепящая тьма», по которой он больше всего и известен. В ней он рассказывал об эпохе «большого террора» и вызвал неоднозначную реакцию читавших.

Кёстлер стал известен также своей научной теорией о том, что европейские евреи ашкенази произошли не от палестинских евреев, а от хазар приволжского Хазарского каганата, где был распространён иудаизм.

Писал статьи для знаменитой Британики, документальную прозу, а также романы, сделавшие его знаменитым: помимо «Слепящей тьмы», это «Гладиаторы», «Прибытие и отъезд», «Воры в ночи», «Век вожделения».

Кёстлер известен также участием в движении в поддержку эвтаназии. Это не случайно: он сам тяжело болел лейкозом и страдал от болезни Паркинсона.

3 марта 1983 года в Лондоне Артур Кёстлер покончил с собой, приняв снотворное в особо больших дозах.

Иосиф Шкловский
советский астроном, астрофизик, член-корреспондент АН СССР, писатель
1 июля 1916 — 3 марта 1985
101 год назад 32 года назад

Иосиф Самуилович Шкловский родился (18 июня) 1 июля 1916 года в украинском городе Глухове. Байкало-Амурская «железка», Владивостокский университет, МГУ, Государственный астрономический институт им. Штернберга. Таковы внешние вехи…

Везде он замахивался на самые трудные темы. Его работа 1957 года была первым шагом на долгом пути поиска внеземного разума. Кроме этого, талантливый ученый занимался и более традиционной астрономией и даже космической техникой.

Именно Шкловский впервые задумал применить глубокий научный анализ к теме поиска внеземного разума, которую раньше далеко не все ученые вообще считали серьезной. На разрешение загадки жизни в космосе он решил бросить все знания современной физики, биологии и астрономии. И ему пришлось в той или иной степени осваивать все эти дисциплины.

В октябре 1961 года академик Келдыш обратился к ученым: «В будущем году исполнится пять лет со дня запуска первого советского спутника. Эту дату нужно отметить должным образом…». Тут встал Шкловский и объявил, что сможет дописать уже начатую им книгу о возможности существования жизни во Вселенной. Сдать рукопись нужно было к июлю 1962 года. На самом деле он никакой книги еще не начинал, но рассчитывал, что никто из его коллег в столь сжатые сроки ничего написать не успеет. Несмотря на всяческие перипетии, книга «Вселенная, жизнь, разум», ставшая главным трудом Шкловского, появилась в срок. Она выдержала шесть переизданий и каждый раз пополнялась последними данными науки.

Книга переводилась на многие иностранные языки, но особенно Шкловский гордился, что ее издали шрифтом Брайля для слепых.

Всемирный бум «летающих тарелок» Шкловский не принимал как доказательство существования инопланетян. «Скорее всего мы одиноки во Вселенной, или, по крайней мере, в местной системе галактик» – к такому выводу ученый пришел к концу своей жизни. Он был настоящий ученый, а отрицательный результат в науке, как известно, тоже результат.

Впрочем, он всегда добавлял, что первым будет радоваться, если кто-нибудь докажет, что его вывод ошибочен. Увы, при жизни Шкловского этого не произошло.

Умер ученый Иосиф Самуилович Шкловский 3 марта 1985 года в Москве.

А реальность внеземного разума и сегодня остается предметом жарких споров. Но вот парадокс: Шкловский, веривший только в силу науки, со своим скептицизмом породил целое поколение оптимистов, смело берущихся за поиск братьев по разуму.

Наталья Крачковская
советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка России
24 ноября 1938 — 3 марта 2016
79 лет назад 1 год назад

Наталья Крачковская была и остается одной из самых всенародно любимых и популярных советских и российских киноактрис. Сыграв в почти двухстах фильмах, сериалах, киножурналах и спектаклях, она сумела запомниться даже в самых маленьких и незначительных, на первый взгляд, ролях. Её безмерное обаяние, талант и харизма притягивали людей и делали её героинь любимицами народа.

Наталья Леонидовна Крачковская (тогда она носила фамилию Белогорцева) родилась 24 ноября 1938 года в Москве в семье актрисы Московского драматического театра имени А.С. Пушкина Марии Фониной и репрессированного терского казака Леонида Белогорцева, отец которого служил в охране российского императора Николая II. До войны отец Натальи также работал актёром, а в 1941 году, вступил в ряды Красной Армии и дошёл с советскими войсками до Берлина, где и погиб в 1945 году.

Решив пойти по стопам родителей, будущая звезда советского кинематографа сразу после школы подала документы во ВГИК, где набирал курс Владимир Белокуров, и одновременно в историко-архивный институт. Благополучно начав учебу, Наталья попала под машину. Следствием травмы стала временная потеря зрения, и врачи запретили ей продолжать обучение.

Однако, несмотря на протесты медиков, Наталья начала сниматься в кино – с 1959 года сначала в массовках на «Мосфильме», затем в эпизодических ролях. Первой её заметной работой в кино стала роль в картине Владимира Басова «Битва в пути» (1961), а известность и всенародную любовь принесла роль мадам Грицацуевой в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» (1971).

Любопытно, что работая над экранизацией романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова, выдающийся советский режиссёр Леонид Гайдай никак не мог найти актрису на роль «знойной женщины, мечты поэта» – мадам Грицацуевой. По словам кинематографиста, ему была необходима артистка, похожая на супругу звукооператора Крачковского. В тот момент Гайдай не знал, что говорит об актрисе, которая уже имеет опыт работы в кино. Роль мадам Грицацуевой в итоге стала звездной для Крачковской.

Всего на счету актрисы – свыше девяноста сыгранных ролей в кино. Большинство из них, хоть и были второстепенными, оказывались очень запоминающимися. Среди фильмов с её участием, наиболее полюбились зрителям: «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и «Эта веселая планета». Среди других известных фильмов с участием Крачковской: «Будьте моим мужем», «Покровские ворота», «Человек с бульвара Капуцинов», «Чокнутые», «Мастер и Маргарита», «Московские каникулы», «Дети понедельника» и многие другие.

Всего Наталья Леонидовна снялась в ста тридцати пяти фильмах и сериалах (последняя роль – в 2013 году), а ещё она снималась в музыкальных клипах, выпусках киножурналов «Фитиль» и «Ералаш», сыграла в десятках спектаклей, а также принимала участие в озвучивании мультфильмов.

Ещё в 1962 году актриса познакомилась с будущим мужем, звукооператором Владимиром Крачковским, после свадьбы она взяла фамилию мужа. В 1963 году родился их сын – Василий Крачковский, впоследствии пошедший по стопам отца и ставший звукорежиссёром.

В конце февраля 2016 года актрису экстренно госпитализировали в столичную больницу имени Пирогова с острым инфарктом миокарда. Несмотря на благоприятные прогнозы врачей, спустя несколько дней, 3 марта 2016 года, Наталья Леонидовна Крачковская скончалась в московской больнице, ей было 77 лет. Похоронили актрису на Троекуровском кладбище столицы.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments