Великий русский кинематографист, один из основоположников отечественного …

Великий русский кинематографист, один из основоположников отечественного …

Великий русский кинематографист, один из основоположников отечественного звукового кино. Блистательный актёр, режиссёр, педагог.


Леонид Леонидович Оболенский

В кино снимался в 20-30-е годы и с начала 70-х годов. Создал галерею благородных старцев, привнеся в кинематограф высокую культуру, скромную аристократичность, тонкий вкус. Оболенского величали «последним князем кинематографа».

Молодой Эйзенштейн считал его типичным эксцентриком. Высокому, элегантному, спортивному Оболенскому «грозила» лёгкая актёрская судьба, но он обрек себя на бесконечный поиск. Его влекли педагогика, режиссура, он ассистировал Кулешову, Эйзенштейну, ставил фильмы сам, один из которых — “Кирпичики” — стал настоящим киношлягером своего времени, а «Альбидум» был жестоко изрезан и заброшен на полку.

В конце 30-х Оболенский всерьез увлекся проблемой звука в кино. Он едет в Германию для изучения и закупки звукозаписывающей аппаратуры, а затем становится одним из первых звукооператором советского кино, принимает участие в создании картин «Окраина», «Великий утешитель», «Марионетки» .

В июне 1941 года Леонид Оболенский ушёл в ополчение, потом был фронт, плен, концлагерь в Баварии, фашисты, узнав, что перед ними бывший князь, отправили его в церковь, где он несколько лет помогал священнику, побег и приют в монастыре под Бендерами, где ему пришлось постричься в монахи. Так появился инок Лаврентий. Вернувшись после войны домой, Оболенский был сослан в Сибирь, сначала в лагерь, затем на поселение под Минусинском.

В середине 50-х он переехал в Свердловск, где заново прошёл все ступени режиссёрской профессии от ассистента до постановщика. Оболенский увлекся телевидением, создавал научно-популярные и документальные картины, руководил клубами кинолюбителей.

Народный артист России (1991).

В 70-е годы он вновь стал много сниматься как актёр. Заполучить его к себе в фильм из города Миасса, последнего пристанища мастера, почиталось за счастье и честь. За несколько минут экранного времени он мог воскресить целую человеческую жизнь, отразить эпоху, социальный слой, будь то британский миллионер («Чисто английское убийство») или сказочный дедушка («Ореховый хлеб»), таинственный инопланетянин («Молчание доктора Ивенса») или католический епископ («Красное и черное»), зловещий хуторянин («Чужие страсти») или карикатурный барон («Миллион в брачной корзине»). Его постоянно окружала молодёжь, общаясь с которой он не имел право стареть.
В Миасс Оболенского пригласили руководить фотостудией в ДК «Прометей». В этом Доме культуры с ним и прощались осенью 91-го.

Похоронили Леонида Леонидовича на северном кладбище Миасса, написав на могильном деревянном кресте «Инок Лаврентий».

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments