В каком возрасте следует начинать работать, чтобы стать руководителем

В каком возрасте следует начинать работать, чтобы стать руководителем


Эксперты утверждают: молодежь начинает трудовую жизнь намного раньше, чем двадцать лет назад.
Лишь 1% нынешних руководителей начали работать после 25 лет, тогда как 48% — самостоятельно зарабатывали на жизнь в возрасте до 19 лет, а 12% — до 16 лет, выяснили специалисты кадрового агентства «Контакт», опросив в марте 300 руководителей высшего (74%) и среднего (26%) звена крупных российских компаний (см. диаграмму). Три четверти респондентов оказались не старше 40 лет.

Гендиректора Института развития образования ГУ ВШЭ Ирину Абанкину результаты опроса не удивляют. По ее мнению, нынешнее поколение начинает трудовую жизнь еще во время учебы — лет 20 назад далеко не многие совмещали занятия в вузе с работой. Абанкина вспоминает, как корифей кафедры математических методов анализа экономики (ММАЭ) экономического факультета МГУ Ефрем Майминас в конце обучения опрашивал своих студентов на предмет занятости и обустройства своей личной жизни. Если в 70-х годах 10-15% его студентов к моменту выпуска работали, а 60-70% — были замужем или женаты, то в 90-х — лишь 10-15% обустраивали личную жизнь, зато около 90% — работали. По наблюдению Абанкиной, сегодня трудно найти студентов старших курсов, которые не совмещали бы обучение с трудовой деятельностью.

Старт не по специальности
73% руководителей — участников исследования — сегодня не работают в той отрасли, которая стала полем для их профессионального старта, причем большинство (67%) покинули ее уже давно. Главной причиной для раннего начала трудовой деятельности чаще всего (для 45% респондентов) была нехватка денег на жизнь.

Президент компании «Евросеть» Александр Малис поведал «Ведомостям», что, поступив в 1990-м г. на первый курс МАИ, сразу же начал работать — дворником в соседнем дворе. Причина была тривиальной — одной стипендии на жизнь не хватало. Малис сегодня уверен: начинать работать надо так рано, как это только представляется возможным. Иначе, окончив вуз, молодой человек просто не будет понимать чего на самом деле стоит труд и откуда берутся деньги.

Того же мнения придерживается и Руслан Ильясов, который в 1992 г. в тридцатилетнем возрасте стал директором по персоналу завода Coca-Cola в России, а ныне входит в совет директоров банка «Ак барс». Он не имел возможности работать в раннем возрасте, поскольку в 17лет поступил в Военный институт иностранных языков (ныне — Военный университет Министерства обороны), а затем — служил армии. По мнению Ильясова, молодой человек не сможет стать хорошим руководителем, если не начнет карьеру с рядовых работников. Иначе — не сможет понять тех, кем ему предстоит управлять.

Учеба или работа
«В 90-х образование было таким же, как и в 80-е, а та часть жизни, которая относится к работе стала совсем другой,» — убеждена управляющий партнер консалтинговой компании «План “Б” Екатерина Лопухина. Она напоминает, что многие люди в тот период действительно меняли сферу деятельности, уходили в бизнес. Учить их было некому — образование не соответствовало тогда требованиям бизнеса, практика помогала больше, чем теория. “В нулевые вузы изменили программу обучения. Появилось образование, которое опиралось на реальные требования бизнеса,” — считает Лопухина.

По мнению Абанкиной из Института развития образования ВШЭ, необходимость рано начинать трудовую деятельность сегодня сохранилась — работодатели заинтересованы в профильном трудовом стаже выпускников. Абанкина замечает, что именно из-за отсутствия опыта многим молодым людям, окончившим престижные вузы за рубежом, в России потом трудно найти достойную работу.

“Если на последних курсах начать работать по специальности, то по окончании вуза будет что рассказать работодателю о своих практических навыках, — уверена Лопухина. — Если же молодой специалист устраивается на работу в первый раз после окончания вуза, ему предстоит потратить те же 1-2 года на то, чтобы разобраться в работе. Но он на эти 1-2 года отстанет в карьере от своих более оперативных сверстников”.

“По правде сказать, преподавателей во все времена раздражала „занятость“ студентов, — замечает Сергей Пятенко, гендиректор Экономико-правовой школы ФБК. — Педагоги и сейчас считают, что работа мешает усвоению знаний”. Однако, по словам Пятенко, вузы не могут не считаться с необходимостью молодежи работать. Для этого учебные заведения все чаще предлагают различные формы вечернего, заочного и модульного обучения.
здесь

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments