Чат неактивен

Узнал, что в семье русского крестьянина был раздельный бюджет у мужа и жены. Рассказываю, как они всё делили

Обратите внимание на дату издания и издательство: 1914 год и Русское географическое общество

Недавно читая исторический очерк конца 19 века, наткнулся на удивительные подробности о жизни русских крестьян Средней полосы России. Окатывается, в среднестатистической крестьянской семье, не смотря на небогатый, если не сказать аскетичный уклад жизни, бюджет был абсолютно раздельный. Что даже в наше время, согласитесь, практикуется далеко не в каждой семье, где оба хорошо зарабатывают.

Итак, чтобы не быть голословным, давайте обратимся к первоисточнику. Это книга Ольги Семеновой-Тян-Шанской “Жизнь «Ивана». Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний”.

На мой взгляд, это если не научное, то, как минимум, околонаучное произведение, написанное учёным-этнографом, несколько лет изучавшим жизнь русской деревни того периода. В итоге, под именем “Иван” она описывает некий собирательный образ простого русского крестьянина с самого рождения и до cмepти.

Например, такого

Или даже чуть-чуть позажиточней.

Бюджет у мужа и жены в семье был раздельный. Мужу принадлежала вся усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. Жене – посуда, одежда, лен, куры, корова. Овцы – общее имущество, но бывали овцы “собинки” – частное имущество бабы, которое после ее смepтu переходило дочери.

Обратите внимание, что в случае ранней кончины жены её овцы “собинки” отходят её старшей дочке или даже матери. Если та, конечно, добросовестно занималась с внучатами. То есть в любом случае “собинка” не переходит по наследству к живому мужу.

Почему же овцы, в отличие от других домашних животных, были общие? Всё просто. Муж и жена просто делили овечью шерсть между собой:

…весенняя шерсть поступает в дележку бабам, а осенняя мужикам. Овчины с таких овец — собственность мужиков, которые не обязаны снабжать баб теплой одеждой.

Крестьянское подворье

Теперь разберём ситуацию немного подробней.

Что принадлежит мужчине и что он приносит в дом

Мужнина вся усадьба, хлеб, лошади, овцы, весь полевой инвентарь. Муж строит на свои деньги избу, двор, амбар, ригу, покупает лошадь и другую скотину, телегу и прочее. Он покупает и хлеб, крупу, говядину, капусту, соль, керосин («газ»), солому для отопления. Мужик плетет лапти на всю семью. Вьет все веревки. Валенки на всю семью доставляет мужик.

Что принадлежит женщине и что она приносит в дом

Жена покупает посуду (горшки, блюда; чугуны, ложки, скалки, рогачи, вальки, мыло, кадушки). Изготовляет мужу из своего материала варежки, шарфы, кушаки, сукно на поддевку, онучи.

Обратите внимание, что автор прямо таки подчеркивает – из своего материала.

Куры, понятно, всецело принадлежат бабе. Что касается до коровы, то и она считается принадлежностью (не совсем собственностью) жены, хотя такая крупная покупка, как корова, большею частью производится на общие (мужа и жены) средства.

Помимо овечьей шерсти муж и жена также делят между собой лён. Напомню, что одежда в ту пору была по большей части домотканной.

Лен сеет мужик. Берут лен бабы. Волокно поступает бабам, а семя мужику. Бабы всегда норовят «выбрать» лен с зеленцой, когда волокно лучше, а семя еще не поспело. Молотят лён чаще бабы.

При этом на женщине лежит забота о том, чтобы одеть всё семейство. Часто, как мы знаем, довольно многочисленное.

Баба одевает с ног до головы мужа, себя и детей (сапоги, впрочем, муж шьет себе сам на свои деньги), ткет ему веретья. Стан с бердами, самопряха с гребнем и донцем, мялки тоже покупаются на ее деньги. Также и сундук, в который она складывает все свое имущество.

Крестьянка у ткацкого станка

Деньги, заработки

Хорошо, про имущество и обязанности по обеспечению семейного быта мы уже имеем представление. Давайте теперь посмотрим, как обстояло дело непосредственно с деньгами. То есть с их заработком и распределением. Подробности открываются довольно интересные и даже неожиданные. Впрочем, слово автору:

…Ее работа (по найму) делится так: в рабочую пору муж получает плату за женину сдельную работу (у каких-нибудь нанимателей), плата же за ее поденную работу принадлежит ей самой. В некоторых селах, впрочем, в рабочую пору баба работает на мужа и сдельно и поденно. Покос также считается за рабочую пору. Остальное время года женщина работает на себя и сдельно, и поденно.

У мужа и жены постоянная война из-за работы. Мужик, положим, уговаривается скосить и убрать у помещика «из полу» сено. А баба его вдруг «закалянится», отговариваясь каким-нибудь другим домашним делом, и мужик не может взять работу у помещика. Иногда, в самую горячую пору, когда помещик готов заплатить высокую цену за уборку какого-нибудь хлеба, все бабы отказываются идти вязать и предпочитают лежать на печи. «Мне-то что, пропадай его (то есть мужнины) деньги пропадом, не пойду я ему вязать, авось и дома дела много — его же одевать, обувать».

Удивительные факты, согласитесь. Получается, вроде бы исконная патриархальная семья, а по факту деньги у каждого свои.

Крестьянская семья за столом

Ну и на сладкое

Особенно меня почему-то поразило то обстоятельство, что в крестьянской семье процветало воровство. Причем взаимное. Просто в голове не укладывается, если честно.

Бывают и взаимные покражи у супругов — и очень нередко. То муж выкрадет из жениного сундука ее деньги на свою какую-нибудь «нужду» или на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы для того, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или за какой-нибудь ситец. У пьяных мужей жены вытаскивают кошельки из сапога… (в свою очередь, дети воруют у матери яйца и всякую мелочь). Воруют у мужей шерсть.

Выйду замуж и дела пойдут в гору!

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments