Уже не в первый раз высшие руководители военного ведомства и ОПК заводят …

Уже не в первый раз высшие руководители военного ведомства и ОПК заводят …

Уже не в первый раз высшие руководители военного ведомства и ОПК заводят разговор о постройке в России авианосца для ВМФ России. Одной из наиболее интересных «околоавианосных» тем в этой связи является цена подобного корабля. Во сколько российскому флоту обойдется собственный плавучий аэродром, его авиакрыло и эскорт?
Прежде всего, необходимо выбрать собственно проект корабля. Некоторые отправные точки уже есть.

1. Размерения: называется цифра в 80 тысяч тонн стандартного водоизмещения. Это предполагает корабль, несколько уступающий по размерам американским АВ класса «Нимитц» или новейшим «Джеральд Форд», но более крупный, нежели остальные имеющиеся сегодня в мире авианосцы.

2. Самолетовместимость: Численность авиакрыла обозначалась в различных СМИ и выступлениях ответственных лиц как «примерно 60 машин», что в принципе соответствует указанному выше водоизмещению. При необходимости авиакрыло может быть временно увеличено еще на 10-12 летательных аппаратов.

3. Силовая установка: учитывая состояние российского энергетического машиностроения, можно почти со 100% уверенностью предполагать, что новейший российский авианосец будет оснащаться ядерной энергетической установкой. Теоретический багаж и практический опыт российской промышленности в этой сфере вполне достаточны, тогда как попытка оснастить корабль такого размера газовыми турбинами, потребует куда больших затрат на НИОКР.

4. Прототип: когда нужно воспроизвести уже давно созданную вещь, проще и эффективнее всего – найти уже готовое изделие и попытаться адаптировать проект под свои нужды. На роль прототипа для российского авианосца претендуют сразу несколько вариантов кораблей – от разработанного в России проекта, по которому сегодня строится первый собственный авианосец Индии, до собственно новейших американцев.

Первый вариант отвергается сразу – «индийский авианосец» вдвое меньше по водоизмещению, чем нужно для ВМФ России, и его самолетовместимость и дальность плавания недостаточны. Последний вариант исключен по политическим причинам – никто не продаст России полную документацию на американский авианосец, а проект нужен «уже вот-вот».

В результате наиболее реальным и близким по ТТХ проектом является французский корабль проекта PA2, строительство которого должно начаться в 2012 году. Вряд ли Россия сможет купить опять же комплект конструкторской документации, но тесные связи российских и французских кораблестроителей так или иначе позволят информации просочиться. Несколько увеличенный по размерам и как следствие – по самолетовместимости вариант PA2 выглядит вполне реальным.

Стоимость такого корабля составит не менее 200 миллиардов рублей, или около 5 миллиардов евро. Его авиакрыло, насчитывающее по штату 60 машин, будет состоять (предположим) из 24 тяжелых истребителей Т-50К (разрабатываемая корабельная версия Т-50), такого же числа легких машин МиГ-29К (с перспективой замены на легкий истребитель пятого поколения к концу 2020-х годов), 3-4 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (которые еще предстоит разработать в ближайшее десятилетие) и 8-12 вертолетов разных типов.

При необходимости крыло может быть усилено беспилотными аппаратами и/или дополнительными самолетами и вертолетами, но это нас пока не интересует. Цена вышеуказанного набора летательных аппаратов будет приближаться к 150 миллиардам рублей. Итого за корабль с авиагруппой потребуется отдать около 350 миллиардов рублей, что примерно процентов на 20 меньше стоимости новейшего американского АВ.

Еще около 80 миллиардов потребуется, чтобы построить эскорт для будущего авианосца – эсминец нового проекта и 2-3 фрегата. При необходимости в эту структуру можно вписать и другие корабли, но мы пока ведем речь собственно об авианосной ударной группе в составе собственно авианосца, эсминца сопровождения и 2-3 фрегатов.

Итого постройка авианосца и его ввод в строй обойдутся казне примерно в 430 миллиардов рублей, без учета стоимости береговой инфраструктуры. Эта цена в реальности может отличаться в разные стороны, но позволяет представить порядок стоимости такой системы как авианосец. Шесть авианосцев – а такое число называли представители высшего руководства – обойдутся раза в полтора дороже чем сегодняшний военный бюджет. Эти траты в принципе не являются неподъемными, если распределить их по времени. Остается только один вопрос – хватит ли у России политической воли на реализацию этого проекта.

http://rus.ruvr.ru/2011/10/14/58728839.html

Я лично считаю, что увлекаться авианосцами России явно рано. Россия является сухопутной державой, не претендующей на мировое господство в океане, постройка авианесущих групп – расточительность. Никогда в истории Россия не имела океанского флота (даже во времена СССР) способного хоть как то паритетно противостоять флотам Англии и США и никогда не одерживала на море таких блистательных побед, как на суше. Не лучше ли обратить более пристальное внимание на РВСН и космос? Тем более, что у нас там есть реальные перспективы.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments