Уровень инноваций в российской экономике рухнул до минимума за 12 лет

Уровень инноваций в российской экономике рухнул до минимума за 12 лет

Россия продолжает увеличивать технологическое отставание от ведущих экономик мира.

Вопреки майским указам Владимира Путина, с 2012 года доля инновационной продукции у российских промпредприятий не выросла, а упала, а в ряде ключевых отраслей – от машиностроения до химии и металлургии – рухнула до минимума.

Лишь 11,8% российских фабрик и заводов из сегмента обработки производили инновационную продукцию, подсчитали эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

По уровню инноваций российская промышленность находится на предпоследнем месте среди 33 европейских стран. Показатель ниже – лишь у Румынии (6,7%).

От лидеров – Швейцарии и Германии – Россия отстает в 6 раз; от Франции и Швеции – в 5 раз, от Турции, Чехии и Италии – в 4 раза, а от Болгарии и Словакии – вдвое.

В среднем предприятия тратят на инновации не больше 2% от выручки. Приток иностранных инвестиций же рухнул после начала санкционной войны: если в 2012-м году 3,6% от технологических вложений приходило из-за рубежа, то в 2019-м – лишь 0,2%.

Средний уровень инноваций – 11,8% – минимальный с 2011 года, но в отдельных отраслях ситуация близка к катастрофе.

Уровень инновационной активности в машиностроении рухнул с 16,9% в 2008-м году до 12,6% сейчас. Текущее значение – минимальное с 2006 года.

До 12-летнего минимума упала доля инноваций в производстве электрооборудования (20%), автомобилей (20,9%), “прочих транспортных средств” (9,6%), химической продукции (20,4%), в производстве нефтепродуктов (19,6%), пластмасс (9,3%) и в металлургии (17,7%).

Относительно благополучная ситуация в фармацевтике, где доля инноваций подскочила в 1,5 раза за 5 лет (с 22,4% до 34,5%), а также в текстильном производстве (рост с 5,3% до 13,5%).

При этом подавляющая часть формально инновационной продукции в России – это “товары низкого уровня новизны”, отмечают в ВШЭ.

Почти две трети составляют новинки, которые являются таковыми лишь для выпускающих их компаний, а на рынке уже известны. Еще 22% – это усовершенствованные товары, основанные на ранее выпускавшихся.

“Принципиально новая продукция (новая для мирового рынка) занимает не более 1%, исключение составляют организации высокотехнологичных отраслей (4,5%), в частности, занятых в производстве летательных и космических аппаратов (10,4%)”, – говорится исследовании.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments