Умер Лев Дуров

На 84-м году жизни скончался актер театра и кино, театральный режиссер, народный артист СССР Лев Дуров. Дата и место прощания будут названы позже.

7 августа 2015 года появились сообщения, что Лев Дуров был госпитализирован в тяжелом состоянии. На следующий день ему сделали операцию на сердце, Дурову стало лучше, но позже актеру был поставлен диагноз — пневмония. На этой неделе он снова был прооперирован, врачи ввели его в состояние искусственной комы… В ночь на четверг, 20 августа, Лев Дуров скончался.

Несколько лет назад, весной 2009 года, он перенес сердечный приступ; по некоторым данным, это были последствия установки кардиостимулятора годом ранее — актер давно жаловался на проблемы с сердцем.

Лев Дуров родился в декабре 1931 года и в 19 лет поступил в Школу-студию МХАТ.

По его собственному признанию, он старался оправдать кличку, которую ему дали ровесники — «Артист»; из-за нее ходил в детстве в театральную студию в районном Доме пионеров.

После завершения учебы его пригласили в Центральный детский театр (ЦДТ, сейчас РАМТ — Российский академический молодежный театр), где молодой актер познакомился с Анатолием Эфросом. Именно с этим режиссером оказались связаны 30 лет его карьеры на театральной сцене. Дуров перешел с Эфросом в Ленком, а затем и в Театр на малой Бронной, в котором остался на всю жизнь.

Как и для многих актеров советского времени, театр был главным в жизни Льва Дурова. Он играл Тибальта в «Ромео и Джульетте», Яго в «Оттело» — всего около сотни разноплановых спектаклей, от пушкинского «Бориса Годунова» до «Жидов города Питера» по пьесе братьев Стругацких. В конце 70-х Дуров выучился в ГИТИСе на режиссера и сам стал ставить спектакли — именно он принес в свой родной театр фантастов Стругацких (премьера состоялась в 1991 году).

От работы постановщиком в кино Дуров отказывался — он объяснял, что ради одного фильма должен на длительное время покинуть театр. К такому расставанию актер был не готов.

Тем не менее, он много и охотно снимался. Его первые роли были эпизодическими — в середине 50-х он играл то помощника экскаваторщика («Доброе утро», 1954), то помощника комбайнера («Гость с Кубани», 1955). Но после 1961 года, когда Дуров снялся у Михаила Ромма в драме «Девять дней одного года», для него началось совсем другое кино: «Я шагаю по Москве», «Ко мне, Мухтар», «Время, вперед», «Старики-разбойники», «Бумбараш».

Самыми, пожалуй, запоминающимися у Дурова стали роли де Тревиля в экранизации Дюма «Д`Артаньян и три мушкетера», каратиста Сан Саныча в музыкальном истерне Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой» и агент Клаус в «Семнадцати мгновениях весны».

От роли провокатора в знаменитом фильме о Штирлице актер, по его воспоминаниям, сначала хотел отказаться.

«Было противно играть такого мерзавца, доносчика. А потом еще раз перечитал сценарий и подумал: а может, стоит понять, что же это за явление такое — провокатор, попытаться его расшифровать? В театре мне приходилось играть подобные роли, например Яго в “Отелло”, который поставил Анатолий Эфрос», — рассказал он в интервью. Он понял — его Клаус мстил людям за свою несостоятельность.

«Мне многие говорили, что я сыграл правдиво и, наверное, правильно, что Штирлиц моего героя шлепнул вовремя, иначе сколько бы еще невинных людей он погубил», — говорил Дуров.

В обширной — около 250 работ — фильмографии Льва Дурова почти нет главных ролей. Он играл в кино, будто стараясь не уходить из театра слишком уж надолго. Таких актеров, мастеров второго плана, советский кинематограф принимал охотно. Они насыщали каждый кадр своим присутствием, делали показанное на экране реалистичным. Так, как привыкли в театре и как умели — заставляя зрителя поверить в реальность нарисованных декораций, условного реквизита и принятого на себя образа. Одним из них — и одним из самых запоминающихся был Лев Дуров.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments