Чат неактивен

Стукач или добровольный помощник???

Как получилось, что стукачество у нас считается мерзким преступлением?

Всякий, родившийся в СССР, с младенчества усвоил, что нет оскорбления круче, чем “ябеда”. Ябеда – бесспорный враг общества. Ябед ненавидят дети и не уважают воспитатели. Хотя, казалось бы, должны любить своих информаторов. Когда дети подрастут, это будет называться уже другим словом – стукач или доносчик. А это уже – фактически людоед. Но что означает странное слово “ябеда” и откуда оно взялось?

Впервые “ябедник” встречается в Новгородской летописи от 1218 года и означает – чиновник, судья.

В словаре Даля встречается “ябедничать и ябедить” в смысле “клеветать, чернить, возводить напраслину – промышлять ябедой по судам”. Чудесные поговорки приводит Даль: “Ябедника на том свете за язык вешают”, “Бог любит праведника, а черт – ябедника”, “Лучше нищий праведный, чем богач ябедный”.

“Ябеда – это клевета”, – говорит словарь Ушакова.

“Ябеда – вчинание заведомо неправильных исков”, – говорит словарь Брогауза и Ефрона.

Проницательный читатель уже догадался, в чем дело. А для менее наблюдательных поясню: во всех дореволюционных определениях ябедничающим назывался ЛЖЕЦ. Возникает резонный вопрос: в какой же момент слово “ябеда” изменило свое значение и стало означать то, что мы привыкли под ним подразумевать? И что мы привыкли подразумевать? Вот Леночка подбегает к воспитательнице и говорит: “А Колька пластилином измазал занавеску!”

Воспитательница таскает Кольку за ухо, но он возмущен до глубины души вовсе не этим. “Ябеда! – кричит он Леноче, – Ябеда!” И дети понимают. И я понимал. А сейчас вдруг задумался. Вы меня извините, я просто пытаюсь рассуждать вместе с вами. Давайте дадим формулировку, что такое современное слово “ябеда”. Мне приходит в голову только такая: “Ябедничать – сообщать кому следует правду о неком преступлении для восстановления обещественной справедливости”.

Собственно говоря, слово “стучать” и “донести” в современном понимании означает примерно то же самое, что и ябедничать. И ключевое отличие от любых дореволюционных формулировок одно, но решительное: современный ябеда сообщает не клевету, а ПРАВДУ. Ту правду, которую некто желал бы скрыть, поскольку его поступок не легитимен, наказуем. Сообщает ябеда правду для того, чтобы наказать нарушителя и поучаствовать тем самым в восстановлении справедливости. Скажем осторожнее: не абстрактной справедливости (которой наверно и не существует), а той, которая общепринята в данном обществе в данный момент. А для всего прочего у нас есть слово “клевета” – его никто не отменял и оно своего значения не меняло.

Вы следите за мыслью? Мы пока не допустили никаких логических ошибок? Мы с вами с детства ненавидим ябед и стукачей, но при этом утврждаем, что уважаем и правду и справедливость. Как же это в нас уживается? После того, как мы всё назвали своими словами, становится, согласитесь, как-то не по себе. Чувствуется в нашем воспитании некая культурно-моральная трещина, к которой мы так привыкли, что не замечаем. Не замечаем, что одной ногой стоим на одной стороне пропасти, а другой – на противоположной. Попробуем осмотреться.

Пример первый. Наши соотечественники, поработавшие в Европе, а особенно в США, поражены, насколько там принято стучать. Стучат все. Автолюбитель на автобане готов тут же позвонить в полицию и сообщить ваш номер, увидев, как вы выкинули на обочину фантик или превысили скорость. Подчиненные докладывают начальству о прогулах коллег. Сотрудники доносят друг другу о неполиткорнектных высказываниях, оброненных кем-то… В США очень почетно являться “добровольным помощником полиции” – человеком, который считает своим гражданским долгом регулярно информировать полицию о том, что видит нехорошего на своей улице и среди своих соседей. Ужас! Выходит, у них как-то все совсем по-другому? Какая-то иная психология? Как так можно жить?

А вот другой пример. Тоже чуждая нам психология, но в другую сторону:

В далеких 90-х, в эпоху первых чеченских войн, мой школьный товарищ рассказал мне историю, услышанную им от кого-то или прочитанную где-то. В Чечне, мол, обычаи таковы, что если ты выглянул из избы и видишь, как вор крадет у твоего соседа коня, то сообщить об этом соседу – это очень, очень некрасивый поступок. Надо сделать вид, что ничего не заметил. Такой народ, такие обычаи. Дикость этой истории произвела на меня глубокое впечатлениие. Хотя сегодня у меня есть веские основания подозревать, что эта страшная сказка – плод первой ксенофобии 90-хх, уж очень она плохо вписывается в культуру Кавказа. Но дело не в этом. Для нашего разговора не имеет никакого значения, любопытно само предположение: допустим, где-то (в Африке, в Хоббитании, на Сириусе) существует деревня, где сообщить родному соседу о том, что его обворовывает какой-то незнакомый тип – большой позор, стукачество, ябедничество и общественное порицание. Вопрос: как мы с вами должны относиться к такой деревне и таким обычаям? Мы готовы согласиться с тем, что это – мерзкое стукачество?

Вот тут-то и начинается самое интересное. Потому что моральная пропасть, пролегающая через наше воспитание, оказывается бездонной. Выходит, не любое стукачество – это стукачество, и не любой донос – донос? Что, в принципе, логично, поскольку сообщить “правду для торжества справедливости” – по сути своей благородное дело. Тогда давайте попытаемся нащупать критерий. Что же является признаком стукачества, доноса и ябеды?

Чтобы понять это, я попросил друзей в интернете дать свое определение слову “ябеда”, “стукач” и “доносчик”. И по большому счету все определения получились похожими. По крайней мере, практически никто не сказал, что ябедничать – это клеветать, но все в целом подразумевали, что ябедничать – плохо. У каждого были свои вариациями, которые подчеркивали гнусность явления. Эти вариации хотелось бы рассмотреть, может в какой-то из них и кроется критерий?

1) Это мерзкий поступок потому, что производится тайно, исподтишка. А так ли это? Мы привыкли с детского сада, что “Колька мажет пластилином занавески” может быть сказано и на ухо воспитательнице, и вслух при всей группе, но все равно сказавший – ябеда. И если вы в метро нажали кнопку громкой связи с машинистом чтобы сообщить о карманнике, который обшаривает пьяного, то вы для него все равно стукач – сообщили ли вы это на весь вагон или попытались нашептать тайно. У кого остались сомнения – давайте вернемся в нашу деревню на Сириусе. Итак, у вашего соседа крадут коня. Но вы не имеете возможности высказать вору личное “фе” или разбудить соседа при нем.
Почему? Не важно. Допустим, у вора пулемет (а у соседа два), а у вас ничего такого нет, и вы вообще вскочили с постели в одних подштанниках. А может, сосед живет за горой, а вы смотрели на звезды в телескоп и случайно увидели, что делается в его дворе. И тогда вы звоните соседу по мобильнику – незаметно для вора. Теперь отвечайте: это – стукачество? Донос? Ябедничанье?

2) Это недостойный поступок потому, что производится ради личной выгоды: занять чужое место, сыскать благорасположение. Так ли это? А как быть со стукачеством в лице германского автомобилиста, который закладывает полиции нарушителя? Выгоды от этого ему явно никакой. Или он не стукач в нашем понимании?

3) Это трусливый поступок, потому что ябеда просит для себя (или не для себя) защиты у сильных, поскольку сам решить проблему не в силах. Не очень понятно, почему это плохо. В конце концов, для того и выдуманы специально обученые лица, чтобы решать проблемы вместо своих граждан. Кроме того, не всегда имеется возможность решить проблему самостоятельно, особенно в рамках современной цивилизации. Кулаками, бензопилой и хамским голосом еще можно прогнать ворующего лампочки в подъезде, но нельзя отобрать лицензию у продуктового магазина, повадившегося сбывать просроченные товары со свалки, или запретить пьяному два года садиться за руль.

Давайте тогда рассмотрим третий пример.

Допустим, у вас в интернете есть любимый форум. Большой форум, несколько тысяч человек. Он посвящен… да какая разница? Породе вашей собачки. Или вашей любимой игре. Вы фактически живете на этом форуме 3 года. И все прочие обитатели вам давно родные. Три раза в год вы собираетесь на тусовки форумчан. К вам приезжают гости из других городов и вы ездите к ним в гости. И даже со своей женой/мужем вы когда-то познакомились именно здесь. Короче говоря, это ваш любимый мир. И вдруг вы заходите на форум и видите объявление какого-то забежавшего козла: “Это не спам, это деловое предложение! Жми сюда и выиграй 100000$ в онлайн-казино!”. Или “вы все лохи и ублюдки, ваш форум – кал!” Или “сдохни сука драная, лучшеб тибе не рождатцо” в ответ на письмо местной девочки, что у нее день рождения, и она на минутку отошла от праздничного стола поделиться счастьем. А рядом, как водится, кнопка “пожаловаться модератору”. Это – тайная кнопка, козел никогда не узнает, кто настучал. Зато это будет знать модератор, возможно, начнет вас больше уважать, а со временем даст модераторские полномочия или иные привелегии. При том вы прекрасно понимаете, что сами не в силах удалить эту грязь (пока не вернулась именинница) и наказать козла (например, закрыв ему доступ сюда). Как видим, все условия “мерзкого” поступка соблюдены. Вы все еще готовы нажать кнопку? Если да – вы же, выходит, стукач? Доносчик? Ябеда? Нет? Уже нет? В интернете уже нет, а на улице – еще да?

Вот тут мы и нащупали заветный критерий. Безусловно, стучать и ябедничать – это сообщать правду в целях восстановления справедливости. Но не любой справедливости, а – чуждой нам. Если вы сообщили на партсобрании завода, что вчера Петров рассказывал в курилке политические анекдоты – то вы сказали правду ради справедливости, четко прописанной в УК. И Петров совершенно справедливо сядет на десять лет за антисоветскую агитацию. И для всех тех, кто считает справедливым действующий УК – вы непримеримый борец за правду и светлое будущее. А для тех, кто этот УК люто ненавидит, – вы стукач, гнида и ябеда.

И тогда становится понятно, кто такой “добровольный помощник полиции” в США – это человек, который считает свою улицу своим домом, где не позволит посторонним выкидывать фантики и разрисовывать заборы. И становится понятна психология сотрудника, который докладывает начальству о чьих-то прогулах. Для него фирма – родной дом, а прогульщик – человек, разрушающий дом. Так бабушка у подъезда готова рассказать вернувшейся с работы женщине, что нерадивая нянька бросила ее ребенка возле дома голодного, а сама уходила на полдня в кино. Потому что это – ее родная соседка, а что касается няньки – гнать такую няньку от дома подальше.

Из всех определений ябеды и стукача, что мне сообщили в интернете, больше всего запомнился ответ Спейса: “это человек, ставящий вертикальные отношения выше горизонтальных”…

Возникает вопрос: а как так получилось, что в России стукачество и ябедничество традиционно считается самым мерзким преступлением? Ответ прост: в России всегда и во все времена ненавидели власть. В Древнем Риме – гордились властью. Американцы – обожают историю своей власти. Немцы – ценят “ордунг”. А в России власть традиционно ненавидят. В России не было ни одного царя, президента или генсека, о котором после смерти не начинали всенародно говорить те жуткие гадости, которые боялись сказать о нем при его жизни. В России власть всегда была народу НЕ РОДНАЯ. Любые вертикальные отношения в России принято считать заведомо преступными, потому что они всегда наносят вред горизонтальным. И в царскую эпоху, и при социализме, и сегодня. Ведь только на Руси есть поговорка “от тюрьмы не зарекайся” – лаконичный диагноз беспредела. У кого-то полицию любят и уважают, а у нас ментов – ненавидят. Для кого-то полицейский друг и защитник, а для нас мент – враг и бандюга. Ябедничать?

За минувшую сотню лет у нас половина страны успела отсидеть в тюрьмах и лагерях. Причем большинство – по доносу. Как им любить доносчиков? А остальные – те, что успели вдоволь пообщаться с отсидевшими и усвоить моральные законы, принесенные из-за колючей проволоки, – за что им уважать стукачей? Как их детям и внукам не сделать слово “ябеда” самым страшным ругательством в саду? Последний штрих, подтверждающий правоту нашей догадки: а ведь даже на зоне не всякий стукач – стукач. Стукач только тот, кто сообщает правду “вертикально”. Если ты заметил, что в твой родной хате пока все спали какой-то сучонок принялся крысятничать, разве по всем понятиям это будет в натуре стукачеством, заложить гада однокамерникам, справедливым авторитетам? Вот такая у нас треснутая мораль, так мы с ней и живем.

Я честно скажу – ничего не утверждаю, ни за что не агитирую. И мне самому было страшно заглянуть в ту моральную пропасть, к которой мы привыкли с детства. Я сам воспитан ненавидеть стукачей, и ничего мне уже с этим воспитанием не поделать до конца жизни. Мне отвратительны американцы, стучащие начальству на коллег, и немцы, доносящие полиции о том, кто как едет рядом по автобану. Но есть факт, который отрицать нельзя: чем роднее гражданину власть своей страны, тем больше у него желания считать страну своим домом, а прочих сограждан – своей семьей, и тем чаще у него возникает абсолютно искреннее желание сообщить власти правду о замеченных мерзавцах, которые в родном доме вздумали гадить. И семья сограждан не осудит такого человека, не назовет его ни ябедой, ни стукачом. Если ваш дядя – шериф, ваш отец – начальник автобана, и сами вы строили этот автобан своими руками, не будет стукачеством сообщить, чтоб оштрафовали приезжего козла. Если вы с братом организовали фирму, десять лет работали без сна и еды, пока вышли на приличный уровень, и вот какой-то нанятый вчера сисадмин третий день прогуливает работу, а сервера в бухгалтерии лежат… разве стукачеством будет сообщить брату, заведующему кадрами?

И что самое печальное: ведь понятно, что в здоровом и справедливом обществе вертикальные связи должны быть крепче горизонтальных. Да и какие горизонтальные связи могут быть с людьми, нарушающими общественный закон? И чисто теоретически, Россия должна когда-нибудь подняться до той же организации социума, как в Германии и США. И тогда стучать на дорогах и сообщать начальству о прогулах станет так же просто и естественно, как сообщить соседу, что у него крадут коня, или модератору, что на форуме завелся чужой. Вот ведь удивительно выходит, правда?

здесь

0 0 vote
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией
Запись опубликована в Без рубрики. Закладка ссылка.
Subscribe
Уведомлять
47 комментариев
самые старые
самые новые наиболее популярные
Inline Feedbacks
View all comments
jon_silver
8 лет назад

Хорошая статья. Но я нашел в ней две манипуляции: 1. Поговорка “от тюрьмы и от казны” – имеет совсем иное значение, не в плане беспредела, а в плане случая. Точное значение: в жизни все возможно. Пословица указана в книге “Пословицы и поговорки русского народа” В.И. Даля (1853) (раздел – “Напутное”) – “От сумы да от тюрьмы никто не отрекайся” Буквально, пословица значит, что никто не застрахован от того, чтобы попасть в тюрьму или от обнищания. Слово сума в данном случае означает бродяжничание. Бродяги ходят с сумой, в которой они носят с собой все свое имущество. 2. Автор опускает отношение тех… Дальше »

Chur
8 лет назад

“jon_silver”:Так что же получается? При Сталине просто эффективно работали три ветви власти? .jpg Очень эффективно работали. После прихода к власти И.В. Сталина, уже в 1926 году, законодательной властью была принята печально известная 58-я статья. 27 мая 1935 года по указанию Сталина руководство НКВД СССР издало приказ №00192 об организации «троек». Приказ означал, что теперь сажать людей можно без суда и следствия. В тройку входили три лица, во главе с первым секретарем обкома партии, затем начальник управления областного НКВД, и прокурор. «Тройки» могли принимать решения о ссылке, высылке из СССР и заключении в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет. Сразу,… Дальше »

jon_silver
8 лет назад

Хочу поделиться с вами интересной, на мой взгляд информацией, касаемой сталинских репрессий 1930-1953 годы, основанной на изучении архива и исследований известных российских историков:
http://stalinism.narod.ru/docs/repress/repress.htm

8 лет назад

Хорошая статья. Заставила немного поработать мозги. И прямом, и в переносном…

jon_silver
8 лет назад

Раз кому-то стало интересно, могу предложить еще одну статью, которая практически полностью совпадает с моими собственными взглядами на эту проблему. Статья объективна, описывает реалии того времени, дает оценку ситуации. Мне лично было интересно читать. Надеюсь, вам тоже будет интересно. МИФ О СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЯХ Способность человека выживать и процветать в окружающем мире напрямую зависит от его памяти, а память – результат жизненного опыта. Человек или народ, потерявший доступ к своей памяти, опасно болен. Он как малый ребёнок не обладает жизненным опытом и не отдаёт себе отчёта в том, к каким последствиям могут привести его действия. Таким образом, утрата исторической памяти –… Дальше »

jon_silver
8 лет назад

ии» – ложь. В первой части статьи было доказано, что «многомиллионные репрессии», в которых Хрущёв обвинял лично Сталина, а «архитекторы перестройки» – Коммунистическую партию – ложь, не имеющая ни малейших доказательств. Ещё раз остановлюсь на том, что приведенные в части первой факты и рассуждения никто никогда не смог опровергнуть и даже сказать что-либо вразумительное по существу дела. Походя формируется тезис, что «все лучшие люди России были уничтожены в период репрессий, а потом в Войну, и Россия не имеет никакого шанса на спасение» – всё это полная чушь и манипуляции бесчестных людей, имеющие явно выраженную цель – лишить русский народ присутствия… Дальше »

Chur
8 лет назад

“jon_silver”:Хочу поделиться с вами интересной, на мой взгляд информацией, касаемой сталинских репрессий 1930-1953 годы, основанной на изучении архива и исследований известных российских историков: http://stalinism.narod.ru/docs/repress/repress.htm .jpg 1 февраля 1954 г. Секретарю ЦК КПСС товарищу Хрущеву Н.С. “В связи с поступающими в ЦК КПСС сигналами от ряда лиц о незаконном осуждении за контрреволюционные преступления в прошлые годы Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами и в соответствии с вашим указанием о необходимости пересмотреть дела на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления и ныне содержащихся в лагерях и тюрьмах, докладываем: за время с 1921 года по настоящее время за… Дальше »

jon_silver
8 лет назад

1 февраля 1954 г. Секретарю ЦК КПСС товарищу Хрущеву Н.С. “В связи с поступающими в ЦК КПСС сигналами от ряда лиц о незаконном осуждении за контрреволюционные преступления в прошлые годы Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием, Военной коллегией, судами и военными трибуналами и в соответствии с вашим указанием о необходимости пересмотреть дела на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления и ныне содержащихся в лагерях и тюрьмах, докладываем: за время с 1921 года по настоящее время за контрреволюционные преступления было осуждено 3.777.380 человек, в том числе к ВМН – 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет… Дальше »

Chur
8 лет назад


Не только Сим, но и известный нам посёлок Чёрное Плёсо был местом, куда ссылали репрессированных.

Chur
8 лет назад

“Давно меня тревожила мысль о посещении такого интересного места, как Чёрное Плёсо. Удивительное место! Обычно я не в восторге от разрушенных поселений, но место очень красивое. Посреди развалившихся домов стоит большая скала, посередине течет речка, с чудом сохранившимся мостом. Вся ложбина залита заходящим солнцем, горы окружены хвойным лесом. Сам поселок – это бывшее поселение для репрессированных и раскулаченных. От него уже мало что осталось – весь народ при первой же возможности, естественно, разбежался. Уже в начале 90-х осталось всего несколько обитаемых домов, да и то тех, кому уже было некуда и незачем. Причем последняя «запись» на кладбище – 1996 года.… Дальше »

jon_silver
8 лет назад

Поселок Черный Плёс образован в 1932 году, как поселок лесорубов. Основное население – раскулаченные крестьяне. Примерно тот же состав жителей был в поселке Казамаш. К 1970 году поселок насчитывал 285 жителей. Черный Плёс имел свой клуб (который я еще помню), библиотеку, столовую, почту, детский сад, дизель-генератор, имелась проводная связь. С уменьшением лесных запасов население поселка стало уменьшаться и к 1990 году составило 75 человек – именно это явилось причиной оттока населения из поселка. К концу 90х годов поселок прекратил свое существование. Население переехало в основном в Сим, часть в п. Сухую Атю. Помню единственного дела году так в 1999, жившего… Дальше »

Epsilon
8 лет назад

Если люди ушли из этого места, значит это место не нужно было тем людям, кто там жил. Чего переживать ? В итоге все остались счастливы.
Да, затерянный в лесах посёлочек – это интересно, в некотором роде даже красиво и загадочно. В наше время никто не мешает самому организовать такой посёлок, уехать куда-то и жить. Но люди этого не делают. Почему ? Потому что не хотят.

А вы бы отважились жить там ? Или для этого нужна хорошая финансовая подачка от государства или, скажем, принудительная ссылка ?

gennadii17
8 лет назад

Лично, знаю такого человека,который мечтает и грезит уехать туда жить.Но ему сейчас 35,живёт на Севере,всё понятно ,тоска по родине,природе, самое время мечтать и фантазировать,думаю у многих в таком возрасте,в том числе и у меня, в голове бродили идеи.Этакий небольшой особнячок,недалеко от города,но при этом находится он в лесу,с хорошим подъездом,и конечно же с собственным прудом и рыбой,огорожен прозрачным, но в то же время массивным забором,по участку ели и поляны….красота.Было даже определённое,конкретное место,до сих пор удивляюсь,почему это место не видят другие.Но…для этого нужно быть либо вором ,либо крупным предпринимателем,чтобы всё это содержать.Это первое.А второе,есть существенная разница, побывать там скажем ,на том… Дальше »

Epsilon
8 лет назад

“gennadii17”:
Лично, знаю такого человека,который мечтает и грезит уехать туда жить.

Я тоже знаю пару человек в Уфе, кому надоела вся эта суматоха с соседями в многоэтажке, вечной гарью в воздухе и прочими “прелестями” жизни большого города.

На самом деле нет особых проблем в том, чтобы построить свой капитальный дом с удобствами недалеко от города в пределах 10-15 минут езды на машине. И многие именно такие дома и строят. Это обходится по уфимским меркам примерно в 2 раза дешевле “вторушки-сорокапятки”.
Но по симским меркам действительно, дороговато.

Chur
8 лет назад

“jon_silver”:Только не понятно откуда получилась у Вас цифра 4060306 человек? Эта цифра – итог таблицы “Число осужденных за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления”. Таблица в рекомендованных Вами материалах. В это число “политических” осужденных не вошли пострадавшие от ранних репрессий советской власти, относящиеся к 1917–1918 гг. и эпохе Гражданской войны. К сожалению, даже масштабы этих репрессий пока не установлены. В этот период нередко имели место массовые бессудные расправы с «классовыми врагами», что, естественно, никак не фиксировалось в документах. Цифры, называемые в литературе, колеблются от 50–100 тысяч до более миллиона человек. Надо ещё учесть другую массовую категорию репрессированных по политическим… Дальше »

Chur
8 лет назад


В посёлке Чёрное Плёсо жил известный, талантливый, с незаурядными организаторскими способностями, наш земляк – почётный гражданин Сима Пузиков Григорий Михайлович.

“Родился Григорий Михайлович 4.03.1927 года, в селе Крым-Сарай Ютазинского района Татарской АССР. В 1934 году семья Пузикова Г.М. была выслана в посёлок Чёрный Плёс. С 1941 года Пузиков Г.М., то есть с 14-ти лет, стал работником лесной промышленности Ашинского района…”

http://www.gorod-asha.ru/?site=encyclop … &t=puzikov

Выше я уже писал, что дети (внуки) репрессированных тоже шли в ссылку (и без какого-либо учёта). Вот Вам наглядный пример сталинских репрессий.

Chur
8 лет назад

“jon_silver”:
Посёлок Черный Плёс образован в 1932 году, как поселок лесорубов…


“…посёлок Чёрный Плёс в окрестностях Сима (этот поселок Твердышев и Мясников построили в 1760 г., там жили и работали углежоги)…”

См. историю города Сим: https://sim-portal.ru/stories/story139.html

Lapteva
8 лет назад

Посёлок Чёрное плёсо выполнил свою функцию (ссылка репрессированных) и перестал существовать. Ускорило дело отсутствие нормальной дороги,электричества,действующего производства. Всё! :-(

gennadii17
8 лет назад

“VAM”:По теме. В подавляющем большинстве мы не желаем сообщать о нарушениях закона, порядка Почему ? Если ответить кратко,одной фразой….слабая гражданская позиция…. В неё входит: 1.Элементарная лень. 2.Сразу после увиденного в голове:”А оно мне надо” 3.В той же голове:”Да даже если я сообщу,ничего ж не изменится-всё ж коррумпировано” 4.В той же голове:”Не мои проблемы-сами разберутся” 5.Наше воспитание,из которого выходит,что даже если и абсолютно никто не увидит о том что ты сообщил, внутри, ты как бы будешь чувствовать что ты нехорошо поступаешь.А для того чтобы мы поступали правильно, нужна пропаганда!начиная с яслей,и пройдёт немало времени………. а где она ? В”ящике”? там в… Дальше »

Chur
8 лет назад

“VAM”:Только тема не о Черном плесе и жертвах сталинизма. .jpg Разве? Всё в теме. Репрессии в сталинский период были неразрывно связаны со стукачеством. И не просто стукачеством, а со стукачеством возведённым в закон. Иосиф Виссарионович Сталин породил целую армию стукачей. Он всей силой государства заставлял людей стучать. Смотрим всю ту же печально известную статью 58 УК РСФСР. Редакция 1926 года: 58.12…Недонесение о достоверно известных предстоящих и совершенных преступлениях, предусмотренных статьями 58.2 – 58.10 настоящего Кодекса, – лишение свободы на срок до одного года. Редакция 1934 года: 58-12. Недонесение о достоверно известном, готовящемся или совершенном контрреволюционном преступлении: от 6 месяцев лишения… Дальше »

jon_silver
8 лет назад

“Epsilon”:Если люди ушли из этого места, значит это место не нужно было тем людям, кто там жил. Чего переживать ? В итоге все остались счастливы. Да, затерянный в лесах посёлочек – это интересно, в некотором роде даже красиво и загадочно. В наше время никто не мешает самому организовать такой посёлок, уехать куда-то и жить. Но люди этого не делают. Почему ? Потому что не хотят. А вы бы отважились жить там ? Или для этого нужна хорошая финансовая подачка от государства или, скажем, принудительная ссылка ? Вообще сейчас Черный Плес можно назвать поселком, т.к. в нем образовалось довольно много жилых… Дальше »

jon_silver
8 лет назад

“jon_silver”:
Посёлок Черный Плёс образован в 1932 году, как поселок лесорубов…


“…посёлок Чёрный Плёс в окрестностях Сима (этот поселок Твердышев и Мясников построили в 1760 г., там жили и работали углежоги)…”

См. историю города Сим: https://sim-portal.ru/stories/story139.html

Вячеслав, на самом деле свое утверждение я взял не с потолка. Информацию об основании Черного Плеса я взял из энциклопедии Ашинского Муниципального Района, 2007г. Редактор Б.Г. Гусенков.
Хотя вполне вероятно, что ранее на месте Черного Плеса находился поселок углежогов. Например в Сплавном заготовление угля происходило точно. Даже теперь в лесу можно встретить под слоем почвы остатки древесного угля.

jon_silver
8 лет назад

“VAM”:Вопрос в том как мы, современники, относимся к данному девству. Будем ли мы помогать устранять нарушения правопорядка? Или продемонстрируем свое безразличие к своей стране, городу, к месту где работаем и т.д., находя “убедительные” аргументы в оправдание своему бездействию, при этом относя себя к добропорядочным гражданам. Давайте сначала ответим на простой житейский вопрос: моргание фарами, предупреждающими о том, что на дороге стоит патруль ГИБДД (кстати это не только в Росси происходит, в Англии был целый судебный процесс по этому поводу, сигнальщик был оправдан). Хорошо это или плохо? Мое мнение, что простой обыватель не отождествляет себя с властью, ровно как и власть… Дальше »

jon_silver
8 лет назад

Кроме жертв политического террора, были еще миллионы людей, осужденных за разные незначительные «уголовные» преступления и дисциплинарные проступки. Традиционно их не считают жертвами политических репрессий, хотя многие репрессивные кампании, которые проводились силами милиции, имели явно политическую подоплеку. Судили за нарушение паспортного режима, за бродяжничество, за «самовольный уход» с места работы (перемену места работы); за опоздание, прогул или самовольную отлучку с работы; за нарушение дисциплины и самовольный уход учащихся из фабричных и железнодорожных училищ; за «дезертирство» с военных предприятий; за уклонение от мобилизации для работы на производстве, на строительстве или в сельском хозяйстве, и т.д., и т.п. Наказания при этом, как правило,… Дальше »

gennadii17
8 лет назад

“VAM”:Вопрос в том как мы, современники, относимся к данному девству. Будем ли мы помогать устранять нарушения правопорядка? Или продемонстрируем свое безразличие к своей стране, городу, к месту где работаем и т.д., находя “убедительные” аргументы в оправдание своему бездействию, при этом относя себя к добропорядочным гражданам. Полагаю вот тут то и нужна “жесткая рука 37”-почему ? да потому что всё “жиждется”на……страхе,да да на нём голубчике. И совсем не обязательна “копия поведения” тех времён,кстати ещё действительно много непонятного и вообще я на стороне Ивана-хоть и не знаток истории,но интуитивно подозревая,что есть преувеличения,верить бумагам и тому что написано(прошу глубочайшего прощения ,но на заборе…..а… Дальше »

Chur
8 лет назад

“Chur”: Кроме жертв политического террора, были еще миллионы людей, осужденных за разные незначительные «уголовные» преступления и дисциплинарные проступки. Традиционно их не считают жертвами политических репрессий, хотя многие репрессивные кампании, которые проводились силами милиции, имели явно политическую подоплеку… Вячеслав, в вашей статье смешано куча фактов, не относящихся к репрессиям. Давайте будем либо рассматривать преступления Советской власти начиная с 1917 года, либо преступления сталинизма. Красный террор не имеет отношения к Сталину, а наказания военного времени (прогулы и т.п.) нельзя приравнивать к законам мирного времени. Репре́ссии (лат. repressio — подавление, угнетение) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами, государством. Политические репрессии, согласно Закону… Дальше »

Chur
8 лет назад

“VAM”:
…и вообще я на стороне Ивана-хоть и не знаток истории,но интуитивно подозревая,что есть преувеличения,верить бумагам и тому что написано(прошу глубочайшего прощения ,но на заборе…..а на самом деле…..)…


Геннадий, обижаешь. Бумагам не веришь, а на стороне Ивана. Так Иван эти бумаги копирует из Сети и, не тратя много времени, вывешивает целыми портянками в своих постах. А я скрупулёзно читаю, разбираюсь, пишу о наших земляках, о жителях посёлка Чёрного Плёса, о конкретных людях, которые пострадали в годы сталинских репрессий. Что же получается: бумагам ты веришь, а своим глазам – нет?

Chur
8 лет назад

“VAM”:…Возможно этот случай,здесь тоже будет уместен.Работая на Севере был у нас ,да и сейчас работает,один очень верующий человек. А вера у него была не понятно какая(по моему протестанская)вобщем книги он в перерывах читал постоянно американские.При беседах он склонял меня на свою сторону(аргументы ад и рай).И однажды я сказал ему:А вот если я верую в Бога,но тихо,никуда не хожу,не афиширую,никому плохого не делаю. Позия его была примерно такой.НЕТ! Или в ад или с нами.Во как………… А я подрабатывал вахтовым методом в Москве. И мне попался напарник из “Свидетелей Иеговы”. В свободное от работы время я штудировал библию и обсуждал её с… Дальше »

gennadii17
8 лет назад

Вячеслав,дорогой,кого то обидеть,это как говорится не в моём амплуа. Я всего лишь высказываю свои мысли,пусть они где то и неверные,но это мои мысли,мои!(по моему такого права ещё никто не отменял) что Вы,что Иван, что я-берём познания….сами знаете откуда,(ну физически не можем мы всё видеть своими глазами)но при этом у каждого своя позиция,своя точка зрения.а также не в моём амплуа,вести диалог,брыжжа слюной,отстаивая свою точку зрения.А то что пишите о земляках-похвально.А также есть предложение поднять руку вверх,затем резко опустить её,забыв при этом возможно некорректные фразы “gennadii17”:(прошу глубочайшего прощения ,но на заборе…..а на самом деле…..)“Chur”: Что же получается: бумагам ты веришь, а своим… Дальше »

Epsilon
8 лет назад

“Epsilon”:Если люди ушли из этого места, значит это место не нужно было тем людям, кто там жил. Чего переживать ? В итоге все остались счастливы. Да, затерянный в лесах посёлочек – это интересно, в некотором роде даже красиво и загадочно. В наше время никто не мешает самому организовать такой посёлок, уехать куда-то и жить. Но люди этого не делают. Почему ? Потому что не хотят. А вы бы отважились жить там ? Или для этого нужна хорошая финансовая подачка от государства или, скажем, принудительная ссылка ? Вообще сейчас Черный Плес можно назвать поселком, т.к. в нем образовалось довольно много жилых… Дальше »

Epsilon
8 лет назад

“VAM”:Вопрос в том как мы, современники, относимся к данному девству. Будем ли мы помогать устранять нарушения правопорядка? Или продемонстрируем свое безразличие к своей стране, городу, к месту где работаем и т.д., находя “убедительные” аргументы в оправдание своему бездействию, при этом относя себя к добропорядочным гражданам. Давайте сначала ответим на простой житейский вопрос: моргание фарами, предупреждающими о том, что на дороге стоит патруль ГИБДД (кстати это не только в Росси происходит, в Англии был целый судебный процесс по этому поводу, сигнальщик был оправдан). Хорошо это или плохо? Недавно по Discovery смотрел один из выпусков Top Gear, где ребята соревновались в гонках… Дальше »

gennadii17
8 лет назад

“jon_silver”:
Вообще сейчас Черный Плес можно назвать поселком, т.к. в нем образовалось довольно много жилых строений. Симские мужики практически живут там. Так что кто знает, может некоторое время спустя поселок возродится :).

Мне кажется он уже возрждается.А насчёт дороги думаю цена вопроса 100-200тыс.
Предполагаю машин 10 щебня(для особо заболоченных мест)+ приобретение гусеничного трактора б/у с лопатой
и айда пошёл и зимой и летом.Только нужно ли им это.Я так предполагаю там обосновались охотники,
и кто лесом занимается…..и думаю лишний наплыв людей им ни к чему…….

Chur
8 лет назад

“VAM”:
…А ещё обыватель не понимает, что государство – это он и есть.


Это “непонимание” и есть правильное понимание реальной действительности.

gennadii17
8 лет назад

“jon_silver”:
Давайте сначала ответим на простой житейский вопрос: моргание фарами, предупреждающими о том, что на дороге стоит патруль ГИБДД

Здесь мне тоже вспоминается одно упоминание.Говорят когда из Германии приехала делегация и увидела на выставке автомобиль “Урал”,было изречение с ихней стороны:”Что только русские не придумают,лишь бы дороги не строить”.Да не нужно никому ничего моргать! Мы сами себе проблемы создаём,что мало аварий при этих морганиях происходит….особенно на перекрёстках.Вы обращали внимание, что практически,при дальних поездках,приезжают почти все стартующие одновременно,обгонял не обгонял.Ну приедешь ты на пару часов раньше,и что? есть смысл лавировать,нарушать закон? отмазываться?

Chur
8 лет назад

.jpg Донос, доносительство, стукачество. “Об истории доносов в России можно прочитать во многих книгах, но ещё более значительный материал на эту тему храниться в отечественных архивах. Нельзя не поразиться тотальности доноса в России. Доносили все: князья и купцы, крестьяне и рабочие люди, монахи и солдаты. Донос получил правовой статус ещё во времена укрепления Московского государства, когда великие московские князья, стремясь удержать переходивших к ним служилых людей, включали в «укрепленные грамоты» положения не только о верности вассала своему новому сюзерену, но и обязанности доносить о замыслах против него: «где какого лиходея государя своего взведаю или услышу, и мне то сказати своему… Дальше »

Chur
8 лет назад

“gennadii17”:
Вячеслав,дорогой,кого то обидеть,это как говорится не в моём амплуа.
Я всего лишь высказываю свои мысли,пусть они где то и неверные,но это мои мысли,мои!(по моему такого права ещё никто не отменял)
что Вы,что Иван, что я-берём познания….сами знаете откуда,(ну физически не можем мы всё видеть своими глазами)но при этом у каждого своя позиция,своя точка зрения.а также не в моём амплуа,вести диалог,брыжжа слюной,отстаивая свою точку зрения.А то что пишите о земляках-похвально.А также есть предложение поднять руку вверх,затем резко опустить её,забыв при этом возможно некорректные фразы

Ну что тут скажешь? На дипломатическом уровне.

jon_silver
8 лет назад

“VAM”:…и вообще я на стороне Ивана-хоть и не знаток истории,но интуитивно подозревая,что есть преувеличения,верить бумагам и тому что написано(прошу глубочайшего прощения ,но на заборе…..а на самом деле…..)… Геннадий, обижаешь. Бумагам не веришь, а на стороне Ивана. Так Иван эти бумаги копирует из Сети и, не тратя много времени, вывешивает целыми портянками в своих постах. А я скрупулёзно читаю, разбираюсь, пишу о наших земляках, о жителях посёлка Чёрного Плёса, о конкретных людях, которые пострадали в годы сталинских репрессий. Что же получается: бумагам ты веришь, а своим глазам – нет? Вячеслав, Вы не справедливы. Прежде чем вывешивать я их прочитал и проанализировал.… Дальше »

Chur
8 лет назад

“jon_silver”:Вячеслав, Вы не справедливы. Прежде чем вывешивать я их прочитал и проанализировал. Именно в этих “портянках” дается простое и элементарно проверяемое обоснование, что не могло быть 40-миллионных массовых репрессий, это просто невозможно физически… Как не справедлив? Я же по совести обиделся на Геннадия, что он Ваши доводы принимает, а мои – нет. Про сорок миллионов я ни с кем не полемизировал и цифр такого масштаба не писал. Как мне показалось, это Вы полемизировали с Солженициным. Например, писали: “Много, в плане количества. Но это не 30-40 миллионов, как заявляет тот же Солженицын.” Единственное, что я написал: ” Гулаг наполняли многомиллионные потоки… Дальше »

Chur
8 лет назад

…Вы доказываете факт репрессий, я привожу Вам завышенность масштаба репрессий. В материалах, что я выложил доказательно указаны цифры заключенных, там же обосновывается, что из всех заключенных в период 1930-1953г.г. “политических” было только 1/3. Ну да. Мы сошлись на количестве репрессированных по политической статье 58 равном 4 060 306 человек. Это цифра из приведённых Вами материалов. Про завышенность масштаба репрессий (как и про заниженность) я ещё ничего не писал. Я писал о потоках репрессированных. В частности, о потоке репрессированных в период коллективизации. В первую очередь об этом потоке, так как многие из этой категории репрессированных были сосланы на мою родину в… Дальше »

jon_silver
8 лет назад

“Chur”:
Мои сомнения в том, что Вы не читаете свои “портянки” появились после Вашего вопроса: “Только не понятно откуда получилась у Вас цифра 4060306 человек?”

Задавая этот вопрос, я хотел получить информацию о тех слагаемых, которые вы испольховали в этом подсчете. Т.к. статья весьма нагружена цифрами.
Что касается величины текста, то тут либо представлять весь текс, либо снижать логику изложения. Я выбрал первое.

Chur
8 лет назад

“jon_silver”:
…Остановимся на самой “массовой” части статьи 58 ч.1…

До окончания Великой отечественной войны самой “массовой” была не эта часть статьи 58. Самая “массовой” была за пропаганду и агитацию (см. внимательно Ваши материалы). В редакции ст. 58 от 1926 года это п.13 и п.15. В редакции ст. 58 от 1934 года это п.10.

После войны по ч.1 ст.58 в ГУЛАГ пошёл поток изменников родины. К сожалению, к изменникам родины приравнивали бывших военнопленных и другие несчастные категории граждан СССР. По этой причине изменников родины и стало так много.

Chur
8 лет назад

“jon_silver”:
…Сегодняшняя власть разьве не защищена практически таким же законом?…

Конечно, защищена. На то она и власть, особенно если она антинародная. Я всегда был противником определения: “Государство – это мы”.

Однако, сейчас очень ограничены расширительные толкования статей, сильна защита обвиняемых, есть какой-никакой суд (а не решения сельсоветов или “Троек”), есть возможность обращаться в международный суд и т.д. В результате политических (и политически мотивированных) преследований со стороны государства мало.