Смертельная статистика: за что в России будут отзывать автомобили

Смертельная статистика: за что в России будут отзывать автомобили

Смертельная статистика: за что в России будут отзывать автомобили

Правительство разработало критерии рисков, по которым предполагается проверять автопроизводителей на соответствие их продукции требованиям безопасности дорожного движения, выяснила «Газета.Ru». Несколько крупных ДТП с погибшими за год, произошедших из-за некачественных автокомпонентов, будут поводом к проверке. На практике препятствием может стать плохая система учета и расследований ДТП, говорят эксперты.

В качестве маркеров риска, позволяющих контролирующим органам понимать, что требования безопасности нарушаются, и проводить внеплановые проверки автопроизводителей, Минпромторг предлагает принять количество ДТП с однотипными автомобилями. Техническое описание индикаторов риска министерство подготовило в соответствующем проекте приказа, с которым ознакомилась «Газета.Ru».

Временной отчетный период, за который регулятор планирует мониторить аварии, составляет один год, говорится в документе. Так, для грузовиков полной массой свыше 3,5 тонны, а также автобусов вместимостью более восьми человек в качестве критического показателя предлагается принять пять дорожно-транспортных происшествий за год с однотипными машинами, в каждом из которых погибли три и более человека.

Для транспортных средств без учета их типа (сюда входят и легковые авто) индикатором риска станут пять ДТП за год с тремя и более погибшими или пострадавшими с участием транспортных средств, в которых использовались автокомпоненты одного типа, ставшие причиной (или одной из причин) таких аварий, указывается в проекте приказа министерства.

Введение этих маркеров риска предусмотрено действующим законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Само по себе превышение показателя не является нарушением требований техрегламента «О колесных транспортных средствах», однако с высокой степенью вероятности свидетельствует о том, что они есть, подчеркивается в пояснительной записке к проекту приказа.

Индикаторы риска учитываются при назначении внеплановых проверок автопроизводителей и выборе их вида.

В Минпромторге, инициировавшем введение новых нормативов, и Росстандарте, на который возложен надзор за соответствием автомобилей действующим требованиям по безопасности, на момент публикации материала не ответили на вопросы «Газеты.Ru» о том, для чего потребовалось введение показателей риска и как они будут отслеживаться на практике.

Процедура оценки рисков предусмотрена межгосударственным стандартом «Отзыв продукции автомобилестроения. руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов», который вступает в силу 30 ноября этого года.

Этот стандарт регламентирует отзывные кампании автомобилей и разделяет их на три вида – добровольный без надзора, который инициируется самим автопроизводителем, добровольный под надзором – в случае, если риск превышает установленные нормативы, или принудительный – который инициируется надзорными органами при наличии достоверной информации о том, что автомобиль не соответствует требованиям безопасности.

Большинство опрошенных «Газетой.Ru» автопроизводителей, работающих в России, не спешат давать оценку новой инициативе Минпромторга.

В Renault и Subaru отказались от комментариев, в Haval не смогли оперативно ответить на вопросы «Газеты.Ru». В пресс-службе российского представительства Suzuki сообщили, что с пониманием относятся к вводимым мерам и стандартам по отзывным кампаниям.

«В Сузуки существует своя систем классификации отзывных кампаний, и надо признаться, в некоторых аспектах она совпадает с введенной российским государством классификацией», — сообщила «Газете.Ru» пиар-менеджер «Сузуки Мотор Рус» Анна Кожевникова.

У Nissan уже давно действует внутренний стандарт по оценке дефектов: влияет ли неисправность на безопасность или нет, рассказали «Газете.Ru» в российском представительстве марки.

«Мы не дожидаемся ДТП, а заранее оцениваем все неисправности и жалобы клиентов с точки зрения влияния на безопасность.

Зачастую, если у инженеров создается понимание, что даже потенциально, чисто гипотетически может произойти какая-то поломка, мы начинаем отзывную кампанию», — подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» пиар-директор Nissan RBU East Роман Скольский.

Если отказ какого-либо компонента влияет на безопасность и на основании расследования причины неисправности установлена вина именно производителя, Nissan внедряет корректирующие меры, оценивает риск возникновения аналогичного дефекта на других автомобилях, добавил он.

Мировая экономика после ковидной стагнации восстанавливается быстрыми темпами. Спрос растет, а производители не успевают обеспечить его предложением, отчего, к примеру, возник дефицит комплектующих для управляющей электроники.

Применить на практике планирующиеся к введению нормативы Минпромторга будет сложно из-за несовершенства системы расследования ДТП в России и оценки их зависимости от неисправностей транспортных средств, полагают эксперты.

«Данная инициатива вызывает много вопросов. Для того, чтобы понять, какой процент ДТП произошел именно из-за технической неисправности транспортного средства, при обилии сопутствующих факторов, потребуется оснастить каждую машину аналогом «черного ящика» — рассуждает в беседе с «Газетой.Ru» независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев, —

В таком случае придется учесть порядка 100-120 базовых параметров и из этого массива данных выделить причину ДТП, сравнить с аналогичными авариями – только тогда это будет работать».

В нынешнем виде эти параметры слишком абстрактны и не поддаются практическому применению. Для того, чтобы они заработали, необходима разработка полноценной методики с привлечением экспертов по транспортной безопасности, «большим данным», анализу математических моделей, добавляет он.

Система расследования ДТП в России построена таким образом, что виновником аварии, как правило, становится водитель – это отражается и в статистическом учете, и в расследовании обстоятельств ДТП, указывает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

«Даже если оторвалось колесо и если у транспортного средства присутствует конструктивный недостаток – виновным в аварии в России, как правило, признают водителя, который обязан содержать автомобиль в таком виде, чтобы он не разваливался,

— говорит Шкуматов «Газете.Ru», — Мы живем не в США, где пострадавший в ДТП водитель, который докажет, что авария произошла из-за неисправности или конструктивной особенности машины, может отсудить у автопроизводителя огромную сумму».

Согласно официальной статистике ГИБДД, за 9 месяцев 2021 года доля ДТП, при которых зафиксированы технические неисправности ТС либо условия, при которых запрещена их эксплуатация, имеет невысокий уровень — таких аварий всего 5,9% от общего числа

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments