Штраф не виден. Могут ли дорожные камеры штрафовать в дождь и в снег?
Непогода влияет на системы фотофиксации нарушений. В каких случаях они начинают работать с ошибками?
В прошлом году руководство МВД предупреждало региональные управления ГИБДД о необходимости взвешенного подхода при оформлении протоколов с дорожных камер, работающих в непогоду. Часто мокрый снег и обильный дождь являются причинами помех для функционирования измерительной техники. Кроме того, снег на дорогах закрывает разметку, провоцируя водителей на нарушения. Насколько же чувствительными к непогоде являются измерительные приборы и в каких случаях водители вправе обжаловать ошибочные постановления?
Государственная автоинспекция в 2019 году подготовила документ с рекомендациями по работе с комплексами фото- и видеофиксации нарушений. Документ содержит перечень условий, при которых работа комплексов должна прекращаться. Оказалось, что непогода напрямую влияет на их функционирование. Причем ошибки камер не всегда заметны операторам, да и самим автомобилистам.
Часто камера в условиях плохой видимости не может точно определить транспортное средство в плотном потоке и начинает перекладывать скорость нарушителя на другие машины. Обычная видеокамера не может четко рассмотреть габариты, модель и траекторию машины. В итоге электроника выхватывает из потока машину, прикрепляет к ней скорость нарушителя-лихача и формирует шаблон постановления.
Камеры иногда даже путали в условиях непогоды грузовой и легковой автомобили и штрафовали законопослушных автовладельцев за нарушения, совершенные водителями грузовиков. Подобные проблемы выявлены в ходе проверки, проведенной с начала 2018 года по 30 июня 2019 года.
Когда выключаются камеры?
Региональным Центрам управления движением в прошлом году рекомендовали ограничивать работу камер, если:
- погода стала неблагоприятной и уже невозможно точно определить движущееся транспортное средство нарушителя;
- на дороге отсутствуют предупреждающие таблички 8.23 «Фотовидеофиксация», или перед камерой нет разметки, чтобы оповещать водителей о том, что им необходимо соблюдать скоростной режим.
- Камера также должна выключаться, если поступают многочисленные жалобы автомобилистов на ошибочные постановления, приходящие с нее. В этом случае необходимо не только деактивировать камеру, но и проверить ее работу.
- По данным ГИБДД, в целом около 25% регистрируемых автоматическими комплексами нарушений являются ошибочными. В потоке тысяч постановлений операторам ЦОДД и инспекторам ГИБДД трудно мгновенно найти ошибки и неточности электроники. В непогоду количество ошибок еще больше возрастает. Однако это не значит, что в дождь и снег комплексы не работают. За грубые нарушения штрафы могут начисляться, просто проверка их более тщательная.
· Нарушение работы приборов
- Наибольшее распространение получили четыре диапазона радиоволн: Х-диапазон (10,525 ГГц), К-диапазон (24,15 ГГц), Ка-диапазон (35,2 ГГц), La-диапазон, то есть лазерный (700−1000 нм). В России используют К- и La-диапазоны в современных приборах, поступающих на вооружение ГИБДД в последние 10 лет. В Х-диапазоне работают устаревшие радары («Сокол», «Беркут» и т. п.). А вот Ка-диапазон получил распространение в Северной Америке.
- Диапазон частот 24,15 ГГц хорошо справляется фиксацией движущихся объектов, однако с точностью определения скорости могут быть проблемы. Во-первых наличие в атмосфере большого количества падающих капель или хлопьев мокрого снега может исказить движение радиоимпульсов, и показания принимающего детектора будут смазаны. По этой причине на автомобилях в непогоду перестают работать адаптивный круиз-контроль и система слежения за опасным сближением с транспортом впереди.
- Кроме того, во время обильного дождя активно функционирующий прибор может оказаться банально залит водой. На объективах образуются подтеки, искажающие работу оборудования. В итоге блок управления ошибается и выдает неверные данные.
· Ошибки водителей
- Ошибки могут возникать и по другой причине. Лежащий на проезжей части снег не позволяет участникам дорожного движения видеть разметку и следовать ее предписаниям. В результате происходят банальные нарушения. Водители пересекают стоп-линии у светофоров, задевают края выделенных полос для общественного транспорта, пересекают сплошные линии разметки и даже выезжают на встречные полосы на поворотах и виражах.
- На фотографиях с дорожных камер за сугробами не видны запрещающие полосы, однако камеры все равно формируют постановления. Дело в том, что они контролируют не полосы, а зоны, в которые не должны заезжать автомобили. Границы зон заложены в памяти устройств, и непогода не влияет на их определение.
- В итоге водители могут получать постановления за нарушения требований разметки, когда на фотографиях разметка не видна. Инспектор же, контролирующий автоматику, не всегда имеет возможность внимательно рассмотреть полученный снимок.
- Для обжалования ошибочных штрафов следует обратиться в подразделение ГИБДД. Заявление можно подавать лично, через портал госуслуг либо по почте в течение десяти суток после получения постановления.