Реформа ТО и новые наказания: что ждет российских автовладельцев

Реформа ТО и новые наказания: что ждет российских автовладельцев

Российских автовладельцев в ближайшее время ждут серьезные изменения в сфере техосмотра. За неисправности автомобиля сотрудники ГИБДД смогут «заморозить» диагностическую карту машины, отправить ее на внеочередной технический осмотр и вовсе изъять у ее владельца документы на машину. Кроме того, список неисправностей, за которые последует столь суровое наказание, существенно расширят.

С 1 марта усиливается контроль за самим процессом прохождения ТО. Автомобиль во время процедуры будут фотографировать, вместе с фото в защищенную базу данных ЕАИСТО будет передаваться информация о местоположении автомобиля во время осмотра, а диагностическую карту защитят цифровой подписью. По задумке МВД, такие меры помогут сократить количество случаев продажи диагностических карт без осмотра машины.

Однако ужесточение контроля за процедурой технического осмотра — только первый шаг в масштабной реформе. МВД уже готовит новые поправки в законы «О безопасности дорожного движения» и «О техническом осмотре», которые напрямую затронут автовладельцев.

Одна из инициатив ведомства — разрешить сотрудникам ГИБДД на месте приостанавливать действие диагностических карт и направлять владельцев неисправных авто на внеочередной технический осмотр.

Вместе с тем готовится новая «волна» запретов, связанных с эксплуатацией неисправных автомобилей. Россиянам, в частности, хотят запретить ездить на машине, если размер колес, установленных на авто, отличается от заводского.

Авто Mail.ru подробно расскажет о том, что ждет российских автовладельцев и особенно тех, кто ездит на тюнингованных автомобилях в свете столь масштабных изменений. Также мы поговорили с экспертами и выяснили, смогут ли инспекторы находить неисправности и переделки на месте остановки и к чему приведут радикальные нововведения.

Как будут наказывать?

Проект поправок, расширяющих полномочия инспекторов ГИБДД, был представлен МВД еще в конце прошлого года. На днях в нем появился новый пункт — о том, что эксплуатация неисправного автомобиля будет запрещаться «незамедлительно», за исключением случаев, когда ремонт можно произвести на месте. То есть если водитель, например, поменяет перегоревшую лампочку при сотруднике ДПС, то штраф выписан не будет, уточняет «Коммерсант».

Пока нет ответа на один из главных вопросов — за какие нарушения гаишники смогут «заморозить» диагностическую карту. Полный перечень неисправностей опишут в приложении к ПДД. К слову, сейчас в Правилах существует запрет на движение при неисправных тормозах, рулевом управлении, неработающих фарах ночью и неработающих дворниках в дождь. А за езду на автомобиле с неисправным рулевым управлением или тормозами, кроме штрафа, грозит более суровая санкция — перемещение машины на спецстоянку.

Процедура будет выглядеть примерно так: при выявлении неисправности автомобиля, инспектор ГИБДД приостанавливает действие выданной ранее диагностической карты и передает соответствующую информацию в ЕАИСТО в течение суток.

У автовладельца будет 72 часа на то, чтобы устранить поломку и вновь посетить пункт технического осмотра.

Если все в порядке и машина прошла проверку — данные об этом заносятся в ЕАИСТО, и автомобилю «разрешают» выезжать на дороги.

Если же по каким-то причинам автовладелец не устранил зафиксированную инспектором поломку — полицейские изымают СТС. Детали этого процесса будут описаны в отдельном постановлении правительства.

За что будут наказывать?

Но и это еще не все. С 1 июня МВД планирует ввести новый перечень неисправностей, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать. Если поправки в законы все же будут внесены, то за нарушения из этого списка водителя смогут лишать сначала диагностической карты, а потом и СТС. По информации ТАСС, в проекте постановления правительства есть информация о том, какие именно неисправности могут послужить причиной для наказания.

Пункт, который может коснуться многих россиян, — это запрет на эксплуатацию авто, параметры колес которого не соответствуют данным завода-изготовителя машины. Касается это диаметра дисков и резины или же размерности шин — не сообщается.

МВД хочет запретить автовладельцам ездить на летних покрышках зимой и на зимних шинах — летом. Причем санкции последуют, даже если «обувь» не по сезону установлена только на одном колесе.

Отдельный пункт посвящен ремням безопасности. Эксплуатацию запретят, если на ремне есть видимые надрывы на лямке или ремень отсутствует вовсе, а также в случаях, если замок не фиксирует язычок лямки или не выбрасывает его после нажатия на кнопку замыкающего устройства и если лямка не вытягивается или не втягивается в катушку.

Еще о безопасности — ездить нельзя будет на машине, у которой аппаратура спутниковой навигации, устройство или система вызова экстренных оперативных служб, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации автомобиля, неисправны или отсутствуют.

Не забыли при составлении перечня и о машинах на газовом топливе. Согласно новым правилам, на каждом газовом баллоне должен иметься паспорт, оформленный его изготовителем, а на уже установленном баллоне должны быть четко нанесены серийный номер и обозначение, а если произошли изменения газового оборудования при ремонте, то сведения об этом оформляются уполномоченными организациями.

Это лишь часть нововведений, которые вместе с возможным расширением полномочий сотрудников ГИБДД могут серьезно изменить жизнь российских водителей. Ведь «нарваться» на проблемы с повторным прохождением техосмотра сможет даже примерный шофер, у которого в пути перегорела лампочка в фаре.

Кроме того, поправки вызывают массу вопросов у автовладельцев. Как инспекторы будут определять поломку без специального оборудования? Насколько такая процедура правомерна? Не подхлестнут ли такие изменения коррупцию? Стоит ли ожидать огромных очередей из выявленных гаишниками неисправных машин на пунктах прохождения техосмотра? Что ждет владельцев тюнингованных автомобилей?

Эти и другие важные вопросы мы задали экспертам и участникам рынка техосмотра

Наделение сотрудников ГИБДД полномочиями по определению неисправностей на месте остановки породит новые случаи коррупции, уверен председатель движения автомобилистов Виктор Похмелкин.

«Это приведет к коррупции и произволу. Потому что определить техническую неисправность без специального оборудования практически невозможно. И ясно, что это будет использоваться совсем не для того, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения. А для того, чтобы иметь возможность что-то получить с водителей. На мой взгляд, ни один уважающий себя автовладелец не сядет за руль авто с неисправностями. Никакой статистики, которая бы доказывала, что ДТП происходят именно из-за технеисправностей тоже нет», — рассказал Похмелкин.

Эксперт уточняет, что раньше, когда у сотрудников ГИБДД было право проверять техническое состояние, это разрешалось делать только на стационарных постах и только со специальным оборудованием, с которым работали особые технически подготовленные специалисты.

«Есть ли такие специалисты сейчас? Если есть, то единицы на миллионы автовладельцев. Ну как они с этим справятся? Значит, это право дадут всем. А раз всем, то они будут определять параметры „на глазок“, даже размер шин. Это будут сплошные конфликты на дорогах и коррупция», — говорит эксперт.

С Похмелкиным солидарен автоюрист Сергей Радько, он уверен, что возможность изъятия СТС приведет к появлению коррупционных схем.

«Если автомобиль якобы не будет приведен в исправное состояние, то каким-то образом предлагается допустить изъятие этого свидетельства. Не совсем понятно, зачем это надо. Тем более если это происходит в другом регионе, куда могла приехать машина у нее вдруг возникла неисправность, как за 72 часа водитель будет это исправлять? Тем более пунктов для техосмотра у нас не так и много. Почти все занимаются продажей диагностических карт без реального изучения автомобиля. Поэтому если вдруг придется ездить на эти пункты, это будут огромные очереди и огромные взятки, чтобы эти очереди обойти», — рассказал Авто Mail.ru Радько.

Коллега Сергея Радько, автоюрист Георгий Холманский тоже задается вопросом о необходимости столь жестких санкций для автовладельцев и констатирует, что к поправкам очень много вопросов.

«В сервисе, например, может не оказаться деталей, и выход здесь только прекратить пользоваться машиной. Ведь иначе карту у вас заберут. Совершенно не логичный пункт. Я вообще считаю, что эти поправки нарушают право гражданина на использование своей собственности. Может, нарушения и нет, а карту у вас заберут», — утверждает Холманский.

По мнению эксперта, одними наказаниями ситуацию с аварийностью на дорогах исправить нельзя.

«Общая тенденция идет к ужесточению ответственности за административные правонарушения. Это уже общий тренд. Снизит ли это общее число ДТП? Не думаю. Одно лишь наказание никогда не является решением проблемы. Нужен кнут, нужен пряник. То есть комплексное решение проблемы», — уверен Георгий Холманский.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр также констатирует, что поправки могут вызвать рост коррупции, но предупреждает и о другой проблеме — сами операторы техосмотра не готовы «играть по новым правилам».

«Это очередной повод для чрезвычайно активной коррупционной деятельности. Инспектор не является инженером. Как он будет определять неисправности — „на глазок“? Это прямой путь к взяткам. Вторая сторона медали: уже с 1 февраля техосмотр фиксируется фото с привязкой к координатам. И все встало. Потому что страна не готова к проведению реального технического осмотра. Много лет это понятие подменялось. Кто-то покупал техосмотр оптом, кто-то по одному», — говорит Ян Хайцеэр.

Эксперты уверены — экономическая составляющая проекта проработана слабо.

«800 рублей стоит справка, машина на ТО стоит час. Сколько машин в таком случае получат диагностические карты? Немного, недостаточно для того, чтобы окупить проект. Окупится он для коммерсанта только лет через 20. Поэтому мы попадаем в неприятную коллизию, когда законодатели от нас что-то требуют и делегируют права инспектору, который не очень хорошо себе некоторые вещи представляет, а мы выполнить поставленные задачи не можем фактически. На мой взгляд, идея с камерами и 800 рублями более здравая. Технически неисправных автомобилей на дорогах достаточное количество. И у них нет денег ни на страховку, ни на техосмотр. До определенного момента они просто ездят по левым документам. И вот этот штраф, а камер в стране много, поможет сделать так, чтобы такие машины не выезжали на дорогу», — уверен Ян Хайцеэр.

Стоит ли ждать очередей на ТО?

Вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко высказал предположение, что из-за неготовности операторов техосмотра к наплыву клиентов автовладельцев ждут серьезные проблемы.

«У нас из-за того, что техосмотры несколько лет принадлежали страховым компаниям, страховщики устроили продажу карт техосмотра у себя в офисе. Естественно огромное количество пунктов по России закрылись. Так что встает вопрос: а куда ехать-то? Я считаю, что именно пункты техосмотра у нас не готовы. Тут опять либо перепродажа какая-то начнётся, либо надо ждать, когда рынок в себя придет. То количество живых пунктов техосмотра, которое есть сейчас, нереально для реализации новых поправок. Это я про те случаи, когда автомобиль честно туда приезжает без покупки карты в интернете», — уверен Александр Казаченко.

«Автосервисы справятся 100%, а пунктов ТО не хватит. Уже сейчас начинаются очереди, это факт. Если раньше вы ждали 5-10 минут, то сейчас очереди на 3-4 дня вперед», — считает Казаченко.

Такая задержка вполне может привести к изъятию СТС даже у отремонтированного автомобиля. Однако первое время бояться строгих санкций не стоит — на отладку системы штрафов и механизм определения «просроченных» диагностических карт уйдет приличный срок, уверен эксперт.

Генеральный директор центра «Движение без опасности» Вадим Мельников считает, что изменения в сфере надзора за неисправными автомобилями необходимы, однако выражает сомнения насчет правильности предлагаемых методов.

«С одной стороны, конечно, с точки зрения техосмотра и корректности его прохождения, порядок давно напрашивался. Проблема с количеством ДТП из-за неисправности транспортных средств не только осталась, но и возросла. При этом нередки были случаи, когда, например, на Дальнем Востоке и в Сибири использовался транспорт, сваренный из 2 или 3 автомобилей, что вообще невозможно», — говорит эксперт.

Мельников отметил еще один важный момент — при наличии финансовых проблем люди экономят как раз на техосмотре, поэтому дополнительный контроль здесь не будет лишним, ведь нужно исключить момент, когда техосмотр становится просто пунктом для галочки.

«Если говорить про нормативы новые, то они, конечно, жесткие, но почему бы и нет.

Но для осмотра автомобиля требуется специальное оборудование. И на мой взгляд, то, как это сейчас реализовано, правильно. Если у тебя нет талона, что ты прошел техосмотр, то тебе не выдают полис страхования. И если нет полиса, это основание для штрафа. Выявить, проходил ли человек техосмотр, не сложно. Технически нет ограничений: есть камера, есть база», — рассказал Мельников.

Что будет с тюнингованными авто?

Отдельно мы поговорили с экспертами о тюнингованных автомобилях и том, что ждет их владельцев в случае принятия поправок. Прогнозы неутешительные — многим хозяевам доработанных авто придется или узаконить переделки или же лишиться СТС. Стоит ли ждать «охоты» на доработанные авто?

Виктор Похмелкин уверен, что «охота начнется за всеми, никому мало не покажется». Автоюрист Георгий Холманский более осторожен в прогнозах:

«С тюнингом не все так просто. Если соответствующие изменения были вписаны в техпаспорт транспортного средства, то и проблем никаких нет. Если же разрешение не получено, то такой тюнинг и так вне закона. Соответственно такие переделки остаются на совести самих собственников. В любом спорном случае, точку должен ставить суд. Если человек считает, что органы ГИБДД ограничивают его право пользования, то стоит обратиться в суд», — говорит Холманский.

Вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко достаточно подробно описал доработки, за которые гаишники будут наказывать в первую очередь.

«У нас четко определено понятие „тюнингованный автомобиль“. Это завышенная или заниженная подвеска. „Кенгурятники“ у нас разрешены, их регулировать не надо. Фары на крыше использовать запрещено, у нас это все прописано. Поэтому не надо сложностей. Есть 5-6 характеристик, которые видно на глаз. И визуально это очень просто определяется. Никто же не полезет вам двигатель смотреть, от старого он авто или от нового спортивного», — утверждает Казаченко.

Вопрос том, станут ли доработки автомобиля поводом для приостановки диагностической карты и стоит ли ждать облав на тюнингованные авто, мы задали президенту союза операторов техосмотра «Техэксперт» Сергею Зайцеву.

«Думаю, опасения о „специальной охоте“ преувеличены. Но все же надо сказать, что до этого тюнинг автомобилей носил какой то неуправляемый характер. ТО ремонта не сертифицируются, не лицензируются, все заканчивается банальными нарядами-заказами. Но надо понимать, что даже автомобили собираются, проходят сертификацию на соответствие правил. И если тюнинг выполнен с точки зрения правил, то не вопрос. Если соблюдена безопасность для водителя, других участников дорожного движения, для пешеходов. Вносятся изменения в регистрационные изменения, все по-человечески. А сейчас это преподносится как ограничение свобод — какие-то кенгурятники, лебедки, ересь навешанная. Конечно, это все является предметом опасности для участников дорожного движения», — рассказал нам собеседник.

Что говорят операторы техосмотра?

Сергей Зайцев также подробно ответил на другие вопросы, волнующие автовладельцев, и во многом его позиция отличается от мнения, высказанного экспертами.

Так, Зайцев считает, что действующая схема прохождения ТО с привязкой к покупке полиса ОСАГО, оказалась неэффективной.

«На сегодняшний день резко и категорично можно сказать, что затянувшаяся процедура ТО через страхование, ТО через наличие полиса ОСАГО, как обязательной процедуры, подтверждающей техническое состояние, закончилось печально. Все это утопия — количество ДТП из-за технических неисправностей растет постоянно, количество жертв — растет. Если взять методику и посчитать ущерб государства от погибших, пострадавших, то эта цифра будет свыше 2 трлн руб. Поэтому, с точки зрения доказательной базы, на сегодняшний день транспортные средства находятся в ненадлежащем техническом состоянии, и принимать решения об изменении концепции страхования и наведении реального порядка — это действие уже давно назрело. Более того, важно сказать, что оценка фактического технического состояния на дороге не скатилась к коррупции,» — рассказал Сергей Зайцев.

Для выявления неисправностей «на месте» требуется привлекать специальное оборудование, уверен президент союза операторов техосмотра.

«Никаких определений неисправностей „на глазок“ не должно быть. Если брать международную практику, то примерно 10% транспортных средств проверяются на дороге — для этого существуют передвижные технические комплексы. Они могут реализовать требуемые методы проверки. Сама мера правильная. И чтобы она не сползла в коррупционную составляющую и вымогательство на дороге — над этим надо хорошенько подумать. Чтобы это проводилось в цивилизованных условиях, со средствами диагностирования и действительно с наказанием тех водителей, которые в 80% случаев покупают диагностические карты и не выполняют требования», — уверен Зайцев.

Проблем с ремонтом автомобиля за 72 часа после выявления неисправностей возникнуть не должно, а устранить неисправность можно в любом сервисе, считает Зайцев.

«Мы сами прекрасно понимаем, что ехать обязательно в какой то определенный центр сейчас обязанности нет. Поэтому можно приехать в любой сервисный центр. Я не вижу на сегодняшний день никаких очередей в сервис, наоборот все находятся в ожидании клиентов. Я таких проблем не знаю», — рассказал глава «Техэксперта»

А как вы относитесть к инициативам МВД? Помогут ли жесткие меры убрать с дорог неисправные авто или же приведут к коррупции и очередям на СТО? Как бы вы изменили существующую сейчас систему техосмотра? Поделитесь мнением в комментариях!

Если вам надо покупать полис ОСАГО, то совсем не обязательно ехать в страховую компанию, стоять в очереди и общаться с менеджерами. Опыт показывает, что проще (и даже дешевле!) купить электронный полис. К тому же, сейчас есть специальные сервисы, которые позволяют сравнивать цены у всех крупных страховщиков и искать самый дешевый вариант. Иногда можно сэкономить тысячу рублей! Или даже полторы.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments