Повседневный этикет Этикет и этика спора

Повседневный этикет Этикет и этика спора

Рано или поздно любому человеку приходится вступать в спор, отстаивая свою точку зрения и опровергая позиции других людей. Важно уметь соблюсти тонкую грань между энергичной дискуссией и конфликтным поведением. Кроме того, вежливый и культурный человек обязан избегать даже малейшего намека на манипуляцию или нечестный прием.

Как правильно спорить

Современный этикет регламентирует и подготовленные, и случайно возникшие (незапланированные) споры. Ключевыми правилами для каждого из спорящих являются определенные нормы:

  • Нельзя уклоняться от первоначальной темы. Если разговор переходит на обсуждение другой проблемы, даже очень близкой, обратите на это внимание.
  • Сразу обозначьте те позиции, по которым вы согласны с оппонентом. Укажите на то, чего вы не примете ни в коем случае, от каких принципов не собираетесь отступать. Это поможет избежать недопонимания и многих острых моментов.
  • Подстраивайте свою речь и аргументацию под уровень другого участника и аудитории, не пытайтесь при помощи сложных терминов или неизвестных большинству слов продемонстрировать свое превосходство.
  • Этика спора, безусловно, запрещает подменять понятия или вкладывать в них иной смысл.
  • Вводите новые аргументы по одному, не старайтесь сразу обрушить на другую сторону целую «лавину» доводов.

Как не выставить себя в отрицательном свете

Настоящая культура полемики подразумевает, что спорящие признают ошибки, на которые указывает им аудитория или даже принципиальный оппонент.

Не соблюдая это условие, вы резко понижаете продуктивность дискуссии, провоцируя другую сторону на конфликт.

Каждый высказанный кем-то из участников довод нужно внимательно рассматривать, а не просто отбрасывать по причине своего несогласия, антипатии к говорящему или этических убеждений.

Аргументация и доказательства

Этот момент особенно важен, ведь по тому, как человек аргументирует свою позицию и противостоит мнению других, сразу можно понять:

  • насколько велики его знания в целом и по обсуждаемой теме;
  • удается ли ему соблюсти границу, отделяющую простую убежденность и напористость от грубости;
  • может ли выступающий формулировать свою позицию корректно, никого не оскорбляя даже в завуалированной форме;
  • выражается ли мысль четко, или говорящий сам не представляет глубины предмета обсуждения и не может полноценно донести свои тезисы.

В любом случае, будь то деловая беседа, академический диспут, дискуссия на телевидении или спор с членами семьи, желательно использовать простые и точно сформулированные мысли. Так противнику в споре будет сложнее повернуть их в выгодную для себя сторону или переключить обсуждение на другую тему.

Не говорите того, в чем не уверены на 100%, даже если вам очень нужны аргументы в защиту слабой позиции. В крайнем случае, сразу уточняйте, что выдвигаете только мнение, предположение или не до конца проверенную информацию.

Правила ведения спора подразумевают, кроме прочего, что сначала должны быть опровергнуты (либо частично приняты) высказывания оппонента, и лишь затем можно развивать собственную мысль. Один или два выразительных и сильных довода позволят победить в споре вернее, чем десяток тусклых доказательств, половина которых к тому же мало что скажет даже специалистам, не углубляющимся в разбор дискуссии.

Если предлагается решение, которое вам не нравится, необходимо сначала акцентировать внимание на его преимуществах и сильных сторонах. Только затем можно указывать на уязвимые места и негативные последствия.

Так вы уменьшите риск того, что ваша позиция будет воспринята как неумеренно критическая.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Поделитесь публикацией

Share this post

Subscribe
Уведомлять
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments